ШИРОКИЙ ПРОФИЛЬ
Л.Юдина.
Часто бывая в Новосибирском институте органической химии,
не раз слышала об интересной прикладной разработке группы,
возглавляемой
кандидатом химических наук И.Михайловой. Но Ирина Федоровна не
очень любит "паблисити" и все уходила от встречи. На этот раз
убедила ее, что просто грех отказываться от разговора накануне
праздника, прославляющего могущество женщин -- тем более, что
речь пойдет о работе коллектива, состоящего из четырех
очаровательных женщин.
-- Ирина Федоровна, так какую перспективную работу выполнил
коллектив?
-- Речь о модификаторах битума. Вы наблюдали, как летом проводят
на дорогах ямочный ремонт? Правда, не очень приятное впечатление?
Горячая масса, от которой валит пар и дым, укладывается в
заранее подготовленное углубление, политое
горячим битумом. Потом по свежим заплатам должен не раз пройтись
тяжелый каток, чтобы утрамбовать массу. Движение на дорогах в это
время затруднено, ибо проезжать по горячему асфальту машины не
должны.
Кроме того, такие ремонтные работы можно проводить только в сухую
погоду -- не дай Бог дождь!
А специфические добавки в асфальтово-бетонную смесь решают многие
проблемы. Во-первых, значительно упрощается процесс, улучшаются
условия работы -- не надо обрабатывать ямку, "оконтуривать" ее.
Не страшна погода -- ремонт можно проводить даже во время дождя.
Насыпал смеси в ямку, чуть утрамбовал, без всякого катка -- и
пошли машины. Холодный асфальт можно готовить впрок -- и долго
хранить.
-- Но для получения холодного асфальта нужны, наверное,
дополнительные производственные мощности?
-- Никакого нового оборудования! Вся эта смесь готовится на тех
же агрегатах, что и горячий асфальт.
-- Эта работа -- абсолютная новинка?
-- Что вы! Мы, собственно говоря, возродили метод. Когда-то, еще
в довоенные годы, на Украине разрабатывали подобный холодный
асфальт. Но производство добавок не было налажено, дело заглохло.
Мы разработали свой модификатор -- смесь из готовых ПАВ
(поверхностно-активных веществ) плюс синтетические вещества,
которые производит в институте наш опытный цех.
-- Вы уже проверяли, как зарекомендовал себя "холодный асфальт"?
-- Предварительные испытания проводили год назад, в марте. Затем
осенью, когда уже падал снежок. Вроде бы, все идет как надо.
Окончательный вывод должны сделать этой весной.
-- Что подтолкнуло заняться данной работой?
-- Было специальное решение мэрии.
-- Работу можно считать завершенной?
-- Я бы не торопилась. Мы продолжаем исследования -- хочется
упростить и удешевить процесс.
-- Наверное, у "дорожников" большой интерес к работе?
-- Очень большой! Кстати, на Сибирской ярмарке мы получили за
разработку малую золотую медаль.
-- Чем еще можете похвалиться?
-- Мы, в общем-то, специалисты широкого профиля -- чем только не
занимаемся. Основное назначение группы -- определение состава и
строения органических веществ, в эту категорию подпадает
множество объектов. Сейчас перед нами поставлена интереснейшая
задача: посодействовать созданию отечественной огнезащитной
краски. Проводим ее испытания. Нагреваем в стеклодувной
мастерской металлическую деталь, покрытую тонким слоем краски, и
краска на глазах набухает, образуется так называемая коксовая
пена, воздушный слой с маленькой теплопроводимостью. И защищает
металл.
-- Шуба для металла?
-- Так мы этот слой и называем. Огнезащитные краски рекомендовано
использовать во всех крупных объектах, покрывать ими все
деревянные и металлические поверхности. Сейчас вот будем
договариваться с пожарными на предмет проведения крупных
испытаний.
Чем мы еще занимаемся? Присутствует у нас и лекарственная
тематика -- институт уделяет много внимания проблеме
импортозамещения лекарственных препаратов.
-- Ирина Федоровна, какое определение дали бы вы вашему
маленькому коллективу?
-- Дружный, работоспособный, неравнодушный. Мы много лет вместе
-- Лидия Адольфовна Тихонова, кандидат химических наук, в
институте около тридцати лет, Наталья Юрьевна Тормышева и Наталья
Михайловна Пичкурова -- более двадцати.
-- А какие у женщин увлечения?
-- У каждой -- свое. А все вместе мы увлекаемся своей работой.
стр.
|