 |
Экономические и социальные иследования. |
 |
В Институте экономики и организации промышленного производства
продолжались исследования социально-экономической реформации
России на исходе XX века.
Результаты экономического анализа с использованием методов экономико-
математического моделирования позволили установить, что
экономика России вошла в штопор в 1991-1992 гг., из которого не
вышла по сей день.
Главную роль в этом негативном процессе сыграли:
- свертывание государственных капиталовложений в развитие
народного хозяйства,
- разрыв хозяйственных связей и разрушение отработанной
системы товаропотоков и материально-технического снабжения,
- ликвидация плановой системы управления экономикой,
- отказ от государственного контроля за ценообразованием
(так называемая либерализация цен).
Все эти факторы действовали одновременно, что дало
синэргетический эффект. Установлено, что падение производства
носит всеобщий характер. Причем спад глубже преимущественно в
отраслях и регионах, создающих продукцию машиностроения и товары
народного потребления, и несколько меньше - в добывающих
отраслях и регионах. Выявлено также, что ежегодно динамика
физических объемов промышленного производства менялась
циклически - небольшой рост в первом квартале, резкое падение во
втором, тенденция к стабилизации спада в третьем и слабое
оживление в четвертом квартале. От года к году амплитуда цикла
("экономические качели") не только не затухает, а возрастает,
что демонстрирует усиление дестабилизирующих моментов в
экономике России и препятствует ее выходу на траекторию
устойчивого развития.
Усиливается ориентация российской экономики на экспорт сырья и продуктов
первичной переработки. Объемы их вывоза растут даже при
свертывании производства. При этом масштабный экспорт этих
товаров снижает средние мировые цены, и для получения желаемого
объема выручки приходится наращивать размеры их вывоза. Наращивание же экспорта
осуществляется за счет сжатия внутреннего российского рынка, что
способствует углублению экономического спада и росту цен.
В Институте экономики и организации промышленного производства
разработаны концептуальные основы, методические и
организационные положения федеральной программы помощи
депрессивным и отсталым регионам. Показана роль данной программы
в общей системе мероприятий региональной политики в России,
изучены возможности применения зарубежного опыта поддержки
"больных" регионов, предложены схемы оценки социально-
экономического состояния субъектов федерации, а также
специальная методика выделения депрессивных и отсталых регионов
России. Проведены экспериментальные расчеты, конечной целью
которых явились варианты типологизации всех регионов Российской
Федерации по определенным признакам, что дало возможность
выделить наиболее нуждающиеся в федеральной помощи территории.
Подготовлены предложения по
способам, направлениям и механизмам реализации федеральной
программы помощи депрессивным и отсталым регионам и предложения
по ее организационным структурам.
Продолжен мониторинг хода аграрной реформы. Главный акцент в текущем
году был сделан на исследование проблем становления
хозяйствующих субъектов АПК. Формальное изменение статуса
хозяйствующих субъектов АПК не привело к изменению парадигмы их
экономического мышления и формированию адекватных моделей
экономического поведения;
продолжалось отчуждение основных социальных групп населения от
реформ: от 30 до 40% сельского населения не поддерживают ни одно
из направлений проводимых аграрных реформ; около 70% сельских
тружеников по-прежнему ориентированы на коллективные формы
сельскохозяйственного производства; подавляющее большинство
сельских руководителей привержены императивам социалистического
планового хозяйства.
По заказу Федеральной миграционной службы Институтом экономики и организации промышленного производства выполнена работа по формированию региональной программы "Миграция населения
Новосибирской области".
Современную карту миграционных потоков в России в немалой степени
формируют так называемые "катастрофические миграции" -
субъектами которых выступают этнические беженцы. Географическая близость
Сибири к очагам высокого этнического напряжения (республики
Средней Азии, Казахстан) делает наш регион одним из центров их
притяжения. (Западная Сибирь за период, когда потоки
вынужденных переселенцев стали регистрировать, то есть с 1 июля
1992 г. по 1 января 1995г., приняла более 60 тыс. чел. или около
9% общего потока беженцев, прибывших в Россию.
По планам Федеральной миграционной службы, в Новосибирскую область предполагается переселить в ближайшие несколько лет
около 270 тыс. человек. Однако по расчетам Институте экономики и организации промышленного производства этот значительный приток населения, с одной стороны, не позволит области к 2005 году преодолеть отрицательный естественный прирост населения, а с другой, - создаст дополнительный источник экономического и
социального напряжения в регионе, поскольку предполагаемое
финансирование на обустройство беженцев из федеральных средств
(около 2,5 млн руб. на 1 переселенца) на порядок меньше
необходимого.