ИНСТИТУТ КРИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ

КРАТКИЙ ОТЧЕТ

О работах в области информационных и геоинформационных технологий и организации узла в 1998 году.

Тюмень, 1998г.

Основным направлением работ в области информационных и геоинформационных технологий являлась разработка информационного обеспечения отдела мониторинга в региональном природопользовании. Основное внимание уделялось следующим вопросам:

СТРУКТУРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА

Территориальная система мониторинга характеризуется распределенной формой накопления и представления экологических данных (см. рис.1). Наиболее устоявшейся является система ведомственного мониторинга, оперирующая данными ресурсно-экологического характера. Состояние природных ресурсов контролируется соответствующими ресурсными комитетами – по земле, воде, лесу, недрам, охотничьим и рыбным ресурсам. Большие ряды наблюдений по климатическим условиям, уровням загрязнения атмосферы и воды имеются в подразделениях Гидромета и Санэпидемнадзора. Аварийные ситуации учитываются штабом по ГО и ЧС.

Основные функции управления природопользованием возложены на комитет по экологии. В отделах комитета фиксируются данные об антропогенной нагруженности территории, согласованных и реальных нормах воздействий на природные среды, авариях и их последствиях и т.п. Создаваемый в комитете отдел мониторинга призван обеспечивать комплексную оценку состояния ОС и уровня антропогенных воздействий на основе агрегирования экологических данных и их картографического сопровождения.

Возможности комплексного анализа по району в целом ограничиваются не согласованностью структур данных в административных органах, разными форматами хранения и представления информации. Устранить указанные недостатки предлагается созданием территориального центра мониторинга. Центр предназначен для согласования и комплексирования данных по району в целом, отработки стандарта экологической информации на территории, хранения и использования общих групп данных. Особо необходимо отметить вопросы по сопровождению картографических данных. На территориальный центр возлагаются задачи по унификации масштабов и систем координат, типизации представления и обновления информации. Здесь же должна производиться работа по актуализации данных на основе взаимодействия с окружным центром дистанционного зондирования, так как это требует высококвалифицированных специалистов и соответствующего аппаратного и программного обеспечения.

Организационно-функциональная структура территориальной системы мониторинга

Рис.1

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМИТЕТАХ

Типовой вариант организации системы экологического мониторинга рассмотрим на примере межрайонных комитетов по экологии. Ресурсно-экологическое управление осуществляется в основном отделами экспертизы и нормирования через экологическую экспертизу проектов размещения и реконструкции объектов, лицензирование деятельности и согласование норм воздействий на природные среды. Оперативное регулирование экологической ситуацией осуществляется инспекторским отделом, специнспекцией анализа и контроля и отделом платежей через контроль реальных действий, учет аварийных ситуаций, проверку выполнения защитно-восстановительных мероприятий. Функции управления реализуется через штрафные санкции, платежи, ограничение и запрещение деятельности и т. д. К недостаткам существующего регламента можно отнести разобщенность информации, не согласованность структур данных в отделах, отсутствие единой концепции анализа. Обеспечение полноты, регулярности и взаимной согласованности данных о состоянии природно-антропогенных комплексов возлагаются на создаваемый отдел мониторинга.

Схема агрегирования данных по основным направлениям работы комитета в рамках существующего регламента управления иллюстрируется рис.2, где выделены следующие разделы:

На практике при анализе любой из указанных групп данных кроме количественных характеристик важным является пространственное положение объектов: где находятся, удаленность от других объектов, зоны влияния и т.д. Эффективная визуализация данных в комитете по экологии может быть достигнута на основе использования карт-схем двух масштабов: обзорного по району и детального по месторождению или предприятию. Карты-схемы района (масштаб порядка 1:200000 или 1:300000) предназначены для анализа техногенной нагруженности и экологического состояния района в целом или отдельных промышленных территорий. На картах-схемах территорий, месторождений и предприятий (масштаб 1:25000 или 1:50000) представлено расположение источников воздействий, загрязненных участков, контрольных точек отбора проб. Типовое слоевое наполнение карт-схем (см. рис.2) определяются их назначением.

Рис.2

Эффективное представление экологической информации достигается с помощью введения геоинформационных документальных форм, когда тематическая картографическая основа дополняется табличными и графическими данными. Для обзорного масштаба – это отображение на карте цветом или диаграммами уровня техногенной нагруженности территорий: суммарные выбросы, аварийность, загрязнение природных сред и т.д. (см. рис.3). Для месторождений и территорий – расположение источников воздействий, загрязненных участков, точек контроля (мониторинга), свалок, характеристика их параметров (см. рис.4).


Рис.3.


Рис.4.

В рамках формирования геоинформационной основы экологического мониторинга созданы следующие карты – схемы техногенной нагруженности месторождений на топооснове:

Название месторождений Масштаб
Сургутский район 
1. Ай-Пимское
2. Дунаевское
1:50000
3. Алехинское
4. Конитлорское
1:100000
5. Камынское
6. Маслиховское
1:100000
7. Быстринское 1:100000
8. Вачимское 1:100000
9. Мурьяунское 1:100000
10. Солкинское
11. Западно-Солкинское
1:100000
12. Нижнесортымское
13. Тяновское
1:100000
14. Яунлорское 1:100000
15. Восточно-Сургутское
16. Восточно-Еловое
1:100000
17. Комаринское 1:100000
18. Западно-Сургутское 1:100000
19. Родниковое 1:100000
20. Русскинское 1:100000
21. Федоровское 1:100000
23. Лянторское 1:100000
Нижневартовский район  
1. Вахское 1:100000
2. Гун-Еганское 1:50000
3. Западно-Полуденное 1:100000
4. Кысомское 1:50000
5. Лор-Еганское 1:50000
6. Мало-Черногорское 1:50000
7. Малореченское 1:100000
8. Нижневартовское 1:50000
9. Никольское 1:50000
10. Ново-Молодежное 1:50000
11. Северное 1:100000
12. Советское 1:100000
13. Стрежевское 1:100000
14. Тюменское 1:100000
15. Хохряковское 1:100000
16. Черногорское 1:50000
17. Самотлорское (Черногорнефть) 1:50000
18. Самотлорское (Самотлорнефть) 1:50000
19. Самотлорское (Нижневартовскнефть) 1:50000
20. Самотлорское (Белозернефть) 1:50000

Организация Узла Internet Тюменского научного центра

В течение 1997-1998 года в Тменском научном центре были проведены работы по организации узла Internet. Текущие затраты на оборудование и оплату услуг:

Оборудование

Стоимость

Оплачено фактически

Файловый сервер (декабрь 1997)

72676754 руб

72676754 руб

Сетевой концентратор (декабрь 1997)

1328100 руб

13280100 руб

Маршрутизатор и модем (декабрь1998)

29.133 руб

29.133 руб

Итого:

 

115089,00 руб

Услуги

Стоимость

Оплачено фактически

Прокладка локальной компютерной сети (май 1998)

6,000 руб

 

Регистрация на порт 33,6 Кб/с (май 1998)

2,960 руб

2,960 руб

Инсталяция линии (май 1998)

3,000 руб

3,000 руб

Услуги Internet май-декабрь

13,000 руб

13,000 руб

Итого:

24,960 руб

18,960 руб

Планируемые затраты по содержанию узла Internet Тюменского научного центра на 1999 год

Услуги

Ежемесячно

За год

Аренда выделенного канала до провайдера

400руб+20% ндс

5.760 рублей

Распределенное подключение на скорости 33600 Кбит/сек

500 $ США +20 % ндс

7.200 $ CША

Оборудование: Каскадируемый ком-р Intel 24х10/100BaseTX, Autosense, Full Duplex, SNMP, RMON

 

2.500$ США

Итого:

  5.760 рублей
9.700 $ CША

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход на новые автоматизированные формы территориального администрирования с активным использованием технологий компьютерного картографирования создает реальные предпосылки совершенствования регламента природопользования на основе внедрения комплексных критериев оценки состояния ОС и нормирования воздействий по эколого-географическому принципу при сохранении должного уровня управляемости по юридическому или субъектному адресу.

Предложенные геоинформационные образы документов и система организации данных для комитета по экологии являются результатом первого этапа работ по созданию единой территориальной системы мониторинга в рамках действующего регламента природопользования.

Организованный узел Internet позволяет существенно упростить организации электронной почтовой службы Тюменского Научного Центра, по существу любой пользователь локальной сети имеет доступ, через этот узел, к любой информации расположенной на серверах Internet. Планируется организация собственного WEB узла для размещения на нем как рекламной так и научной информации о деятельности Научного Центра.

Директор ИКЗ
Чл. – к. РАН В.П.Мельников

Отв. исполнители
А.В.Бакланов, И.Г.Соловьев, А.Г.Бабушкин



 

|ГИС в СО РАН| |Новости| |Информационный бюллетень| |Проекты| |Отчеты| |Ресурсы| |Документы| |Поиск|


Ваши коментарии
Обратная связь
[SBRAS]
SBRAS Home Page
Головная страница
СО РАН


© 1998 - 1999, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
    Дата последней модификации: Thursday, 30-Sep-1999 12:57:52 NOVST