«Наука в Сибири» НА ЗЕМЛЕ И ПОД ЗЕМЛЕЙ
Как улучшить жизнь миллионного города и его большого хозяйства, в том числе коммунального? Специалисты Института горного дела СО РАН отвечают, что для этого необходимы новые технологии, которые используют на земле и под землей. По заказам мэрии Новосибирска работают многие лаборатории академического института, но разработки и технологии горняков используются и далеко за пределами нашего города. Пожалуй, самый яркий пример результаты работы научных сотрудников и инженеров, причисляющих себя к научной школе, рождение и становление которой обязано лауреату Ленинской премии, заслуженному изобретателю России, доктору технических наук Борису Васильевичу Суднишникову. Основное научное направление этой школы - исследование динамических процессов в пневматических машинах ударного действия и создание на этой базе новых технологий. Наш корр. Одним из результатов явилось создание известной технологии бестраншейной замены канализационных трубопроводов. Ежегодно в России вскрываются сотни и тысячи километров подземных трубопроводов для ремонта и реконструкции. Мы все знаем, что это означает глубокие траншеи, транспорт, идущий в объезд, разрытые тротуары и дворы, непролазная грязь и другие прелести, не говоря уже об огромных денежных затратах. Новая технология исключает эти неприятности. Работы ведутся из действующих канализационных колодцев. Комплект оборудования, основу которого составляет специальный пневматический молот с разрушающими насадками, позволяет разрушить прямо на месте старую канализационную трубу, втромбовать обломки в грунт и в образовавшуюся полость затянуть новую пластмассовую трубу, наращиваемую по мере необходимости. При этом стоимость замены трубопровода снижается в 1,5-2,0 раза.
Старший научный сотрудник института, генеральный директор НПК "Комбест" В.Григоращенко напомнил, что еще в 1992 году утверждена государственная инновационная программа "Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей". Для выполнения программы силами Института горного дела, Омского аэрокосмического объединения "Полет" и ряда других организаций была образована научно-производственная компания "Комбест", взявшая на себя функции головного координатора по разработкам и широкому внедрению новых технологий и оборудования, изготовленных опытным производством ИГД и АО "Сиблитмаш". Комплекты используются горводоканалами Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска, Омска, Барнаула, Новоуральска, Кемерова, Казани и других городов. Только за 1997 год заменено более 60 км старых трубопроводов. Среди уникальных работ замена канализации при реконструкции территории Московского Кремля. В Новосибирске, в том числе на территории Академгородка, за прошедшее время переложено около 3 км трубопроводов, при этом сэкономлено для города более 3 млрд руб. На 1998 г. планируется дальнейшее расширение области и объемов внедрения. АО "Сиблитмаш" планирует выпуск 60 комплектов. Они будут направлены в Москву, Краснодар, Магнитогорск, Тюмень, Иваново и другие города. Опытно-конструкторские разработки по расширению возможностей бестраншейной технологии продолжаются.
Заведующий лабораторией импульсных машин В.Лабутин рассказал о сотрудничестве с Новосибирским Горводоканалом, где используются навесные пневмомолоты, разработанные в институте. Эти агрегаты оказывают неоценимую помощь в городском хозяйстве, особенно в случаях аварийного ремонта водоснабжения, когда при порыве водопроводных труб необходимо в срочном порядке вскрыть твердое дорожное покрытие асфальт, бетон, мерзлый грунт. Хорошо зарекомендовали себя при производстве таких работ навесные пневмомолоты ПН1300, которые применяются в качестве сменного рабочего оборудования к гидравлическим строительным экскаваторам.
В последнее время институтом разработана новая, более совершенная конструкция молота ПН 1,4/10. В этой машине оригинальная, более экономичная воздухораспределительная система, отличающаяся от существующих тем, что обратный ход поршня-ударника осуществляется в основном за счет более глубокого расширения отработанного энергоносителя (сжатого воздуха), что дает возможность снизить его удельный расход по сравнению с существующими пневмомолотами в 1,2-1,5 раза. При практически одинаковой мощности молотов ПН13000 и ПН 1,4/10 эксплуатационный расход сжатого воздуха нового молота доведен до номинальной производительности широко применяемого в практике компрессора, составляющей 10 куб. м/мин., что позволяет отказаться от дополнительного ресивера, использующегося при эксплуатации пневмомолота ПН1300.
Простота конструкции нового молота и особенно отсутствие воздушных каналов в его стволе существенно упрощает технологию изготовления, снижая при этом общую стоимость пневмомолота. Предварительные результаты промышленной эксплуатации пневмомолота ПН 1,4/10, проводимой с 1997 года на объектах Новосибирского Горводоканала, свидетельствуют в целом о его более высоких эксплуатационных качествах по сравнению с молотом ПН1300. Напомним, что и строительство метро не обходится без участия горняков. В свое время была составлена программа исследовательских работ, утвержденная, по словам доктора наук Н.Петрова, мэрией Новосибирска и Сибирским отделением РАН исследования в интересах снижения стоимости строительства и повышения экономичности эксплуатации вентиляционных систем Новосибирского метрополитена. Проведен анализ воздухораспределения и пульсаций давления воздуха при движении поездов на одном из перегонов метрополитена (ст. "Октябрьская" ст. "Речной вокзал"). Выполнен расчет воздухораспределения на типовом перегоне при нормальном и реверсивном режимах проветривания. Показано, что в течение суток для снижения энергопотребления количество воздуха нужно изменить в 2,5-3 раза, поэтому необходимо вентиляционные системы метрополитенов оснащать регулируемыми на ходу осевыми вентиляторами. Еще в восьмидесятые годы институт совместно с СКБ ГИТ СО РАН создали экспериментальный и опытно-промышленный образцы регулируемых на ходу осевых вентиляторов, которые прошли успешные испытания и до сих пор находятся в эксплуатации в опытно-промышленной камере пикета N 98 на первой очереди Новосибирского метрополитена.
По результатам выполненных работ совместно с метрополитеном разработана новая система вентиляции, защищенная авторским свидетельством на изобретение, реализация которой позволит в 1,5-2 раза сократить стоимость вентиляционных сооружений (на 0,5-1,0 млрд руб. на один перегон, в ценах 1997 г.) и потребление электроэнергии на стадии эксплуатации. Реализация новой системы вентиляции особенно актуальна в условиях строящихся метрополитенов Сибири. На основе выполненных работ по заказу дирекции строительства метрополитена (Муниципальное предприятие УЗСПТС) с привлечением специализированных организаций (ОАО "Артемовский машзавод", ТОО "Горняк", ОАО "Новосибирскметропроект" и др.) разработана и создана опытно-промышленная партия регулируемых и реверсируемых на ходу осевых вентиляторных агрегатов, которые совместно с микропроцессорными системами управления прошли испытания на специальном стенде, созданном институтом совместно с Новосибирским метрополитеном в институтском стендовом корпусе, известном под названием "Зеленая горка". Опытная партия из четырех машин подготовлена для строящегося пускового комплекса второй очереди Новосибирского метрополитена. На снимках: - В.Григоращенко генеральный директор НПК "Комбест"; - специальное оборудование для бестраншейной замены канализационных трубопроводов; установка пневмомолота в колодец; замена канализационного трубопровода по ул. Серебренниковской (г.Новосибирск); - гидравлический экскаватор с навесным пневмомолотом ПН 1,4/10 в процессе работы по разрушению асфальтного покрытия на ул. Немировича-Данченко (2 декабря 1997 г.); - новые вентиляторные агрегаты на испытательном стенде ИГД СО РАН.
Фото В. Новикова и из архива ИГД СО РАН. стр. |