«Наука в Сибири» ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ФОРУМА
Рассматривая Энергетический форум как общественную трибуну для открытого обсуждения проблем и путей развития российского энергетического сектора, участники форума считают, что формирование качественно нового российского топливно-энергетического комплекса, отвечающего высоким экономическим, инвестиционным, инновационным, экологическим и социальным стандартам, отраженным в Энергетической стратегии России, возможно только при условии консолидации усилий государства, бизнеса и общества. Сегодня мировая экономика вступает в активную фазу формирования глобального мирового энергетического порядка. Мировые энергетические проблемы приобретают все более глобальный характер, энергетический фактор постоянно находится в орбите большой мировой политики. Россия, являясь одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, ведет активный энергетический диалог с международными организациями и странами, участвующими в формировании нового мирового энергетического рынка. В этих условиях влиятельное положение России должно укрепляться, способствуя с одной стороны, позитивному развитию мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и повышению стабильности и энергетической безопасности в мире, и, с другой стороны, раскрытию геополитического преимущества и экспортного потенциала российского ТЭК, созданию условий внутреннего экономического и социального развития, повышению уровня жизни населения. Ключевым моментом в решении проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы является формирование позитивного баланса интересов и партнерских отношений государства и недропользователей. Неудовлетворительное положение сложилось в области реструктуризации топливно-энергетического баланса. Существующий сегодня баланс первичных ресурсов не соответствует показателям и стратегическим направлениям, сформированным в Энергетической стратегии. Доля угля не возрастает, а доля газа растет вместо стабилизации и снижения. Рост потребления угля экономически не стимулируется из-за низких темпов изменения соотношения цен на уголь и газ. В электроэнергетике и коммунальном теплоснабжении наблюдается тенденция перевода генерирующих мощностей с жидкого топлива на газ. Инвестиционная активность в отраслях ТЭК остается низкой и не отвечает требованиям времени. Объемы инвестиций в электроэнергетику, газовую отрасль и в угольный сектор существенно ниже запланированных в энергостратегии. Темпы модернизации производственных фондов и внедрения энергоэффективных технологий не соответствуют современным требованиям и не обеспечивают запланированного снижения энергоемкости внутреннего валового продукта. Значительные потери энергоресурсов на всех этапах от добычи до потребления требуют внедрения новых технологий с привлечением инвестиций. Государственная политика в области энергосбережения, содержащая в своей основе законодательное стимулирование снижения издержек, должна использовать более активно и административные механизмы, ужесточающие технические нормы и требования по энергоэффективности. Серьезным препятствием реформы энергетики является неэффективная сфера жилищно-коммунального хозяйства. Эта сфера характеризуется отсутствием конкуренции между производителями и между различными видами отопления, неэффективным использованием преимуществ когенерации и централизованного теплоснабжения, крайне низкой эффективностью систем теплоснабжения и теплопотребления, отсутствием баланса между спросом и предложением на тепловую энергию. Главным резервом развития и укрепления российской экономики является эффективная реализация преимуществ России, как крупнейшей топливно-энергетической державы. Ключевой задачей сегодня является формирование взаимовыгодного партнерства и сотрудничества между государством, частным бизнесом и обществом посредством создания эффективных рыночных отношений, конкурентного инвестиционного климата и полноценных институтов гражданского общества. Благоприятные внешние условия способствуют росту добычи и экспорта нефти. В последние годы Россия обеспечивает самый высокий прирост добычи нефти в мире. Этот факт свидетельствует о том, что Россия играет стабилизирующую роль на мировом рынке нефти. Сегодня основные ресурсы углеводородного сырья в России расположены на суше, более половины нефтедобычи сосредоточено в районе Поволжья, Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений Волго-Уральского и Северо-Кавказского нефтегазоносного бассейна сильно выработаны (на 60, 80 и более процентов). В Западной Сибири степень выработанности составляет около 40 %. В качестве альтернативных регионов добычи в перспективе следует рассматривать Арктическое побережье, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Важным направлением развития нефтедобычи является освоение шельфа острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей. Поддержание темпов роста добычи нефти потребует в ближайшие годы значительных капитальных вложений. Прирост геологических запасов нефти сегодня не покрывает уровень добычи. Главной причиной такого опасного положения является неэффективная система управления недрами. В освоенных районах с развитой инфраструктурой (Урало-Поволжье, Коми, Северный Кавказ, на юге Западной Сибири) значительная часть запасов заключена в мелких месторождениях. Структура вновь разведанных запасов нефти продолжает ухудшаться, они сосредоточены в основном в мелких и средних месторождениях, являются в значительной части трудноизвлекаемыми. Совершенствование законодательства в области недропользования должно быть направлено на улучшение инвестиционного климата и обеспечение баланса интересов всех участников процесса: государства, субъектов РФ и недропользователей. Нефтеперерабатывающий сектор сегодня, в основном, решает задачу удовлетворения внутреннего спроса. Его техническое и технологическое оснащение и, соответственно, качество продуктов переработки, в основном, не соответствует современным требованиям, однако оно обусловлено особенностями конъюнктуры внутреннего рынка нефтепродуктов. Важным фактором социальной стабильности в обществе является оптимальное решение проблемы ценообразования на нефтепродукты на внутреннем рынке. Высокие цены на бензин и дизельное топливо, учитывая, что Россия является страной-экспортером нефти, вызывают серьезную озабоченность. Такое положение во многом обусловлено монополизацией региональных топливных рынков и влиянием высоких мировых цен на нефть. С особым вниманием нужно отнестись к построению единого европейского энергетического пространства как одного из важнейших каналов евроинтеграции. Необходимо использовать стремительно растущий интерес стран Азии в целях привлечения инвестиций в российский ТЭК, а также для того, чтобы сбалансировать направления энергопотоков и региональный экспорт. Важным международным правовым документом, регламентирующим взаимодействие в энергетической сфере, является Договор к Энергетической Хартии. Россия подписала, но не ратифицировала Договор к Энергетической Хартии, заявив о его временном применении на добровольной основе. Необходимо уделить особое внимание соотношению внешнеполитических интересов государства и международной деятельности отечественного топливно-энергетического бизнеса. Ратификация Россией Киотского протокола будет способствовать развитию международного экологического и энергетического сотрудничества. Киотский протокол нужно рассматривать как первое в ряду международных соглашений, которые призваны предотвратить глобальные катаклизмы, связанные с климатическими изменениями. Российская федерация и США заинтересованы в партнерстве в области энергетики. Лидеры двух стран на своих встречах традиционно рассматривают актуальные вопросы инициированного ими в мае 2002 года энергетического диалога. Обе наши страны заинтересованы в тесном партнерстве в области энергетики. США крупнейший потребитель энергоресурсов, а Россия их поставщик на мировой рынок. Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом сопутствующих факторов: во-первых, это ограничения по использованию угля по экологическим причинам, во-вторых, ограничения по объемам перевозок железнодорожным транспортом, и зависимость ценовых показателей угля от тарифов на его перевозку. В отличие от быстро дорожающих газа и нефти, цены на уголь должны увеличиться к 2010 году лишь на 10-15 % с последующей их стабилизацией и некоторым снижением. Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и внедрения новейших научно-технических разработок в добыче, переработке и транспортировке угля. Удовлетворение потребности экономики страны в угольном топливе будет связано с развитием добычи угля в бассейнах федерального значения Кузнецком и Канско-Ачинском. Межрегиональное значение будут иметь месторождения Восточной Сибири, Печорского, Донецкого и Южно-Якутского бассейна. Предприятия отрасли сегодня подходят ко второму этапу реструктуризации, основная цель которого путем структурных преобразований совершенствовать технологию угледобычи, техническое перевооружение производства, при совершенствовании законодательной базы вывести угольную отрасль на рентабельный режим работы. стр. 7 |