ИНСТИТУТ КРИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ
Тюмень, 1998г.
Основным направлением работ в области информационных и геоинформационных технологий являлась разработка информационного обеспечения отдела мониторинга в региональном природопользовании. Основное внимание уделялось следующим вопросам:
СТРУКТУРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
Территориальная система мониторинга характеризуется распределенной формой накопления и представления экологических данных (см. рис.1). Наиболее устоявшейся является система ведомственного мониторинга, оперирующая данными ресурсно-экологического характера. Состояние природных ресурсов контролируется соответствующими ресурсными комитетами – по земле, воде, лесу, недрам, охотничьим и рыбным ресурсам. Большие ряды наблюдений по климатическим условиям, уровням загрязнения атмосферы и воды имеются в подразделениях Гидромета и Санэпидемнадзора. Аварийные ситуации учитываются штабом по ГО и ЧС.
Основные функции управления природопользованием возложены на комитет по экологии. В отделах комитета фиксируются данные об антропогенной нагруженности территории, согласованных и реальных нормах воздействий на природные среды, авариях и их последствиях и т.п. Создаваемый в комитете отдел мониторинга призван обеспечивать комплексную оценку состояния ОС и уровня антропогенных воздействий на основе агрегирования экологических данных и их картографического сопровождения.
Возможности комплексного анализа по району в целом ограничиваются не согласованностью структур данных в административных органах, разными форматами хранения и представления информации. Устранить указанные недостатки предлагается созданием территориального центра мониторинга. Центр предназначен для согласования и комплексирования данных по району в целом, отработки стандарта экологической информации на территории, хранения и использования общих групп данных. Особо необходимо отметить вопросы по сопровождению картографических данных. На территориальный центр возлагаются задачи по унификации масштабов и систем координат, типизации представления и обновления информации. Здесь же должна производиться работа по актуализации данных на основе взаимодействия с окружным центром дистанционного зондирования, так как это требует высококвалифицированных специалистов и соответствующего аппаратного и программного обеспечения.
Организационно-функциональная структура территориальной системы мониторинга
Рис.1
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМИТЕТАХ
Типовой вариант организации системы экологического мониторинга рассмотрим на примере межрайонных комитетов по экологии. Ресурсно-экологическое управление осуществляется в основном отделами экспертизы и нормирования через экологическую экспертизу проектов размещения и реконструкции объектов, лицензирование деятельности и согласование норм воздействий на природные среды. Оперативное регулирование экологической ситуацией осуществляется инспекторским отделом, специнспекцией анализа и контроля и отделом платежей через контроль реальных действий, учет аварийных ситуаций, проверку выполнения защитно-восстановительных мероприятий. Функции управления реализуется через штрафные санкции, платежи, ограничение и запрещение деятельности и т. д. К недостаткам существующего регламента можно отнести разобщенность информации, не согласованность структур данных в отделах, отсутствие единой концепции анализа. Обеспечение полноты, регулярности и взаимной согласованности данных о состоянии природно-антропогенных комплексов возлагаются на создаваемый отдел мониторинга.
Схема агрегирования данных по основным направлениям работы комитета в рамках существующего регламента управления иллюстрируется рис.2, где выделены следующие разделы:
На практике при анализе любой из указанных групп данных кроме количественных характеристик важным является пространственное положение объектов: где находятся, удаленность от других объектов, зоны влияния и т.д. Эффективная визуализация данных в комитете по экологии может быть достигнута на основе использования карт-схем двух масштабов: обзорного по району и детального по месторождению или предприятию. Карты-схемы района (масштаб порядка 1:200000 или 1:300000) предназначены для анализа техногенной нагруженности и экологического состояния района в целом или отдельных промышленных территорий. На картах-схемах территорий, месторождений и предприятий (масштаб 1:25000 или 1:50000) представлено расположение источников воздействий, загрязненных участков, контрольных точек отбора проб. Типовое слоевое наполнение карт-схем (см. рис.2) определяются их назначением.
Рис.2
Эффективное представление экологической информации достигается с помощью введения геоинформационных документальных форм, когда тематическая картографическая основа дополняется табличными и графическими данными. Для обзорного масштаба – это отображение на карте цветом или диаграммами уровня техногенной нагруженности территорий: суммарные выбросы, аварийность, загрязнение природных сред и т.д. (см. рис.3). Для месторождений и территорий – расположение источников воздействий, загрязненных участков, точек контроля (мониторинга), свалок, характеристика их параметров (см. рис.4).
Рис.3.
Рис.4.
В рамках формирования геоинформационной основы экологического мониторинга созданы следующие карты – схемы техногенной нагруженности месторождений на топооснове:
Название месторождений | Масштаб |
Сургутский район | |
1. Ай-Пимское 2. Дунаевское |
1:50000 |
3. Алехинское 4. Конитлорское |
1:100000 |
5. Камынское 6. Маслиховское |
1:100000 |
7. Быстринское | 1:100000 |
8. Вачимское | 1:100000 |
9. Мурьяунское | 1:100000 |
10. Солкинское 11. Западно-Солкинское |
1:100000 |
12. Нижнесортымское 13. Тяновское |
1:100000 |
14. Яунлорское | 1:100000 |
15. Восточно-Сургутское 16. Восточно-Еловое |
1:100000 |
17. Комаринское | 1:100000 |
18. Западно-Сургутское | 1:100000 |
19. Родниковое | 1:100000 |
20. Русскинское | 1:100000 |
21. Федоровское | 1:100000 |
23. Лянторское | 1:100000 |
Нижневартовский район | |
1. Вахское | 1:100000 |
2. Гун-Еганское | 1:50000 |
3. Западно-Полуденное | 1:100000 |
4. Кысомское | 1:50000 |
5. Лор-Еганское | 1:50000 |
6. Мало-Черногорское | 1:50000 |
7. Малореченское | 1:100000 |
8. Нижневартовское | 1:50000 |
9. Никольское | 1:50000 |
10. Ново-Молодежное | 1:50000 |
11. Северное | 1:100000 |
12. Советское | 1:100000 |
13. Стрежевское | 1:100000 |
14. Тюменское | 1:100000 |
15. Хохряковское | 1:100000 |
16. Черногорское | 1:50000 |
17. Самотлорское (Черногорнефть) | 1:50000 |
18. Самотлорское (Самотлорнефть) | 1:50000 |
19. Самотлорское (Нижневартовскнефть) | 1:50000 |
20. Самотлорское (Белозернефть) | 1:50000 |
Организация Узла Internet Тюменского научного центра
В течение 1997-1998 года в Тменском научном центре были проведены работы по организации узла Internet. Текущие затраты на оборудование и оплату услуг:
Оборудование |
Стоимость |
Оплачено фактически |
Файловый сервер (декабрь 1997) |
72676754 руб |
72676754 руб |
Сетевой концентратор (декабрь 1997) |
1328100 руб |
13280100 руб |
Маршрутизатор и модем (декабрь1998) |
29.133 руб |
29.133 руб |
Итого: |
115089,00 руб |
Услуги |
Стоимость |
Оплачено фактически |
Прокладка локальной компютерной сети (май 1998) |
6,000 руб |
|
Регистрация на порт 33,6 Кб/с (май 1998) |
2,960 руб |
2,960 руб |
Инсталяция линии (май 1998) |
3,000 руб |
3,000 руб |
Услуги Internet май-декабрь |
13,000 руб |
13,000 руб |
Итого: |
24,960 руб |
18,960 руб |
Услуги |
Ежемесячно |
За год |
Аренда выделенного канала до провайдера |
400руб+20% ндс |
5.760 рублей |
Распределенное подключение на скорости 33600 Кбит/сек |
500 $ США +20 % ндс |
7.200 $ CША |
Оборудование: Каскадируемый ком-р Intel 24х10/100BaseTX, Autosense, Full Duplex, SNMP, RMON |
2.500$ США |
|
Итого: |
5.760 рублей 9.700 $ CША |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход на новые автоматизированные формы территориального администрирования с активным использованием технологий компьютерного картографирования создает реальные предпосылки совершенствования регламента природопользования на основе внедрения комплексных критериев оценки состояния ОС и нормирования воздействий по эколого-географическому принципу при сохранении должного уровня управляемости по юридическому или субъектному адресу.
Предложенные геоинформационные образы документов и система организации данных для комитета по экологии являются результатом первого этапа работ по созданию единой территориальной системы мониторинга в рамках действующего регламента природопользования.
Организованный узел Internet позволяет существенно упростить организации электронной почтовой службы Тюменского Научного Центра, по существу любой пользователь локальной сети имеет доступ, через этот узел, к любой информации расположенной на серверах Internet. Планируется организация собственного WEB узла для размещения на нем как рекламной так и научной информации о деятельности Научного Центра.
Отв. исполнители
А.В.Бакланов, И.Г.Соловьев, А.Г.Бабушкин
Ваши коментарии Обратная связь |
SBRAS Home Page Головная страница СО РАН |