Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49-50 (2185-2186) 25 декабря 1998 г.

НАДЕЖДЫ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ?..

"Беззаботная студенческая пора" и "забота о хлебе насущном"... Как совместить эти понятия? Как вписывается студенчество в современную экономическую ситуацию? На эти вопросы отвечают первокурсники-журналисты НГУ в своих рефератах.

"Общеизвестно, что студенты -- народ бедный. Ни денег, ни прав. Первое не заработали, второе не заслужили. Причина одна -- молодость. Здесь нет исключений. Ситуация во всех странах одинаковая. Но у нас в последнее время финансовые вопросы встают особенно остро. Положение усугубляет разрастающийся экономический кризис, безработица, повышение цен. Кошельки родителей -- основной источник доходов учащихся в вузах -- заметно убавили в весе. Сегодня содержать ребенка, получающего высшее образование, -- роскошь даже для состоятельных граждан..." (Ю.Немилостивых)

"Во всей стране безработица. -- Эта избитая фраза уже не вызывает почти никаких эмоций. Наша жизнь превратилась в борьбу за существование. Порой бывает трудно устроиться даже на мало-мальски приличную работу. Больше шансов у тех, кто получил хорошее высшее образование. А куда устраиваются те, кто диплома еще не получил? Тяжело все время быть на попечении родителей, да и хочется порой большего..." (И.Николаева)

"Хочется нам или нет, а студент так или иначе соприкасается с проблемой экономики, испытывая на себе все ее катаклизмы. В этом году на бюджете, пожалуй, каждого второго счастливого обладателя студенческого билета отразился экономический кризис в нашей стране, многострадальной России..." (А.Пашкевич)

Как известно, Остап Бендер знал немало верных способов честного отъема денег. Нынешние студенты, наверное, не уступят великому комбинатору в предприимчивости. Они, не рассчитывая на чью-либо помощь, ищут выход из положения как могут.

"У современного студента недоумение вызывает как раз фраза "жить на стипендию". В лучшем случае того, что дают в деканате, хватает на пять дней поесть. Два раза в день, и без излишеств, вроде пирожного или мороженого. А дальше -- как хотите, как можете, как получится. Пессимист скажет -- это конец. Оптимист возразит -- что-то не слышно о повальном голоде среди "мучеников науки". И оба они окажутся правы". (А.Щербакова)

"Студентов можно считать особым, сверхприспособляемым видом Homo Sapiens... Но одновременно студенты, наряду с пенсионерами, являются самым незащищенным социальным слоем. И эксперименты в экономике страны больно бьют прежде всего именно по учащимся вузов... Студенты выживут, но какой ценой..." (Н.Воронцова)

"...Но что делать, вокруг тотальное обнищание, несытость и недовольство! Надо искать деньги. Искать их можно по-разному. Среди старших собратьев-студентов пользуется популярностью подрабатывание. Вот девушка-бармен, вот юноша-автослесарь. Кто там несется с кипой газет? Это наш газетный обозреватель, тоже студентка, между прочим. Это лишь примеры, частности многообразной студенческой жизни. Кивать головами на других легко. Сегодня ценятся в первую очередь самостоятельные действия, инициатива и предприимчивость. У меня все еще впереди, и это вдохновляет..." (М.Попова)

"Как это ни прискорбно, но большинство студентов перебиваются от стипендии до стипендии. Некоторые предпочитают сидеть на шее у родителей (в основном, 1-й курс), не делая ничего для улучшения собственного благосостояния; многие ищут сторонний приработок к мизерной стипендии и скромным переводам родителей; но есть, конечно, и такие, кто предпочитает думать верхними полушариями мозга -- эти ищут постоянную работу (желательно, по специальности)". (К.Иночкин)

"Вот и крутятся студенты: работают грузчиками, дворниками; расклеивают объявления; подрабатывают на бензоколонках, в кафе, на рынке, в киосках; моют пол, окна; сидят с детьми состоятельных родителей; даже пинетки и шапочки на заказ вяжут. Но получают за это гроши (судя по ценам на продукты и одежду). А подработку по своей будущей профессии найти не каждому везет. Да и кому нужен ничего не знающий 18--19-летний студентик..." (О.Додонова)

"Через друзей и знакомых, если повезет, можно стать барменом или официантом в кафе, баре, пиццерии и т.п. Некоторым девушкам удается найти работу няни. Старшекурсники зачастую занимаются репетиторством. Каждый находит что-то свое... В общем-то работу найти можно. Но она либо недостаточно высокооплачиваемая, либо отнимает слишком много времени (нередко и то и другое вместе)". (М.Третьякова)

"Как выяснилось, студенты начинают работать курса с третьего, а к пятому неработающих уже почти нет. Самыми прибыльными занятиями считаются репетиторство и перевод. Репетиторствуют по предметам, которые изучают: физика, химия, математика, языки... Можно переводить книги легких жанров -- романы, фэнтэзи. Реже требуются переводы технические... Имеющие дома компьютер предлагают полиграфические услуги -- набор, распечатку; математики и информатики пишут программы для фирм... Бывают "разовые" работы: погрузка--разгрузка чего-либо, например. Ну а журналисты стараются работать по специальности, зарабатывая, правда, тоже совсем немного... Деньги, хоть и небольшие, нужны всегда. Было бы желание, а работа, в конце концов, найдется". (И.Николаева)

Студенты не гнушаются никакой работы: читают рекламу на радио, распространяют анкеты, листовки, работают гардеробщиками, рекламными агентами, ди-джеями, на подтанцовках в ночных клубах, поют в метро, моют подъезды, ремонтируют книги в библиотеке, торгуют всем, начиная от собственных конспектов, подержаных учебников и кончая комплектующими компьютеров, ведут кружки в детских клубах и так далее и тому подобное. И не перестают радоваться жизни. Наверное, потому что молоды. А молодость -- время дерзаний и надежд.

"Как говорится, хочешь жить -- умей вертеться. Вот и вертятся, бегают со службы на лекции и обратно, в перерывах успевают сдавать сессию, веселиться, ведь молодость -- великое дело. Никакой кризис не сможет это опровергнуть". (Ю.Немилостивых)

"Молодость живет чувствами, живет сегодняшним днем, ей не свойственно забивать голову преждевременно заботами, жаловаться на "бесперспективное" будущее. В этом ее сила и мудрость. К тому же миром правят не деньги, как утверждают скептики и прагматики, -- миром правит любовь". (И.Васильева)

"Как бы бедно студенчество ни жило, на жизнь никто жаловаться не собирается -- вертятся, как могут. Лет десять назад этот вопрос отпал бы за ненадобностью. Все надеялись на кого-то... Неважно, что безработица в стране, неважен и сам кризис -- молодежь находит выход из любой ситуации. Мы, наверное, первые, кто уже учится жизни". (К.Иночкин)

Молодых часто ругают: дескать беспринципные -- а, может быть, более гибкие, прагматичные -- просто знают чего хотят, жестокие -- да, но они рассчитывают только на себя... Они -- другие. И это их время.

"А может, студенчество -- это и есть та сила, которая выведет Россию-матушку из дебрей трудностей. Остается только надеяться, чтобы эта сила не оказалась великим русским героем Иваном Сусаниным. А то, кто знает, куда еще мы можем прийти..." (Е.Остромина)

"Я живу отдельно от родителей, но на их деньги. Мне хватает на продукты, книги, а также фирменные компакт-диски, такси и пр. Тем не менее, курса со второго или третьего я собираюсь работать по выбранной профессии и полностью выйти из-под опеки родственников. Так что переход из университета на работу будет плавным и незаметным. Примерно так же вошел в жизнь и мой брат... Но далеко не у всех дела складываются столь удачно. Мой друг-одноклассник вынужден с 1-го курса работать и кормить безработную мать. Отец его при смерти..." (В.Гуреев)

"Ни один студент или выпускник не считает, что его должно обеспечивать государство. Каждый рассчитывает только на свои силы и связи. И каждый выживает, как может. Ищет любые возможности заработать деньги. И -- находит, потому что родители тоже не видят зарплату. Им труднее, они привыкли к защите государства. А мы уже надеемся только на себя..." (А.Щербакова)

Подготовила О.Иванова,
"НВС".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?25+79+1