«Наука в Сибири» МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС:
|
«Владельцы капитала будут стимулировать население покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники. Толкая их тем самым к тому, чтобы они брали все более дорогие кредиты, до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к установлению коммунизма».
Карл Маркс, 1867 г. |
Главная причина кризиса
— несоответствие объемов производства уровню доходов по странам и регионам, в том числе душевых доходов;
— гипертрофированная структура относительных цен на товары и услуги;
— гипертрофированная структура отраслей по странам и регионам, сомнительная специализация ряда богатых (в денежных терминах) стран в международном разделении труда;
— значительные диспропорции в квалификации и цене рабочей силы в мире, индивидуальных оценках праздности и дохода от занятости по странам, торговым и экономическим блокам;
— значительные региональные диспропорции в производстве и потреблении энергоносителей, особенно в части душевых показателей;
— страновые и региональные диспропорции в структуре относительных цен на сырье и энергоносители;
— внутренняя экономическая, в том числе эмиссионная, политика ряда крупных стран, в первую очередь США;
— внутренняя и внешняя финансовая и кредитная политика развитых стран и их кредитно-финансовых государственных и частных учреждений;
— высокая страновая дифференциация в образовательном уровне населения; значительные диспропорции в уровне НИОКР и технологическом уровне экономики различных стран.
Классическое начало кризиса — жизнь не по средствам. Как и случилось в США. На протяжении последних десятилетий (особенно с прихода администрации Р. Рейгана в 1981 г.) происходила значительная, не обеспеченная соответствующим выпуском товаров и услуг эмиссия долларов и государственных казначейских обязательств США при продолжающемся сокращении доли американской экономики в мировой экономике, особенно в части реального производства. Государственный долг США достиг почти 80 % ВВП (около 11 трлн долл.) или свыше 18 % мирового ВВП.
Во внутренней политике США (особенно с приходом администрации Б. Клинтона в 1993 г.) происходила активная кредитная экспансия, особенно на потребительском рынке и рынке недвижимости. Наблюдалось превышение размеров кредитования над стоимостью активов, под которые были выданы кредиты.
Схожая ситуация — азиатский кризис
Сейчас сработала следующая схема: невозврат долгов по ипотечным кредитам — банкротство страховых организаций — банкротство банков — снижение объемов либо прекращение кредитования, в том числе международных транзакций — снижение объемов инвестиций (прямых и портфельных) и финансирования текущей деятельности — снижение производства — сокращение занятости — сокращение доходов — уменьшение спроса — падение деловой активности, дальнейшее сокращение инвестиций, производства и занятости.
«Люди покупают алмазы из тщеславия, золото — по глупости; т.к. они не способны запустить в действие систему, основанную на
Гарри Оппенгеймер, |
В условиях глобального финансово-экономического кризиса в мире в целом и практически во всех странах, в той или иной мере вовлеченных в мирохозяйственные связи, происходит снижение инвестиционной активности, замедляется рост спроса на конечную и технологическую продукцию, энергоносители, откладывается реализация многих инфраструктурных, энергетических, производственных, а также инновационных, особенно венчурных, проектов.
В этой ситуации повышается значение развития и внедрения передовых НИОКР как определяющего фактора конкурентоспособности традиционных и новых отраслей экономики, увеличивается роль реальных активов, сырьевых ресурсов, технологий. Кризис, как это и должно быть, расставит всё по своим местам.
В этих условиях у России появляется шанс не просто спасти, перестроить и модернизировать экономику, но реализовать свой значительный потенциал по усилению позиций в региональном и международном разделении труда за счет технологически и экономически оптимального освоения сырьевых и энергетических ресурсов, создания адекватной банковской системы, эффективного использования достаточно высокого образовательного и квалификационного уровня населения.
Мировой финансовый кризис не мог не затронуть такую ключевую отрасль экономики России, как нефтегазовый комплекс (НГК), формирующую в последние годы
Влияние кризиса на НГК России проявилось в следующих как положительных, так и негативных процессах:
— снижение цен на нефть, в ближайшей перспективе — и на газ;
— сокращение темпов роста спроса на нефть и газ;
— снижение цен на инвестиционную продукцию для НГК — металлы, трубы, оборудование;
— девальвация рубля по отношению к основным мировым валютам, прежде всего к доллару и евро;
— изменение условий кредитования;
— снижение капитализации компаний.
В целом в 2008 году финансовая ситуация в НГК России развивалась крайне неравномерно. Рост цен на нефть марки «Urals» в
Ожидается, что в НГК России произойдет некоторое (на несколько месяцев) замедление реализации добывных и инфраструктурных проектов, после чего именно этот отраслевой комплекс станет локомотивом вывода экономики из кризиса, формирования значительного технологического и конечного спроса.
В 2008 г. рост ВВП в Китае не снизил темпов и составил 9 %. Реально китайская экономика почувствовала на себе влияние мирового финансового кризиса только в IV квартале 2008 года, когда темп роста ВВП составил всего 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В 2009 г. прогнозируется снижение темпов роста ВВП до 7 % в год, что находится в рамках планов, намеченных на XVII съезде КПК в октябре 2007 г. и на
Для преодоления кризисных явлений Госсоветом КНР разработана программа из десяти направлений, которая была озвучена на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики Китая в декабре 2008 года. Только на развитие этой программы правительство КНР выделило 4 трлн юаней (свыше 600 млрд долл.). Приоритетными стали сельское хозяйство, строительство инфраструктуры, новых высоких технологий, экономичного жилья, развитие транспортной сети, восстановительное строительство в пострадавших от землетрясения зонах провинции Сычуань, программа повышения доходов сельских жителей за счет повышения норм обязательных закупок зерна и субсидий для крестьян, сокращение налогов на добавленную стоимость, поощрение технических инноваций.
Для большей доступности кредитных средств на реализацию антикризисных программ предусмотрен рост банковских кредитов на приоритетные проекты и снятие ограничений на получение кредитов. Эти сферы, по прогнозам китайских властей, потянут за собой другие отрасли, такие как цементная промышленность и металлургия, которые будут развиваться опережающими темпами по сравнению с другими отраслями промышленности. При этом в Китае была снижена ставка рефинансирования Народного банка (выполняет функции ЦБ) до 3 % годовых, а средняя банковская учетная ставка по кредитам — 5,58 % в год.
Определяющий момент реализации антикризисной программы — расширение внутреннего спроса, особенно в сельских районах КНР, где проживает более 800 млн человек. Предполагается, что реализация этой задачи должна быть достигнута за счет развития рынка недвижимости, автомобилей, а также сельского кредитно-потребительского рынка.
Наиболее острая проблема — растущая безработица в связи с разорением большого числа работающих на экспорт в США и Европу предприятий текстильной и легкой промышленности. Только в провинции Гуандун в 2008 году было закрыто более 10000 предприятий. Однако, анализируя ситуацию с занятостью в целом по стране на протяжении последних лет, следует отметить, что в Китае насчитывается примерно 12 млн предприятий всех форм собственности и отраслей экономики. Ежегодно по всей стране закрывается 1 млн предприятий и создается 1 млн новых предприятий, и в этот кругооборот рабочей силы вовлечено примерно
Ситуация на финансовом рынке Китая, который в наибольшей степени пострадал от мирового кризиса, не оказывает сильного влияния на состояние китайской экономики в целом и на положение основных китайских банков. В настоящее время кредиты под приоритетные проекты Госсовета КНР выдаются по более низким процентным ставкам, чем средняя по стране — 5,58 % годовых.
На наш взгляд, наиболее серьезное влияние мировой кризис окажет на внешнюю торговлю Китая. В течение многих лет экспорт являлся важным фактором, стимулирующим высокие темпы экономического развития страны. Но в условиях финансового кризиса уменьшается внешний спрос, что оказывает негативное влияние на наращивание китайского экспорта.
В 2008 году
Перед США
В 2008 году в КНР наблюдался наибольший приток привлеченных иностранных инвестиций —
Уже сейчас наблюдается значительная неравномерность масштабов и глубины кризиса в различных странах и регионах. Как продемонстрировал в 1975 году на Юбилейной сессии Академии наук (посвященной
В современных условиях всеобщего спада спрос на энергоносители, в первую очередь, на нефть и газ, в Азии продолжает возрастать, а финансовые и кредитные ресурсы во многих странах региона (на Ближнем Востоке, в АТР) остаются избыточными. Реализуемый в нефтегазовом комплексе России курс на диверсификацию экспортных поставок, организацию прямого выхода на крупнейших платежеспособных потребителей нефти и газа в основном соответствует долгосрочным экономическим процессам. Беспокойство вызывает медленная технологическая модернизация добычи и переработки нефти и газа, сокращение объемов и научного обеспечения геологоразведочных работ.
Переход мировой экономики в фазу оживления и последующего подъема возможен во второй половине 2009 — начале 2010 года и будет происходить неравномерно по странам и регионам. В дальнейшем продолжится трансформация региональной структуры мирового ВВП, произойдут изменения в структуре резервных валют и финансовых инструментов, включая ослабление позиций доллара и евро в качестве средств международных расчетов. В долгосрочной перспективе повысятся относительные цены сырьевых и энергетических ресурсов. Будут происходить серьезные изменения в структуре, технологическом уровне и степени научного обеспечения экономических процессов.
Преодоление глобального кризиса произойдет как за счет действия рыночных сил, так и согласованных действий органов государственного управления крупнейших стран.
В качестве первоочередных мер оживления мировой экономики необходимы:
— реструктуризация текущей задолженности стран и организаций, путем передачи реальных активов должников кредиторам, а в случае их отсутствия — гарантированных правительствами долговых обязательств;
— переход на торговлю сырьевыми товарами, прежде всего нефтью и газом в национальных валютах
— трансформация казначейских обязательств США и долларов на счетах банковских и финансовых организаций в реальные активы на территории США, либо активы резидентов США в других странах;
— формирование новой структуры активов МВФ с учетом состояния и масштабов экономик и финансовых систем стран, их производственного потенциала, обеспеченности невозобновляемыми природными и энергетическими ресурсами: 20 % — доллар США (экономика составляла в начале
— обеспечение свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между странами, региональными группами, торговыми блоками, последовательное сокращение таможенных барьеров.
Дальнейшее продвижение России вперед может быть обеспечено за счет диверсификации отраслевой и региональной структуры экономики и при обеспечении большей открытости в части привлечения прямых инвестиций в технологическое развитие национального хозяйства, создание новых производств. Потребуется усиление государственного регулирования и контроля над экономическими процессами, расширение государственного заказа и государственных капиталовложений в создание объектов производственной, транспортной и коммунально-бытовой инфраструктуры.
Необходимо обеспечить макроэкономический рост, финансовую и валютную стабилизацию (недопущение значительной инфляции и значительных колебаний курса рубля), наращивание экспорта при изменении его структуры в направлении технологически более емкой продукции, стимулирование НИОКР и расширение использования новейших технологий, построение более здоровой и сильной банковской системы.
В этих условиях важнейшая задача Российской академии наук, залог успешного развития РАН и СО РАН в ближайшей и долгосрочной перспективе — повышение уровня и эффективности научного обеспечения всех финансово-экономических и производственно-технологических процессов, участие в обосновании принятия крупных государственных и хозяйственных решений.
стр. 8-9