ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 июня 1995 г. N С1-7/ОЗ-316
Государственная Дума Федерального собрания Российской
Федерации 25 января 1995 года приняла Федеральный закон "Об
информации, информатизации и защите информации". Закон подписан
Президентом Российской Федерации 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ и
вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской
газете" за 22 февраля 1995 г. N 39.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,
возникающие при:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска,
распространения и предоставления потребителю документированной
информации;
создании и использовании информационных технологий и средств
их обеспечения;
защите информации, прав субъектов, участвующих в
информационных процессах и информатизации.
При этом Закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом
Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
(пункт 2 статьи 1).
2. В соответствии со статьей 4 Закона информационные ресурсы,
являясь объектами отношений физических, юридических лиц,
государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются
законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных
ресурсов определяется нормами, устанавливающими:
порядок документирования информации;
право собственности на отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных
системах;
категорию информации по уровню доступа к ней;
порядок правовой защиты информации.
3. В статье 5 Закона определено, что документ, полученный из
автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую
силу после его подписания должностным лицом в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. В этом
случае юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и
передаваемого с помощью автоматизированных информационных и
телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной
цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи
признается при наличии в автоматизированной информационной системе
программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию
подписи, и соблюдении установленного режима их использования.
Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи
осуществляется на основании лицензии.
Следует иметь в виду, что при соблюдении указанных условий, в
том числе при подтверждении юридической силы документа электронной
цифровой подписью, этот документ может признаваться в качестве
доказательства по делу, рассматриваемому арбитражным судом.
4. В статье 6 Закона установлено, что информационные ресурсы
могут быть государственными и негосударственными и как элемент
состава имущества находиться в собственности граждан, органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права
собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским
законодательством Российской Федерации.
5. В соответствии со статьей 23 Закона защита прав субъектов в
сфере информационных процессов и информатизации осуществляется
судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики
правонарушений и нанесенного ущерба. При решении вопроса о
возможности рассмотрения арбитражным судом дел данной категории
следует исходить из подведомственности споров, установленной
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
6. Статья 24 Закона устанавливает защиту прав на доступ к
информации, в частности, отказ в доступе к открытой информации
или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации
могут быть обжалованы в судебном порядке.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации,
и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на
возмещение понесенного ими ущерба (абзац 3 пункта 1 статьи 24
Закона).
При определении подведомственности указанных споров необходимо
руководствоваться статьями 20 и 22 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (после 1 июля 1995 года - новым
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации), а также
учитывать требования Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 18 августа 1992 г. N 12/12 относительно
субъектного состава участников спора и характера правоотношений.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по
договору поставки, купли - продажи и по другим формам обмена
информационными ресурсами между организациями рассматриваются
арбитражным судом (абзац 2 пункта 1 статьи 24 Закона).
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ