«Наука в Сибири» ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУДМузей декабристов в Чите расположен в самом старом здании города — Михайло-Архангельской церкви, возведенной в 1776 году на пожертвования горожан. Эта церковь упоминается во многих исторических, художественных и мемориальных произведениях, но пальма первенства, безусловно, принадлежит ссыльным декабристам и их женам. Они посещали храм по праздникам, здесь крестили и хоронили своих детей, венчались и молили Господа о силах духовных и физических. В. Макарова, «НВС» Музей был открыт для посетителей в 1985 году в канун 160-летия восстания декабристов. Экспозиция размещена на двух этажах. Подлинные документы, произведения живописи, книги, предметы быта того времени и личные вещи узников Читинского острога знакомят с декабристским движением, пребыванием осужденных на каторге и поселением в Сибири.
Судьбы 85 декабристов связаны с Читой. Здесь им суждено было провести три с половиной года. Затем большую часть перевели на каторгу в Петровский Завод, а остальных отправили на поселение в близлежащие села. Одиннадцать женщин разделили трагическую судьбу своих мужей, последовав за ними в добровольную ссылку. Они заботились об улучшении материального положения узников всего острога, переписывались с их родными (каторжникам запрещалось писать письма).
Разделы музея выстроены по историко-хронологическому принципу. На первом этаже расположены материалы о предпосылках возникновения и о развитии тайных обществ, о восстании и расправе над декабристами. Экспозиция второго этажа повествует о пребывании декабристов на каторге и поселении. В этом зале стены стилизованы под частокол, глухой стеной ограждавший от внешнего мира. В музее высота частокола —
Но еще до каторги для осужденных страшным моральным испытанием было публичное лишение офицерского и дворянского званий. Фактически ломалась не шпага над головой, ломалась вся их жизнь.
Однако образованные молодые офицеры не могли смириться со своим положением. В свободное от каторжных работ время они читали друг другу лекции. Возникла так называемая «академия», где преподаватели и слушатели менялись местами. Здесь преподавали высшую математику, астрономию, историю России, анатомию и др. С прибытием жен декабристов узники получили семена, выкройки для шитья одежды и обуви и даже хирургические инструменты. В экспозиции музея все это представлено, как и множество книг. А. Г. Муравьева, приехавшая первой из жен в Читу в феврале 1827 г., привезла послание А. С. Пушкина «В Сибирь», а также стихи, адресованные И. И. Пущину «Мой первый друг...». Они представлены в рукописных вариантах. Здесь же «Наш ответ» — стихотворение, написанное А. И. Одоевским.
Особенное внимание посетителей привлекает «Новейшая и подробнейшая, со всякою точностию обработанная поваренная книга» (типография Решетникова, Москва, 1818 г.). Она была переписана от руки декабристами и их женами. Эта рукопись и сохранилась. Как ни странно кому-то покажется, но и поваренная книга может послужить способом сопротивления обстоятельствам. Благодаря музейным работникам в 1996 г. была издана книжка «Рецепты декабристов». Не удержусь привести описание приготовления одного из десертов «из глубины сибирских руд».
«Конфеты из малины. Взять полфунта (фунт — 410 г) сухой малины, истолочь с яичными белками. Ложкой выкладывать на лист, посыпанный мелким сахаром, и скатывать шарики. Шарики выложить на пергамент, посадить в горячую печь на несколько минут». В 1856 году император Александр II, сменивший на престоле России Николая I, подписал «Манифест» об амнистии декабристов. В музее хранится подлинный «Указ правительствующему Сенату». В нем перечисляются оставшиеся в живых декабристы, которым даруется свобода. Они получили возможность вернуться в родные места. Завершают экспозицию портреты стариков-декабристов и слова Л. Н. Толстого о том, что счастье не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей. Фото В. Новикова стр. 11 |