РАДИОФИЗИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

Учеными Института сильноточной электроники впервые в мире достигнут уровень мощности излучения в один гигаватт при длине волны ~10 см и длительности импульсов 20 ÷ 30 нс одномодового СВЧ-излучения в релятивистском СВЧ-генераторе с виртуальным катодом (виркатором) и предварительной модуляцией сильноточного электронного пучка. Продемонстрированы возможности импульсно-периодической работы такого СВЧ-генератора и использования индуктивного накопителя энергии для генерации излучения в виркаторе (рис. 1.20,а).

 

Рис. 1.20. Схема СВЧ-генератора с виркатором (а): 1 – катод, 2 – вакуумный диод, 3 – модулирующий зазор, 4, 5 – настроечные поршни, 6 – выводной рупор, 7 – принимающая антенна; "автографы" сильноточного электронного пучка на входе (слева) и на выходе (справа) виркатора (б).


Рис. 1.21. Зависимость измеренных и рассчитанных значений направленных скоростей ионов в плазме вакуумной дуги от атомного веса материала катода.

В этом же Институте впервые в мире измерены скорости ионов большинства электропроводящих элементов периодической таблицы в плазме вакуумного дугового разряда. Показано, что скорость ионов практически не зависит от их зарядового состояния, что, в свою очередь, свидетельствует в пользу газодинамической модели ускорения ионов в области катодного пятна вакуумной дуги. На Международном симпозиуме по электрическим разрядам и вакуумной изоляции 2000 г. эта работа признана лучшей в данной области и отмечена престижной Международной премией им. Чаттертона (рис. 1.21).

Рис. 1.22. Зависимость выходной мощности транзистора с шириной канала 180 мкм от мощности на его входе при напряжениях затвор–сток Uзи = – 1,5 В, сток-исток Uси = 9,0 В, и токе Jуд = 180 мА/мм на частотах 12,0 и 17,7 ГГц.

На базе эпитаксиальных структур с GaAs/AlGaAs, а также структур с псевдоморфными слоями In0,15 Ga0,85As), выращенных методом МЛЭ в Институте физики полупроводников совместно с научно-производственным предприятием "Октава-Микро" изготовлены мощные СВЧ (2-18 ГГц), полевые транзисторы с барьером Шоттки (ПТШ) с удельной мощностью до 1,1 Вт/мм. Достигнутые значения удельной выходной мощности ПТ с псевдоизолятором AlGaAs под затвором и сильнолегированным каналом в 1,5-2,0 раза превышают уровень серийно выпускаемых ПТШ на основе GaAs и сравнимы с лучшими мировыми образцами (рис. 1.22).


 

ФИЗИКА ПЛАЗМЫ

Рис. 1.23. Зависимость давления плазмы от времени в режимах с гофрировкой магнитного поля (многопробочная система) и без гофрировки (стандартная система).

В Институте ядерной физики получены первые физические результаты по пучковому нагреву и удержанию плотной плазмы в многопробочной системе. В результате перехода к многопробочной системе энергетическое время жизни горячей плазмы увеличилось более чем на порядок по сравнению с тем, которое было в первоначальном варианте установки ГОЛ-3-П (рис. 1.23).


 

ФИЗИКА СОЛНЦА И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Учеными Института солнечно-земной физики на основе анализа пространственного распределения по диску Солнца параметров асимметрии циркулярно-поляризованного излучения во фраунгоферовых линиях обнаружены значительные центролимбовые вариации этих параметров (рис. 1.24).

 

Рис. 1.24. Распределение в зависимости от гелиоцентрическего расстояния m параметров: Vzc – относительного деплеровского смещения V- и I-профилей Стокса, daA – относительной амплитудной асимметрии и dA – относительной асимметрии площадей V-профилей Стокса.

 

Рис. 1.25. Схема расположения микроволновых источников NLS (полутоновая заливка) в магнитосфере солнечной активной области.

В этом же институте впервые по данным радиогелиографов на двух длинах волн и рентгеновского телескопа Yohkoh установлено существование двух типов микроволновых источников над нейтральной линией магнитного поля в активных областях Солнца – поднимающихся вверх и низко расположенных стационарных. Теоретический анализ показал их связь с квазистационарными токовыми слоями, формирующимися в квадрупольной конфигурации магнитосферы активной области. На рис. 1.25 представлена cхема, качественно поясняющая расположение микроволновых источников NLS (полутоновая заливка) в магнитосфере солнечной активной области (АО). Силовые линии магнитного поля замкнуты на солнечную поверхность (горизонтальная линия внизу). Подковообразный верхний радиоисточник (поднимающийся NLS) располагается в окрестности "горизонтального" токового слоя, образующегося в вершине поднимающегося вверх биполярного магнитного потока. Двойной радиоисточник внизу (стационарный NLS) обусловлен присутствием "вертикального" токового слоя в расширяющейся магнитосфере АО. Особенности X-типа внутри этого слоя соответствует микроволновый компонент, обозначенный кружком. Здесь начнется будущая мощная вспышка. Подковообразный нижний микроволновый компонент располагается в нижней части предвспышечного токового слоя. Буквами R(L) обозначены направления, при которых в излучении подковообразных радиоисточников доминирует правая (левая) круговая поляризация.

Рис. 1.26. Вариации полного электронного содержания ионосферы по данным спутников GPS в Иркутске.

С помощью радара некогерентного рассеяния учеными этого же Института получены уникальные экспериментальные данные об эффектах магнитосферно-ионосферного взаимодействия, обусловленных самой мощной за последние 20 лет геомагнитной сверхбурей 15–16 июля 2000 г., в частности сильные изменения в структуре и тепловом режиме среднеширотной ионосферы. В период главной фазы бури практически полностью был подавлен главный максимум электронной концентрации ионосферы, при этом произошло резкое повышение концентрации в ее нижележащих областях. Температуры электронов и ионов возросли более чем вдвое – до 5500° и 2500 °K соответственно. В этот же период зарегистрировано редкое для средних широт явление – мощные когерентные эхо (радиоаврора). Обнаружены колебания мощности когерентных эхо с периодом 25-30 мин, при этом по данным спутниковой системы GPS колебания с тем же периодом были зарегистрированы в вариациях магнитного поля и полного электронного содержания ионосферы на большом числе российских станций, т.е. они имели глобальный характер (рис. 1.26).

Рис. 1.27. Зависимость интенсивности космических лучей dI от угла раствора нейтрального слоя и числа солнечных пятен при отрицательной (верхняя часть) и положительной (нижняя часть) полярностях общего магнитного поля Солнца.

В Институте космофизических исследований и аэрономии впервые установлено, что относительный вклад двух факторов, определяющих долгопериодную модуляцию космических лучей: а) уровня солнечной активности и б) деформации нейтрального слоя солнечного ветра, зависит от полярности общего магнитного поля Солнца. При положительной полярности преобладает влияние уровня солнечной активности, а при отрицательной полярности больше влияет угол раствора нейтрального слоя. Причиной такой зависимости является магнитный дрейф космических лучей, траектория которого при отрицательной полярности пересекает область взаимодействия быстрого и медленного солнечного ветра (рис. 27).


 

Рис. 1.28. Числа Вольфа (W) и частота появлений высыпаний электронов (E) в период с 1986 по 1996 г.

Впервые по данным риометрических наблюдений учеными этого же Института установлено, что в 22-м солнечном цикле фаза максимума частоты появления высыпаний энергичных электронов из внешнего радиационного пояса Земли запаздывает относительно фазы максимума чисел Вольфа, характеризующих солнечную активность, на величину около четырех лет и приходится на фазу спада солнечного цикла (рис. 1.28).


 

ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ

Учеными Института ядерной физики им. Г.И. Будкера впервые обнаружены распады r- и j-мезонов в четыре p-мезона (детектор КМД-2), r- и w-мезонов в два p0-мезона с испусканием g кванта (детектор СНД) и подтверждено наличие структуры в сечении процесса рождения трех p-мезонов в области энергии 2Е = 1200 МэВ, обнаруженной в 1999 г. Эта структура может быть связана с новым резонансом из семейства w-мезонов (рис.1.29).

Рис. 1.29. Сечение s-процесса е+ е- ® p+p- p+p- в области энергий вблизи j-резонанса.

В этом же Институте подтверждена экспериментально с увеличенной до 1% точностью e-m-универсальность в распаде j-мезона (детектор СНД).

Учеными того же Института закончен набор статистики на накопителе ВЭПП-3 в эксперименте по измерению анализирующих способностей реакций упругого и квазиупругого рассеяния электронов на дейтронах. В эксперименте использовался рекордный по интенсивности криогенный струйный источник поляризованных атомов дейтерия как основной элемент поляризованной дейтериевой мишени. Набран статистический материал, превышающий более чем на порядок по объему аналогичный материал, полученный в предыдущих экспериментах на накопителях ВЭПП-3 и AmPS (Амстердам). Набранные данные позволяют установить полную картину электромагнитной структуры дейтрона. Уточнено положение дифракционного минимума электрического монопольного формфактора дейтрона, которое теперь можно принять равным 4,13±0,05фм-1 (рис. 1.30).

Рис. 1.30. Мировые данные по компоненте тензора T20 реакции упругого электрон-дейтронного рассеяния и некоторые теоретические предсказания. Кружки – новые данные новосибирского эксперимента.

В этом же Институте построен и реализован алгоритм вычисления трехпетлевых диаграмм в эффективной теории тяжелого кварка. Его использование позволит улучшить точность теоретических предсказаний для константы лептонного распада B-мезона из решеточного моделирования и правил сумм квантовой хромодинамики (рис. 1.31). В рамках квазиклассического подхода рассмотрено влияние многократного рассеяния реальных и виртуальных заряженных частиц на ряд процессов квантовой электродинамики при высоких энергиях (рис. 1.32). Для процессов, изучавшихся ранее (испускание фотона, рождение электрон-позитронных пар), ответы получены с большей точностью, в частности, учтены кулоновские поправки.

 

Рис. 1.31. Трехпетлевая диаграмма в теории тяжелого кварка: верхняя жирная линия – тяжелый кварк, нижняя линия – легкий кварк, волнистые линии – глюоны.

 

Рис. 1.32. Схематичное изображение квазиклассической функции Грина G(r1 r2 Iе) в произвольном потенциале V(r) жирная линия – без учета квантовых флуктуаций.

 

Рис. 1.33. Элемент спирального ондулятора для лазера на свободных электронах, генерирующего излучение в области вакуумного ультрафиолета.

Влияние среды на аномальный магнитный момент электрона и на амплитуду когерентного рассеяния фотона рассмотрено впервые. Во всех случаях влияние среды приводит к подавлению амплитуд процессов.

Разработаны и созданы уникальные магнитные системы для генерации излучения (рентгеновского и ультрафиолетового) с управляемой поляризацией. Такие системы (так называемые эллиптические вигтлеры и спиральные ондуляторы) устанавливаются на электронные накопители и используются при исследовании зависимости оптическях свойств образцов от поляризации излучения (рис. 1.33).


 

ФИЗИКА АТМОСФЕРЫ

Учеными Института оптики атмосферы на основании данных 20-летних измерений над Западной Сибирью обнаружены изменения концентрации аэрозоля в 4–5 раз с периодом, близким к 11-летнему циклу солнечной активности. Показано, что колебания концентрации аэрозоля запаздывают по отношению к солнечной активности на 2–3 года (рис. 1.34).

Рис. 1.34. Многолетний ход чисел Вольфа и счетной концентрации аэрозоля по самолетным данным и по данным TOR-cтанции.

В натурных экспериментах по самолетному лазерному зондированию Атлантического океана и в серии численных расчетов учеными этого же Института впервые показано, что преломление света на случайно-неоднородной взволнованной поверхности моря приводит к завышению измеряемого показателя ослабления в глубине рассеивающей среды. При этом частичная корреляция наклонов поверхности в области наблюдения вызывает аномальное распределение флуктуаций мощности обратно рассеянного излучения при малых, порядка 1 мрад, углах поля зрения лидара (рис. 1.35).


 

Рис. 1.35. Влияние ветрового волнения на форму лидарного сигнала при различных углах поля зрения. Пунктирные линии соответствуют расчету без учета ветрового волнения для различных значений козффициента ослабления излучения в воде e.

 

Рис. 1.36. Сопоставление коррекции с помощью гибкого адаптивного зеркала для плоской волны (1) и лазерного пучка (2) для различных трасс распространения.

Учеными Института оптики атмосферы впервые установлено, что потеря информации о вихревой компоненте фазы лазерного пучка снижает качество адаптивной фазовой коррекции как при формировании лазерных пучков, так и изображений в адаптивном телескопе. Показана эффктивность управления полной фазой (потенциальной и вихревой) с помощью составного зеркала даже в области сильных флуктуаций интенсивности (рис. 1.36). Обнаружено, что двухцветные адаптивные системы неэффективны в условиях сильных флуктуаций интенсивности.


  В оглавление Далее


Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[СО РАН]
[ИВТ СО РАН]

© 1996-2014, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск
© 1996-2014, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
    Дата последней модификации: Monday, 21-May-2001 16:36:29 NOVST