Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 48-49 (2134-2135) 19 декабря 1997 г.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПОРА ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

В.Михайлова

Наш еженедельник уже сообщал, что в Новосибирском госуниверситете избран новый ректор, им стал член-корреспондент РАН Н.Диканский, физик-ядерщик. Мы попросили Николая Сергеевича ответить на два вопроса: какие проблемы он, как ректор, считает главными для университета и какие видит пути их разрешения.

— Проблем, конечно, море, но основная — финансовая. Уже давно из бюджета поступают деньги только на минимальную зарплату и мизерные стипендии. Нет денег для оплаты электроэнергии, отопления, воды, телефонов. На балансе университета кроме учебных корпусов — общежития, целый студгородок. В общежитиях протекают крыши, текут стояки водослива, а ведь это чревато последствиями — арматура может проржаветь от контакта с водой, и здание просто рухнет.

Очень низкие заработные платы у сотрудников университета, воспитателей физматшколы — приблизительно 200 тыс. в месяц. До смешного маленькие стипендии у студентов. Довольно много ведущих преподавателей уехали из страны, хорошо, что у нас была длинная “скамейка запасных”, благодаря им мы продолжаем готовить специалистов без потери качества. Но резервы исчерпываются. Мы можем прийти к тому, что некому будет делать хорошие курсы, а слабые мы не хотим. У нас все должно быть только самого высокого уровня — в этом наш университет. Все знают, что НГУ — вуз особенный, но как только вопрос касается распределения денег, получают те, кто поближе к власти, москвичи.

Оборудование, приборы в лабораториях, демонстрационных изнашиваются намного быстрее, чем в институтах. Если учесть, например, сколько студентов проходит на физических практикумах через осциллограф, а ему уже 20 лет, можно только удивляться, как он вообще до сих пор работает. Надо менять оборудование. А сейчас как только скажешь “оборудование”, все понимают — компьютер, а нам нужны вольтметры, осциллографы, частотомеры, генераторы и т.д. Они стоят дороже, чем компьютеры. Хороший осциллограф стоит в пять раз больше. Для радиотехнического практикума нужны комплектующие изделия, интегралки, паяльники, расходуемые материалы — это же учебный процесс.

В наших общежитиях представлены все молодежные проблемы: и пьянки, и драки, и наркотики. Но почему-то патрульной машины в студгородке нет. Казалось бы, где же ей быть, как не здесь — на одном пятачке живет более 4 тыс. молодых людей, оторванных от семей, практически предоставленных самим себе. На весь студгородок один участковый милиционер, раньше содержали двух, но теперь на университетскую зарплату никто не идет. Общежитиями занимались административно-хозяйственная часть, партком, профком, комитет комсомола, кураторы. Сейчас создается впечатление, что университет — это одна организация, а студгородок — совсем другая, и они мало связаны друг с другом.

Я считаю, нужно возрождать институт кураторов, чтобы со студентами общались нормальные интеллигентные люди. Мы не должны отдавать наших детей на откуп неизвестно кому, ведь общежития доступны кому угодно, вплоть до мафии. Нужно обеспечить безопасность студентов, нужна постоянная профилактическая работа.

Необходимо продолжать программу гуманитаризации образования, повышать культурный уровень студентов, приглашать театры со спектаклями, организовывать познавательные лекции. Я пытаюсь поставить эти задачи перед гумфаком. Нам нужна своя газета, радиостанция, канал ТВ, и чтобы вещание шло не только на студгородок, но и на город, чтобы у студенчества была своя трибуна, свой рупор. У нас есть отделение журналистики, для студентов это будет и семинар, и практика. Для организации радиовещания поищем спонсоров, можно обратиться хоть к радиостанции “Свобода”, может они помогут.

Нам нужен проректор по внеучебной работе — надежный, интеллигентный человек, который бы не просто навязывал студентам свое мнение, а помогал в организации различных форм внеучебной работы. Студентам просто необходимо создать свою организацию или союз, который бы объединил всех студентов Новосибирска для защиты своих прав и противостояния наступлению всякой гадости, которая на нас сыплется — алкоголь, наркотики и прочее. Интеллигенции пора объединяться. И преподавателям придется ходить в общежития из чисто моральных, нравственных побуждений, надо менять ситуацию, что-то предпринимать, что-то делать. (Взять американцев, хоть они и супериндивидуалисты, но у них множество общественных организаций, мероприятий, потому что им надоело жить в своих норах).

Теперь, что касается денег... Будем использовать всевозможные способы: обращаться в правительство, Сибирское отделение за помощью, будем продолжать участвовать во всех грантах, конкурсах. НГУ активно сотрудничает в совместных с Сибирским отделением интеграционных программах.

Неплохо работают некоторые научные лаборатории университета, пользуются спросом лазеры, осуществляются другие важные прикладные исследования. Наша задача — научить зарабатывать все подразделения, тогда мы выживем.

У нас есть платные программы по переподготовке экономистов, гуманитариев. Хуже всех приходится ФФ и ФЕН — фундаментальные науки не приносят доходов. Но зато на их выпускников есть спрос за рубежом.

Надеемся, что институты Сибирского отделения помогут привести в порядок учебные корпуса университета: Институт катализа уже отремонтировал аудиторию им. Г.Борескова, Институт органической химии обещал оборудовать аудиторию им. В.Коптюга, ИЯФ полностью комплектует аудиторию им. Г.Будкера... Известных ученых у нас много, аудиторий тоже. Будем привлекать спонсоров, у нас есть выпускники, которые занялись бизнесом и имеют деньги, будем обращаться к ним, дадим им возможность сделать, например, индивидуальный вклад в развитие того или иного практикума. А мы на прекрасных медных дощечках выгравируем их фамилии, что такой-то и такой-то сделали значительный вклад в поддержку учебного процесса.

Часть помещений в общежитиях сдается в аренду, в учебных корпусах пустующих площадей нет, у нас занятия в три смены. Зарабатывание таким способом денег — не выход, это не для нашего университета. Наш университет должен быть включен в число элитных, мы имеем на это право, поскольку через систему олимпиад и ФМШ к нам поступают самые талантливые, умные, работоспособные молодые люди. Таких университетов в России немного, им должно быть обеспечено стопроцентное государственное финансирование по всем статьям. Люди, стоящие у власти, должны понимать, что пора спасать национальное достояние.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+81+1