НАДЕЖДЫ ЮНОШЕЙ ПИТАЮТ?..
"Беззаботная студенческая пора" и "забота о хлебе насущном"...
Как совместить эти понятия? Как вписывается студенчество в
современную экономическую ситуацию? На эти вопросы отвечают
первокурсники-журналисты НГУ в своих рефератах.
"Общеизвестно, что студенты -- народ бедный. Ни денег, ни прав.
Первое не заработали, второе не заслужили. Причина одна --
молодость. Здесь нет исключений. Ситуация во всех странах
одинаковая. Но у нас в последнее время финансовые вопросы встают
особенно остро. Положение усугубляет разрастающийся экономический
кризис, безработица, повышение цен. Кошельки родителей --
основной источник доходов учащихся в вузах -- заметно убавили в
весе. Сегодня содержать ребенка, получающего высшее образование,
-- роскошь даже для состоятельных граждан..." (Ю.Немилостивых)
"Во всей стране безработица. -- Эта избитая фраза уже не вызывает
почти никаких эмоций. Наша жизнь превратилась в борьбу за
существование. Порой бывает трудно устроиться даже на
мало-мальски приличную работу. Больше шансов у тех, кто получил
хорошее высшее образование. А куда устраиваются те, кто диплома
еще не получил? Тяжело все время быть на попечении родителей, да
и хочется порой большего..." (И.Николаева)
"Хочется нам или нет, а студент так или иначе соприкасается с
проблемой экономики, испытывая на себе все ее катаклизмы. В этом
году на бюджете, пожалуй, каждого второго счастливого обладателя
студенческого билета отразился экономический кризис в нашей
стране, многострадальной России..." (А.Пашкевич)
Как известно, Остап Бендер знал немало верных способов честного
отъема денег. Нынешние студенты, наверное, не уступят великому
комбинатору в предприимчивости. Они, не рассчитывая на чью-либо
помощь, ищут выход из положения как могут.
"У современного студента недоумение вызывает как раз фраза "жить
на стипендию". В лучшем случае того, что дают в деканате, хватает
на пять дней поесть. Два раза в день, и без излишеств, вроде
пирожного или мороженого. А дальше -- как хотите, как можете, как
получится. Пессимист скажет -- это конец. Оптимист возразит --
что-то не слышно о повальном голоде среди "мучеников науки". И
оба они окажутся правы". (А.Щербакова)
"Студентов можно считать особым, сверхприспособляемым видом Homo
Sapiens... Но одновременно студенты, наряду с пенсионерами,
являются самым незащищенным социальным слоем. И эксперименты в
экономике страны больно бьют прежде всего именно по учащимся
вузов... Студенты выживут, но какой ценой..." (Н.Воронцова)
"...Но что делать, вокруг тотальное обнищание, несытость и
недовольство! Надо искать деньги. Искать их можно по-разному.
Среди старших собратьев-студентов пользуется популярностью
подрабатывание. Вот девушка-бармен, вот юноша-автослесарь. Кто
там несется с кипой газет? Это наш газетный обозреватель, тоже
студентка, между прочим. Это лишь примеры, частности
многообразной студенческой жизни. Кивать головами на других
легко. Сегодня ценятся в первую очередь самостоятельные действия,
инициатива и предприимчивость. У меня все еще впереди, и это
вдохновляет..." (М.Попова)
"Как это ни прискорбно, но большинство студентов перебиваются от
стипендии до стипендии. Некоторые предпочитают сидеть на шее у
родителей (в основном, 1-й курс), не делая ничего для улучшения
собственного благосостояния; многие ищут сторонний приработок к
мизерной стипендии и скромным переводам родителей; но есть,
конечно, и такие, кто предпочитает думать верхними полушариями
мозга -- эти ищут постоянную работу (желательно, по
специальности)". (К.Иночкин)
"Вот и крутятся студенты: работают грузчиками, дворниками;
расклеивают объявления; подрабатывают на бензоколонках, в кафе,
на рынке, в киосках; моют пол, окна; сидят с детьми состоятельных
родителей; даже пинетки и шапочки на заказ вяжут. Но получают за
это гроши (судя по ценам на продукты и одежду). А подработку по
своей будущей профессии найти не каждому везет. Да и кому нужен
ничего не знающий 18--19-летний студентик..." (О.Додонова)
"Через друзей и знакомых, если повезет, можно стать барменом или
официантом в кафе, баре, пиццерии и т.п. Некоторым девушкам
удается найти работу няни. Старшекурсники зачастую занимаются
репетиторством. Каждый находит что-то свое... В общем-то работу
найти можно. Но она либо недостаточно высокооплачиваемая, либо
отнимает слишком много времени (нередко и то и другое вместе)".
(М.Третьякова)
"Как выяснилось, студенты начинают работать курса с третьего, а к
пятому неработающих уже почти нет. Самыми прибыльными занятиями
считаются репетиторство и перевод. Репетиторствуют по предметам,
которые изучают: физика, химия, математика, языки... Можно
переводить книги легких жанров -- романы, фэнтэзи. Реже требуются
переводы технические... Имеющие дома компьютер предлагают
полиграфические услуги -- набор, распечатку; математики и
информатики пишут программы для фирм... Бывают "разовые" работы:
погрузка--разгрузка чего-либо, например. Ну а журналисты
стараются работать по специальности, зарабатывая, правда, тоже
совсем немного... Деньги, хоть и небольшие, нужны всегда. Было бы
желание, а работа, в конце концов, найдется". (И.Николаева)
Студенты не гнушаются никакой работы: читают рекламу на радио,
распространяют анкеты, листовки, работают гардеробщиками,
рекламными агентами, ди-джеями, на подтанцовках в ночных клубах,
поют в метро, моют подъезды, ремонтируют книги в библиотеке,
торгуют всем, начиная от собственных конспектов, подержаных
учебников и кончая комплектующими компьютеров, ведут кружки в
детских клубах и так далее и тому подобное. И не перестают
радоваться жизни. Наверное, потому что молоды. А молодость --
время дерзаний и надежд.
"Как говорится, хочешь жить -- умей вертеться. Вот и вертятся,
бегают со службы на лекции и обратно, в перерывах успевают
сдавать сессию, веселиться, ведь молодость -- великое дело.
Никакой кризис не сможет это опровергнуть". (Ю.Немилостивых)
"Молодость живет чувствами, живет сегодняшним днем, ей не
свойственно забивать голову преждевременно заботами, жаловаться
на "бесперспективное" будущее. В этом ее сила и мудрость. К тому
же миром правят не деньги, как утверждают скептики и прагматики,
-- миром правит любовь". (И.Васильева)
"Как бы бедно студенчество ни жило, на жизнь никто жаловаться не
собирается -- вертятся, как могут. Лет десять назад этот вопрос
отпал бы за ненадобностью. Все надеялись на кого-то... Неважно,
что безработица в стране, неважен и сам кризис -- молодежь
находит выход из любой ситуации. Мы, наверное, первые, кто уже
учится жизни". (К.Иночкин)
Молодых часто ругают: дескать беспринципные -- а, может быть, более
гибкие, прагматичные -- просто знают чего хотят, жестокие -- да,
но они рассчитывают только на себя... Они -- другие. И это их
время.
"А может, студенчество -- это и есть та сила, которая выведет
Россию-матушку из дебрей трудностей. Остается только надеяться,
чтобы эта сила не оказалась великим русским героем Иваном
Сусаниным. А то, кто знает, куда еще мы можем прийти..."
(Е.Остромина)
"Я живу отдельно от родителей, но на их деньги. Мне хватает на
продукты, книги, а также фирменные компакт-диски, такси и пр. Тем
не менее, курса со второго или третьего я собираюсь работать по
выбранной профессии и полностью выйти из-под опеки родственников.
Так что переход из университета на работу будет плавным и
незаметным. Примерно так же вошел в жизнь и мой брат... Но далеко
не у всех дела складываются столь удачно. Мой друг-одноклассник
вынужден с 1-го курса работать и кормить безработную мать. Отец
его при смерти..." (В.Гуреев)
"Ни один студент или выпускник не считает, что его должно
обеспечивать государство. Каждый рассчитывает только на свои силы
и связи. И каждый выживает, как может. Ищет любые возможности
заработать деньги. И -- находит, потому что родители тоже не
видят зарплату. Им труднее, они привыкли к защите государства. А
мы уже надеемся только на себя..." (А.Щербакова)
Подготовила О.Иванова, "НВС".
стр.
|