ИНТЕРНЕТ КАК БЕСПЛАТНЫЙ СЫР
Радио Liberty.
Александр Костинский рассказывает о безвозмездном доступе к сети
В последнее время одно за другим появляются сообщения, что
провайдеры и фирмы, предоставляющие доступ в Интернет, предлагают
свои услуги бесплатно. Так как они не благотворительные
организации, то за этим усматривается некоторый умысел. Постоянно
упоминаемая в нашей прессе пословица о бесплатном сыре в
мышеловке, наводит на мысль, что умысел -- злой.
Например, 4 декабря прошлого года в Сингапуре
телекоммуникационная группа StarHub заявила о возможности
бесплатного доступа. И в течение десяти дней ее предложение
привлекло сто тысяч человек. Первый бесплатный Интернет-провайдер
Великобритании Freeserve сообщил о постоянном большом приросте
числа пользователей. Он теснит America Online на британском
рынке, несмотря на то, что цены у конкурентов гораздо ниже
европейских.
А новая американская фирма Urban Media пошла еще дальше. Она
объявила, что будет предоставлять малым и средним компаниям
совершенно бесплатно не простой, а высокоскоростной доступ в
Интернет. Фирма собирается зарабатывать на продаже пакетов
голосовых и других информационных услуг. Рассчитывая, что
бесплатный высокоскоростной Интернет привлечет много клиентов,
Urban Media надеется, что ее план оправдает себя.
Боится отставать от своих конкурентов даже Excite@Home --
крупнейшая компания высокоскоростного кабельного доступа в
Интернет. Но ведет она себя более осторожно, предлагая бесплатный
выход в Сеть пока по медленным коммутируемым линиям.
Согласно отчету Jupiter Communications, количество бесплатных
пользователей Интернета к концу 2003 года вырастет в Соединенных
Штатах более чем в 5 раз, что намного больше общего роста числа
пользователей Сети, который предположительно составит 50
процентов.
Уже несколько лет успешно работают бесплатные электронные
почтовые ящики. Чтобы получать и отправлять почту с их помощью,
нужно иметь лишь доступ в Интернет. В русскоязычной части Сети
число пользователей бесплатной электронной почты одного только
сервера mail.ru перевалило за полмиллиона, а число предложений от
их конкурентов -- за десяток. В чем же дело?
Первое, чем могут окупить свои расходы фирмы -- реклама. И
действительно. Распространение рекламы одно из условий
предоставления бесплатных услуг. Например, Juno Online заявила,
что в обмен на рекламные объявления доступ в Интернет будет
бесплатным. Кто готов заплатить за отсутствие рекламы на своем
мониторе 9 долларов 95 центов в месяц получает 150 часов в Сети,
то есть пять часов в день. Компания Juno начинала, кстати, с
бесплатного доступа к электронной почте и у нее два с половиной
миллиона пользователей. Теперь она распространяет свой
положительный опыт на другие сферы. Но нельзя сказать, что все
клиенты бесплатно посещающие Интернет с удовольствием выполняют
свои обязательства перед провайдерами -- благодетелями. Те, кто
поопытнее, пользуются хакерским программным обеспечением,
удаляющим обязательные рекламные окна с экрана, остальные просто
закрывают бумагой область монитора с рекламой. Но безусловно,
существуют и другие пути окупить расходы. Поэтому некоторые
компании, как WorldSpy, уже отказались от рекламных окон.
WorldSpy при входе пользователя в Интернет посылает его на
сетевую страницу виртуальных магазинов и это -- всё.
Вторая причина победного шествия бесплатного доступа в Интернет --
стремительное развитие Сетевой торговли и других услуг. Цифры
надо сказать обескураживают. Вот некоторые из них. Объем продаж
через Сеть в Израиле за год вырос на тысячу триста процентов.
Впервые в США прямые продажи компьютеров через Интернет обогнали
продажи через обычные коммерческие каналы. По данным компании IDC
в третьем квартале 1999 года через Интернет было продано почти 32
процента всех персоналок, а через коммерческие каналы только 30%.
В минувшем декабре, в Интернет--магазинах было потрачено 7
миллиардов долларов. Вдвое больше, чем год назад. Был момент,
когда компании, доставляющие интернетовские покупки на дом --
Wal-Mart Stores и Toys "R" заявили, что не могут гарантировать
своевременное получение купленных товаров в канун Рождества.
Поэтому неудивительно, что K-mart, вторая по величине после
Wal-Mart Stores сеть супермаркетов США, вместе с Softbank Venture
Capital создали службу бесплатного доступа к сети Интернет под
названием BlueLight.com. Благодаря бесплатности K-mart надеется
привлечь покупателей, не имеющих пока доступа в Интернет. По
этому же пути собирается идти, самая большая в Соединенных Штатах
сеть магазинов электроники -- Best Buy. Аналитики предполагают,
что Wal-Mart Stores не отстанет от конкурентов и в недалёком
будущем создаст для пользователей собственный бесплатный доступ,
возможно вместе с America Online.
Для многих ведущих менеджеров фирм стало очевидно, что прибыль от
дополнительных услуг через Интернет, которые может оплатить
пользователь, в скором времени в десятки раз превысит стоимость
выхода в Сеть.
Бесплатность доступа -- это не подвох или рекламный трюк, а способ
борьбы за наступающее будущее. Способ занять достойное место
рядом с гигантами, что-то противоставить их экспансии. Крупнейшая
в мире служба доступа в Сеть America Online только за последние 2
месяца прошлого года подключила к Интернету более двух миллионов
клиентов, и довела число своих пользователей в 15-ти странах мира
до 20 миллионов.
Хорошо известно, что люди неохотно меняют своего первого
провайдера, если он обеспечивает сносный доступ. Поэтому, отказ
от абонентской платы -- это не благотворительность, а удачные
инвестиции. Известно, что переманить клиентов обходится гораздо
дороже, чем привлечь их сейчас.
Но существуют и более глубокие причины, побуждающие провайдеров
предоставлять бесплатный доступ в сеть. Развитие маркетинга,
методов стимулирования продаж последнего времени показало, что
чем лучше и продолжительней отношения между покупателем и
продавцом, тем это выгоднее продавцу. Происходит это потому, что
повторные продажи постоянным клиентам приносят компании прибыли в
два -- три раза больше, чем первые. Общение создает атмосферу
доверия, а доверие, как показала практика продаж, дорогого стоит.
Вот как описывают эти кардинальные перемены Стэн Рэпп и Томас
Коллинз: "На наших глазах маркетинг как принцип продажи прошел
полный круг: от торговли один на один, какую вели столетие назад
деревенский булочник, портной и сапожник, к безличному миру
средств массовой информации и массовой торговли и обратно -- вновь
к персональному обслуживанию и укреплению отношений с клиентами,
что стало возможным в наши дни благодаря новым интерактивным
информационным технологиям. Интернету предназначено стать
основным мостом между рекламой и сбытом" (конец цитаты).
Если роль дружеских, теплых отношений, роль обратной связи так
велика при осуществлении продаж в развитом обществе, то понятно,
что крупные провайдеры, благодаря которым можно наладить такие
отношения в самых разных областях, становятся ключевыми фигурами
в бизнесе наступившего столетия.
Мы не удивимся, если через некоторое время за доступ в Интернет
провайдер сам будет платить клиенту. Может быть не прямо, а
предоставляя дополнительные услуги, в виде скидок на товары,
призов или лотерей. Но как раз этот "бесплатный сыр" пока мало
угрожает обитателям "мышеловки" размером в одну шестую часть
суши.
Михаил Мирный рассказывает об Интернет-мостах и сетевых
пресс--конференциях
Наверное, каждый человек хотел бы лично задать вопрос какомулибо
политику, актеру или просто известному человеку. Но до недавнего
времени такая возможность была только у профессиональных
журналистов. Каждый день, они ходят на прессконференции и лично
общаются со знаменитыми людьми. Однако теперь ситуация
изменилась. Недавно в Россию пришли так называемые Интернет-мосты
или пресс-конференции по сети. Теперь практически все встречи,
которые проходят в московском доме журналиста вещаются в режиме
реал-видео в Интернете. На сайте most.intervision.ru можно
принять участие в пресс конференции в режиме онлайн. Это
позволяет почувствовать себя журналистом, задать язвительный
вопрос знаменитому политику, или спросить про "фанеру" у
популярного певца. Если вы опоздали подключиться к интересной
встрече, то можно зайти в раздел архив. Там хранятся уже
прошедшие пресс-- конференции.
Но, кроме виртуальных журналистов обычно на каждой встрече есть и
около двух десятков offline журналистов. Для них все, что
вещается в Интернете по 2 Мбит каналу проецируется на большой
экран.
Пока еще мало используемое в России вещание в сети дает
немыслимые ранее возможности как для простых пользователей, так и
для журналистов. Для любого журналиста поход на пресс-конференцию
-- обыденное дело. Каждый день их проходят по две-три. Зачастую
корреспонденты, работающие в программах новостей, идут с одной
конференции на другую. Это занимает немало времени. Интернет
здесь оказался хорошим подспорьем для "слуг пера".
О некоторых преимуществах сетевых пресс-- конференций рассказывает
директор компании "Интервидение" Андрей Прохоров
"...Все вопросы могут быть заданы только через Интернет...."
Кроме того, есть немало плюсов у таких конференций и для тех, кто
является их героем.
Опять Андрей Прохоров
"Они позволяют проводить маркетинг..."
Большинство встреч с прессой проходят именно в столице. Из-за
этого в провинции журналисты оказывались в информационном
вакууме. Им приходилось использовать материалы уже вышедшие в
эфир или напечатанные в газетах и журналах. Благодаря Всемирной
сети теперь любой журналист из любой газеты может принимать
участие в пресс-конференциях, не чувствуя комплекса
неполноценности.
Но не только журналист может находиться на расстоянии. Некоторое
время назад в доме журналистов прошла пресс-конференция, когда
сам герой находился в другой стране. Журналисты же задавали
вопросы как из своих офисов, так и из пресс-зала. Казалось бы
мелочь, но ранее в российской прессе ничего подобного не могло
быть.
Правда, есть и некоторые неудобства. Основное -- это качество
изображения. Оно оставляет желать лучшего. Скорость изображения
кадр в четыре секунды. Такой, "мультфильм"" не всегда оставляет
приятное впечатление, особенно когда смотришь его около часа.
Обычно в залах стоят камеры стандарта ВХС, то есть бытовые видео
камеры, которые по качеству картинки немало отличаются от
цифровых бетакамов. Понятно, что, чтобы почувствовать себя
журналистом, и иметь возможность задавать вопросы, смотреть видео
и слушать неплохой звук, необходимо иметь хорошую связь с сетью.
Тем не менее, при всех минусах нельзя не сказать, что подобные
пресс-конференции -- это новый шаг в развитии журналистики. И
главное это не то, что Интернет дает такие возможности, а то, что
все мы постепенно учимся их использовать.
http://www.svoboda.org/
стр.
|