1995 год
Настоящая Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. N 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации".
Концепция базируется на принятых решениях органов государственной власти, касающихся вопросов информатизации. К ним, в частности, относятся:
В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства, представители Администраций г.Тверь и Калужской области, а также специалисты общественных объединений и средств массовой информации.
Концепция доработана с учетом предложений и рекомендаций Решения Координационного совета по информатизации от 10.11.1994г.
В последние десятилетия мир переживает переход от "индустриального общества" к "обществу информационному". Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений. Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени зависит поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность. Целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, содействие стабилизации социально-политических отношений в государстве на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникациии.
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам. Большинство населения получает информацию в традиционном виде - печатные издания, радио, телевидение.
Информационно-телекоммуникационные системы функционируют, в основном, в интересах государственных органов власти и, как правило, без необходимого их взаимодействия. Такое положение дел приводит к дублированию работ, избыточности в сборе первичной информации, удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, как отмечалось, ведомственная разобщенность затрудняет обмен информацией и доступ к ней.
Информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.
Указанные проблемы можно решить только путем ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:
Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.
Отличительной чертой процесса формирования единого информационного пространства России является не только создание технической и технологической структуры информатизации для обеспечения взаимодействия производителей информации и ее потребителей, распределения знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учет социальных, экономических и политических аспектов его формирования и интеграции в мировое информационное пространство. Объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда могут стать фактором прогрессивных социально-экономических качественных изменений, когда они найдут заинтересованного в них потребителя и будут ему доступны.
Информационная деятельность, как совокупность информационных процессов в обществе, определяет экономический потенциал общества наравне с материальным производством.
Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства России является преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы - переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации на законодательной и экономической основе. Известно, что именно информационный монополизм является основной питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции.
Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства России с европейским и мировым информационным пространством.
ЦЕЛЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
Формирование и развитие единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов, значительных затрат и не может быть решена одномоментно. При этом необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств ведущих стран.
Для решения проблемы создания единого информационного пространства необходимо разработать экономико-правовые основы, включающие:
Формирование и развитие единого информационного пространства России предусматривает, в первую очередь, обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и проведение работ по их включению в единое информационное пространство. Вновь формируемые информационные ресурсы, включаемые в единое информационное пространство, должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам.
Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации, ведомственные и межведомственные территориально-распределенные системы и сети сбора, обработки и распространения информации могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства России и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней: печатными и электронными средствами массовой информации, журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой, телеграфом и пр.
В условиях, когда большинство регионов России недостаточно оснащены современными средствами информатизации, целесообразна организация СИСТЕМЫ ДЕПОЗИТАРИЕВ государственных информационных ресурсов, создающих возможность открытого доступа к информации традиционными средствами (библиотеки различного вида). Здесь и далее термин "депозитарий" применяется в более широком смысле, нежели это принято в нормативных документах некоторых ведомств.
Современное состояние информационного пространства России препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщества.
Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так, в США со времени окончания второй мировой войны развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем велось по инициативе Администрации Президента и при значительной финансовой поддержке из фондов государственного бюджета.
В настоящее время по инициативе Президента Клинтона разворачивается новый виток развития Национальной Информационной Инфраструктуры, призванный укрепить позиции США как наиболее развитого информационного общества в мире.
В России развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект федеральной целевой программы "Информатизация России", предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем информатизации различного назначения.
Для координации усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать комплекс организационных мероприятий, который должен предусматривать, в том числе, установление порядка определения основных показателей и этапов формирования и развития единого информационного пространства, очередность разработки законодательных актов и нормативных документов, в том числе стандартов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов этого пространства, стимулирующих физических и юридических лиц на активное формирование и использование информационных ресурсов.
В комплексе мер должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.
Закрепленное Конституцией Российской Федерации расширение полномочий субъектов Федерации может реализовываться в сфере информатизации в форме региональных программ, учитывающих социально-экономические, общественно-политические и другие особенности регионов. Комплекс мер должен предусматривать сопряжение информационных пространств субъектов федерации с информационными системами федеральных органов государственной власти, и служить основой формирования информационного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств.
В соответствии с Решением Координационно-консультативного Комитета СНГ осуществляется создание автоматизированной системы информационного обмена между государствами-участниками Содружества (АСИО СНГ). Генеральным заказчиком АСИО СНГ является Исполнительный Секретариат СНГ, Генеральным исполнителем - Федеральное Агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. В комплексе мер необходимо предусмотреть увязку работ по формированию и развитию единого информационного пространства России с программой создания АСИО СНГ.
Государственная политика формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДОЛЖНА ПРЕДУСМАТРИВАТЬ решение следующих задач:
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ
Формирование и использование информационных ресурсов - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности как органов государственной власти, так и государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Они включают информацию и знания, а также лингвистические средства, применяемые для описания конкретной предметной области и для доступа к информации и знаниям. В процессе формирования и использования информационных ресурсов осуществляются сбор, обработка, хранение, поиск и выдача информации по запросам или регламенту.
По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на государственные, межгосударственные, негосударственные (в том числе коммерческие) и смешанной собственности.
Работы последних десятилетий по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления, всего общества сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. При этом априори предполагалось наличие достаточных объемов информации и ставилась задача обеспечения возможности ее оперативного и целенаправленного использовани на основе внедрения современной вычислительной техники.
Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает, хотя созданные автоматизированные системы управления и средства передачи и обработки данных нередко недогружены и используются неэффективно.
Информатизация органов государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта.
Формирование единого информационного пространства России позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности на основе использования всей накопленной информации и более динамической организации информационного взаимодействия при решении комплексных проблем управления обществом.
При всех недостатках информационно-управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов. Для этого требуется решение сложных организационно-технических вопросов, связанных с обеспечением СКООРДИНИРОВАННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВАМИ И ВЕДОМСТВАМИ государственных информационных ресурсов с целью создания необходимых условий для их интеграции и снижения затрат всех видов ресурсов. Это относится в первую очередь к тем органам государственного управления, которые располагают развитыми территориально распределенными инфраструктурами, ориентированными на сбор информации на всей территории России и ее обработку в интересах федеральных и региональных органов власти, а также всех организаций и граждан Российской Федерации. К ним относятся Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба занятости России, Государственной таможенный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственная налоговая служба Российской Федерации и др. К таким структурам относится также координируемая Министерством науки и технической политики сеть научно-исследовательских институтов и центров научно-технической информации, включая организации, действующие в составе Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития. Именно эти ведомства могут внести решающий вклад в формирование государственных информационных ресурсов. Задача заключается в том, чтобы определить такой порядок взаимодействия министерств и ведомств, которое обеспечит эффективное использование уже имеющейся в их распоряжении информации и средств ее обработки и распространения.
Серьезной проблемой в становлении правового государства является обеспечение юридических и физических лиц правовой информацией. Эта информация должна быть прокоментирована, приближена к пользователю и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Здесь особая роль принадлежит Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации и Министерству юстиции Российской Федерации, на которые возложено формирование информационных фондов правовой информации и организация доступа к ним организаций и граждан, а также Министерству культуры Российской Федерации, "под патронажем" которого находится сеть библиотек, непосредственно обслуживающих население. В "Основах законодательства Российской Федерации о библиотечном деле" (проект принят в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации) библиотечное дело определено как сфера информационной и просветительской деятельности, которая должна обеспечить гарантию прав чело века и общества в целом на свободный доступ к информации.
Работы министерств и ведомств в области информационных ресурсов могут координироваться в рамках разрабатываемой Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации программы "Создание и использование федеральных и межотраслевых баз и банков данных".
На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствования доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ. Единое информационное пространство должно не только обеспечить удовлетворение информационных потребностей, но и стимулировать деятельность потребителей информации. Для этого необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати возможностей получения необходимой информации, издание соответствующей массовой литературы и т.д.
В ходе становления рыночных отношений значительная часть информационных ресурсов формируется в негосударственном секторе экономики, в котором уже сегодня действуют сотни организаций - производителей информационной продукции и организаций, специализирующихся на информационном обслуживании. Негосударственные организации в настоящее время доминируют на рынке деловой и коммерческой информации. Негосударственные структуры зачастую существенно опережают государственные в тех случаях, когда имеется платежеспособный спрос на определенные виды информационных продуктов и услуг. В этом секторе создаются базы и банки данных, предназначенные чаще всего для использования в экономической и социальной сферах; это прежде всего финансовая, банковская, биржевая, коммерческая, а также справочная, культурно-историческая и другие виды информации.
В области формирования и использования информационных ресурсов негосударственного сектора экономики государственная политика должна способствовать:
Особую поддержку государство должно оказывать тем негосударственным структурам, которые ориентированы на информационное обслуживание массового пользователя.
Негосударственным организациям следует разрешить участвовать в формировании и использовании государственных информационных ресурсов и в оказании на их основе информационных услуг при наличии соответствующей государственной лицензии.
Основанием для включения негосударственных информационных ресурсов в единое информационное пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка формирования и использования информационных ресурсов различных видов.
К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ относятся:
Государственные информационные ресурсы являются основой единого информационного пространства России.
Обеспечение работ по созданию государственных информационных ресурсов должно быть возложено на соответствующие органы государственной власти, выступающие в качестве государственных заказчиков систем информатизации, которые должны отвечать за организацию их формирования, ведения и обеспечение доступа к ним.
Исходя из структуры органов государственной власти целесообразно директивно закрепить за компетентными органами ответственность по формированию и ведению информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения деятельности соответствующих уровней государственной власти:
Эти информационные ресурсы, образуя информационные сектора органов государственный власти, должны развиваться во взаимной увязке с другими секторами единого информационного пространства.
Один из органов государственной власти следует наделить правами координации формирования и развития всех видов государственных информационных ресурсов и включения в единое информационное пространство негосударственных информационных ресурсов.
Порядок и правила взаимодействия органов государственной власти при формировании и использовании государственных информационных ресурсов должны быть регламентированы законодательными актами, устанавливающими, в частности, меры ответственности за сокрытие, противоречивость и недостоверность информации.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу, должны образовать СИСТЕМУ ВЗАИМОУВЯЗАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, использующих как традиционные информационные технологии и носители информации, так и автоматизированные базы и банки данных. Эта систем должна быть открыта для включения в нее по мере необходимости создаваемых информационных ресурсов.
Важнейшим этапом формирования государственной политики в области единого информационного пространства является определение приоритетов для конкретных видов государственных информационных ресурсов. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:
В рамках единого информационного пространства в приоритетном порядке необходимо формировать и вести ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР, содержащий сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:
Формирование и использование государственных информационных ресурсов должно организовываться по принципу прямого доступа.
На федеральном уровне действуют и создаются банки данных, обеспечивающие, как правило, теледоступ к информации. При этом используются автоматизированные локальные и распределенные информационные системы. В этих банках данных необходимо обеспечить выделение из информационных ресурсов федеральных органов государственной власти открытую часть информации, которая относится к государственным информационным ресурсам, доступным всем организациям и гражданам.
В регионах информационное обслуживание населения должно обеспечиваться распределенной сетью библиотек-депозитариев, специализированных центров, агентств и т.д., которые должны накапливать информационные ресурсы данной территории, а также сведения об информационных ресурсах других территорий и о порядке доступа к ним.
На местном уровне в качестве депозитариев информационных ресурсов могут выступать городские и районные библиотеки, а также библиотеки предприятий и организаций, предоставляющие информацию по заявкам граждан.
Информацию, входящую в государственный информационный ресурс, должна поступать в них в виде изданий, отчетов и т.д.
По мере оснащения библиотек-депозитариев соответствующими программно-техническими средствами должно быть обеспечено использование машиночитаемых изданий (особенно перспективными представляются такие издания на компактных дисках) и работа в режиме уда- ленного доступа.
При разработке схемы доступа к государственным информационным ресурсам следует учитывать, что все более весомо заявляют о себе коммерческие информационные центры и телекоммуникационные сети, ориентирующиеся в основном на обслуживание финансовых и предпринимательских структур. Они также могут быть использованы для организации доступа к государственным информационным ресурсам на договорных условиях.
Порядок коммерческого использования государственных информационных ресурсов и включения в депозитарии негосударственных информационных ресурсов требуют законодательного решения.
2.2. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Развитие информационной инфраструктуры России во многом определяется современным уровнем развития отечественной индустрии информатизации.
Основными задачами ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ИНДУСТРИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ являются:
Отечественная информационная индустрия должна развиваться с учетом мировых достижений в области информационных технологий и средств телекоммуникационного обмена. Это позволит России выйти на мировой уровень технического развития.
Существенная роль в формировании единого информационного пространства отводится созданию общенациональной телекоммуникационной сети страны. Она позволит объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим территориально-распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты. При создании такой телекоммуникационной сети в условиях рынка значительное место могут занять коммерческие системы и сети. При этом создание первичных каналов и сетей связи должно опережать формирование телекоммуникационных сетей.
В настоящее время развитие первичных каналов и сетей связи осуществляется в соответствии с утвержденной Программой "50х50" и координируется Минсвязи России. Задачи по развитию телекоммуникационного комплекса "Связь" изложены в "Концепции программы Российской Федерации в области связи", одобренной Правительством Российской Федерации 25 марта 1993г.
Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры России должна учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень развития информатизации в отдельных ее регионах.
В условиях ограниченности бюджетных ассигнований целесообразно:
При этом отечественные предприятия информационной индустрии должны взять на себя сопровождение и развитие средств информатизации, приобретенных пользователем, по мере появления новых технических и программных продуктов.
2.3. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОСТРАНСТВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Формирование информационного пространства России в интересах органов государственной власти должно быть направлено на объединение и развитие существующих информационно-аналитических ресурсов, предназначенных для обеспечения их эффективной управленческой деятельности.
Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности личности, общества, государства. В качестве таких систем могут быть использованы:
Эти системы разрабатывались с учетом следующих требований:
Указанные требования предполагается реализовать на четырех уровнях:
Основой интегрированной системы должны служить информационные ресурсы Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Министерства Иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального Агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации, Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и ведомств. Защищенный информационный обмен должн обеспечиваться соответствующими средствами криптографической защиты.
Информационные ресурсы информационного пространства органов государственной власти можно представить в виде трех основных составляющих:
Информационный ресурс для оперативного управления страной в мирное время включает экономико-статистических банки данных Госкомстата России, специализированные базы данных для чрезвычайных ситуаций, а также информационные ресурсы министерств и ведомств.
Информационный ресурс проблемно-ориентированной информации для целевых программ и поддержки стратегических решений в настоящее время только формируется. Его структура, входные и выходные параметры, принципы сбора, обработки и представления информации не полностью отлажены.
Информационный ресурс особого периода, включает Государственную базу экономической информации мобилизационного назначения (Госбаза России), базу военного времени и совокупность баз данных Минобороны.
Информационной основой Госбазы России, ведение которой поручено ФАПСИ, являются задания мобилизационного плана страны на расчетный период, разрабатываемые Минэкономики, паспортные данные об объектах народного хозяйства, городах и регионах. В ее составе предусмотрен банк экономико-географической информации. Вся совокупность Госбазы России может эффективно использоваться в мирное время в интересах организаций различных форм собственности и граждан.
К этим ресурсам примыкает ресурс специальной информации, формируемый Федеральной службой контрразведки Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным разведовательным управлением Генерального штаба Минобороны России, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Иностранных дел Российской Федерации.
Особым сектором единого информационного пространства России является информационная инфраструктура, формируемая с участием Министерства обороны Российской Федерации, Федерального Агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации. Этот сектор призван обеспечить безопасность граждан и обороноспособность страны на основе надежного информационного обеспечения соответствующих органов государственной власти и управления в особый период.
Информатизация в Вооруженных Силах должна проводится в двух направлениях:
Информатизация в Вооруженных Силах проводится в соответствии с одобренными руководством Министерства обороны Российской Федерации "Основные направления информатизации Вооруженных Сил Российской Федерации" и Концепцией создания единой телекоммуникационной системы Минобороны России "Широта".
Развертывание работ по созданию целостной информационно-телекоммуникационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации предполагается осуществить на основе разрабатываемой в настоящее время отраслевой программы. Основными задачами по информатизации для органов внутренних дел являются:
Успешное решение основных задач, возложенных на силовые структуры, по-видимому, возможно на основе частичного объединения действующих и создаваемых телекоммуникационных систем на принципах обеспечения возможности их взаимодействия на различных уровнях управления.
В рамках реализации федеральной программы по усилению борьбы с преступностью, интеграция автоматизированных информационных систем правоохранительных органов России позволит обеспечить при необходимости обмен информацией через систему передачи данных с правоохранительными органами стран СНГ, а также через бюро Интерпола в России с полицейскими системами других стран.
Формирование государственных информационных ресурсов силовых структур предполагает создание автоматизированных информационных систем, как локальных, так и территориально-распределенных. При этом целесообразно рассмотреть возможность интеграции региональных банков данных, создаваемых различными силовыми структурами в отдельных экономических районах. Такие зональные центры (порядка 10 на территории Российской Федерации) соответствуют экономическим зонам и, обеспечивая интеграцию информационных ресурсов, будут способствовать реальному формированию единого информационного пространства с учетом интересов силовых структур.
Таким образом, информационный ресурс органов государственной власти представляет собой совокупность распределенных баз данных, построенных по ведомственному, территориальному и проблемному принципам.
Правовая основа единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.
3.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:
Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства (информационное законодательство), должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, распространением и использованием. Цели, задачи и принципы законодательного обеспечения формирования и развития единого информационного пространства изложены в утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993г. N477 "Концепции правовой информатизации России".
Для обеспечения информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами стран ближнего и дальнего зарубежья законодательное обеспечение единого информационного пространства должно предусматривать соответствующие нормативно-правовые акты, а также межправительственные соглашения. Основы информационного взаимодействия высших органов власти стран СНГ изложены в подписанном в сентябре 1993г. "Соглашении об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений" и в утвержденной в феврале 1994 г. "Концепции создания автоматизированной системы информационного обмена Содружества Независимых Государств".
Единое информационное пространство затрагивает все сферы деятельности в обществе, охватывает все регионы и территории страны. Поэтому нормы права информационного законодательства присутствуют в большинстве законодательных актов Российской Федерации.
Разработка информационного законодательства должна осуществляться по следующим основным направлениям:
Работы в указанных направлениях нуждаются в координации, без которой невозможно устранить неоправданное дублирование, выявить и ликвидировать пробелы в законодательстве, сократить сроки создания актов, повысить их качество и эффективность включенных в них правовых норм.
Международный опыт подтверждает актуальность проблем информационной безопасности для обеспечения национальной безопасности любого государства.
Информационное взаимодействие субъектов в едином информационном пространстве наряду с правовым обеспечением требует принятия организационных и технических мер защиты информации. Эти меры должны предусматривать:
Правила организационного взаимодействия субъектов единого информационного пространства должны обеспечивать исполнение законов, сохранение государственной и коммерческой тайны. Эти правила должны быть регламентированы законодательством и подзаконными актами.
Проблемы информационной безопасности имеют и геополитические аспекты. Необходимо ограничить информационную экспансию крупных зарубежных фирм, их стремление навязать национальным информационным и телекоммуникационным сетям и системам собственные условия функционирования в мировом информационном пространстве, которые могут предоставить развитым западным странам односторонние политические и экономические преимущества.
Нарушения установленных правил поведения в едином информационном пространстве, способны привести к раскрытию государственной или коммерческой тайны, к нанесению материального или морального ущерба физическим или юридическим лицам, а также к ущемлению прав граждан на доступ к информационным ресурсам. Чтобы предотвратить такие нарушения правовое обеспечение следует дополнить нормами, предусматривающими ответственность за несанкционированные действия, в том числе уголовную.
Аппаратно-программные средства в едином информационном пространстве должны обеспечивать защиту информации на любом из этапов ее электронной обработки, хранения и приемо-передачи. Аппаратно-программные средства защиты информации должны соответствовать требованиям, установленным Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, другими компетентными органами государственной власти.
Решение указанных задач позволит обеспечить защиту государственных информационных ресурсов, составляющих основу единого информационного пространства, и будет способствовать его эффективному функционированию.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
И РАЗВИТИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
РОССИИ
4.1. КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Действия органов государственной власти по всем направлениям создания единого информационного пространства должны быть регламентированы законодательством, определяющим права и обязанности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по созданию государственных информационных ресурсов и организации доступа к ним, а также системой стандартизации и унификации форм документов, классификаторов, средств информационных технологий, протоколов связи и других средств информатизации.
Важным условием формирования государственных информационных ресурсов является ОБЕСПЕЧЕНИЕ КООПЕРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ КАК ПО ГОРИЗОНТАЛИ, ТАК И ПО ВЕРТИКАЛИ.
"Горизонтальная кооперация" необходима для создания единой методологии комплексного сбора первичной информации органами государственной власти о различных объектах, таких как юридические лица, географические объекты и др. Целью горизонтальной кооперации данного вида является сокращение затрат на подготовку первичной информации, которая должна предоставляться в государственные органы в соответствии с законодательством.
"Вертикальная кооперация" основана на том, что на всех уровнях управления используется информации, созданная на местах, а также содержащаяся в межотраслевых банках данных, учитывающих потребности нескольких федеральных ведомств. В этом случае кооперация ставит целью сокращения затрат на обработку информации в различных ведомственных информационных системах.
Важным координирующим элементом единого информационного пространства должен стать МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА, который должен предусматривать проведение экспертизы проектов ( в том числе оценку бюджетных запросов), организацию конкурсов на выполнение проектов, а также информирование общества об их результатах.
Общероссийским инструментом, обеспечивающим учет государственных информационных ресурсов, должен стать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕГИСТР, в котором будут представлены описания информационных массивов, баз данных и других видов информационных ресурсов, создаваемых за счет бюджета. Использование Государственного информационного регистра позволит существенно снизить затраты на создание и поддержание государственных информационных ресурсов.
Особо необходима комплексность проведения работ по стандартизации и сертификации средств и систем информатизации на современном этапе для формирования и развития единого информационного пространства России.
Сертификация средств информационных технологий и систем информатизации, являясь выходным этапом оценки их качества и конкурентоспособности, требует полной нормативно-методической и инструментальной поддержки.
Работы по стандартизации целесообразно проводить в рамках единой программы создания нормативной, инструментальной и методической базы сертификации средств и систем информатизации. В этой программе должны быть предусмотрены разработки по развитию комплекса базовых и функциональных стандартов, обязательных для применения при формировании и использовании государственных информационных ресурсов и информатизации органов государственной власти.
Основу комплекса стандартов должны составлять международные и государственные стандарты и другие нормативные документы. Эти документы должны служить основой требований к средствам и системам информатизации на всех стадиях их жизненного цикла, контроля качества, верификации, испытаний и сертификации как самих средств и систем информатизации, так и аттестации и сертификации выпускающих их производств.
Формирование и реализация указанной программы является важной формой организации взаимодействия органов государственной власти при реализации государственной политики в сфере информатизации и развития составляющих единого информационного пространства России.
Принципиальной особенностью формирования и развития единого информационного пространства России является необходимость установить обязательной для всех жесткую технологическую дисциплину при формировании государственных информационных ресурсов.
Единое информационное пространство России должно стать существенной составляющей мирового информационного пространства. Это требует сотрудничества России в области информатизации с другими странами и международными организациями.
В целях быстрого и существенного уменьшения зависимости России от средств, закупаемых за рубежом и производимых в стране по импортным лицензиям, программы и планы работ, осуществляемых в рамках международного сотрудничества, должны быть увязаны с программами развития отечественной промышленности средств новых информационных технологий. В них следует предусматривать координацию международных связей федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо предусматривать:
При международном сотрудничестве целесообразно осуществлять информационное сопровождения всех работ - от заключения двусторонних и многосторонних соглашений, до закупок средств информационных технологий для федеральных и региональных органов исполнительной власти.
4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ
Работы по формированию и развитию единого информационного пространства России в настоящее время ведутся федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами по программам, затрагивающим отдельные составляющие этого пространства. Наиболее общей из этих программ является федеральная целевая программа "Информатизация России", разработанная Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации совместно с заинтересованными федеральными министерствами, ведомствами и администрациями субъектов федерации.
Для объединения усилий всех органов государственный власти при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России необходимо разработать по инициативе Президента Российской Федерации комплекс организационных мер по реализации рекомендаций настоящей Концепции.
Как подчеркивалось выше, формирование и развитие единого информационного пространства является главной целью осуществления государственной политики в области информатизации России. Поэтому разработку указанного комплекса мер целесообразно поручить Комитету при Президенте Российской Федерации по политике информатизации с привлечением заинтересованных органов государственной власти, предприятий, организаций и общественно-политических объединений.
Следует также дополнить функции Координационного совета по информатизации Администрации Президента Российской Федерации функцией координации формирования государственных информационных ресурсов. Этот совет должен работать в тесном взаимодействии с Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности.
Необходимо также установить порядок взаимодействия федеральных, региональных и межрегиональных коллегиальных органов, создаваемых для координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства России.
Комплекс мер по реализации Концепции должен обеспечить сопряжение всех федеральных целевых программ, направленных на развитие прикладных направлений информатизации, в том числе программ развития производства вычислительной и информационной техники, средств связи и телекоммуникационного оборудования, а также программ информатизации органов государственной власти всех ветвей и уровней, выполняемых ими в настоящее время.
Координацию работ по отдельным направлениям формирования и развития единого информационного пространства России целесообразно возложить на органы государственной власти - государственных заказчиков по направлениям, а работ по формированию и развитию единого информационного обеспечения в целом - на Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации и на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Следует также определить государственных заказчиков по государственным информационным ресурсам, по системе государственных депозитариев, по средствам телекоммуникации и связи, по вычислительной технике и пр. В качестве государственных заказчиков могут выступать органы всех ветвей государственной власти на федеральном уровне.
Важным условием успешного выполнения в сжатые сроки работ по формированию единого информационного пространства России является ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ первых руководителей органов государственной власти за информатизацию этих органов, формирование своей части государственных информационных ресурсов и организацию доступа к ним физических и юридических лиц, а также за эффективное использование государственных информационных ресурсов подчиненными подразделениями и организациями.
С целью координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства необходимо СОЗДАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ. Эти центры могут также выполнять на соответствующем уровне функции государственного информационного регистра и проводить работы по информационно-справочному обслуживанию юридических и физических лиц, сертификации систем и их элементов, лицензированию информационной деятельности.
Общие затраты на формирование и развитие единого информационного пространства России будут складываться из затрат на программы развития отдельных направлений и составляющих этого пространства.
По мере развития сферы коммерческих информационных услуг, приватизации предприятий, производящих средства новых информационных технологий, а также демонополизации и приватизации предприятий связи и телекоммуникаций в стране будут созданы конкурентная среда и мощный частный сектор информационной индустрии, который обеспечит подавляющую часть инвестиций в развитие единого информационного пространства России.
Государственная поддержка приватизированных предприятий и новых коммерческих структур должна выражаться в закупке средств информационных технологий, услуг связи и информационных услуг для нужд государственных учреждений на льготных условиях. Существенного сокращения расходов бюджетных средств можно достичь путем использования средств информационных технологий двойного применения, разработка и организация производства которых осуществляется за счет оборонного заказа.
В комплексе мер по реализации Концепции необходимо предусмотреть разработку процедуры финансирования по отдельным направлениям развития единого информационного пространства России, таким как развитие федеральных систем информатизации, развитие систем информатизации субъектов Российской Федерации, формирование государственных информационных ресурсов широкого использования, развитие систем связи, развитие и обеспечение деятельности сети государственных депозитариев и др.
Источники и объемы финансирования по каждой программе развития составляющих единого информационного пространства должны определяться заказчиком этой программы по согласованию с государственными заказчиками по направлениям развития.
Для выполнению работ по формированию и развитию единого информационного пространства России целесообразно использовать следующие источники финансирования:
Несмотря на трудности переходного периода в экономике страны работы по формированию в сжатые сроки единого информационного пространства России необходимо начать как можно быстрее, ибо без создания приоритетных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем юридическим и физическим лицам, построение в России правового демократического государства с развитой рыночной экономикой оказывается проблематичным.
Первоочередными действиями государства по формированию и развитию единого информационного пространства России должны быть:
Mail to Webmaster www@www-sbras.nsc.ru |
Go to Home Site |