О работе Президиума СО РАН в 1997 году

[В оглавление] [Сл. раздел]

Текущая деятельность Президиума в последние 4 месяца была ориентирована на выполнение решений последнего Общего собрания Отделения и планов, намеченных В.А. Коптюгом. В их числе — рекомендации 7 рабочих групп по анализу опыта использования в рамках Отделения новых организационных форм и Комиссии по совершенствованию работы служб жизнедеятельности ННЦ по руководством акад. С.Н. Багаева, созданных еще при жизни В.А. Коптюга.

Президиум работал регулярно, в результате удалось обсудить все намеченные вопросы и принять ряд важных решений. Некоторые вопросы подготовлены для обсуждения на годичном Общем собрании Отделения, а их реализация предстоит уже новому составу Президиума. Среди обсуждавшихся проблем важнейшими были:

  1. Дальнейшее развитие интеграционных процессов в Отделении первоначально задумывалось В.А. Коптюгом как "...хорошо продуманная перестройка сети наших научных учреждений", причем "...при такой перестройке ассоциация как форма интеграции по интересам родственных, но уже территориально разделенных институтов, может также сыграть серьезную роль".

Однако первое обсуждение этого вопроса в Иркутском и Бурятском научных центрах показало, что такая перестройка — сложный и длительный процесс.

как, при обсуждении на Президиуме вопроса о работе объединенных и конструкторско-технологических институтов Отделения (рабочие группы под руководством акад. Н.Л. Добрецова и чл.-кор. РАН С.Т. Васькова) было отмечено, что их создание несомненно сыграло позитивную роль. Однако остаются нерешенными некоторые юридические вопросы, особенно обострившиеся в связи с принятием Гражданского кодекса РФ. Было решено до более глубокого изучения вопроса повременить с созданием новых Объединенных институтов и КТИ. В частности, существенную корректировку в этот процесс может внести принятие нового Налогового кодекса РФ. Поэтому и создание Объединенного института теплофизики с Международным центром на правах КТИ было отложено, хотя высказывалось много доводов в его пользу.

Вместо создания новых структур Президиум пошел по пути формирования интеграционных программ и проектов. С 20 апреля в Отделении объявлен конкурс междисциплинарных интеграционных программ (проектов) фундаментальных исследований, разработано и утверждено Положение о конкурсе, создана конкурсная комиссия из председателей Объединенных ученых советов по наукам. Возглавил комиссию акад. В.М. Титов. В плане бюджетного финансирования Отделения на этот конкурс предусмотрено 7 млрд руб. из целевого резерва Президиума. Размер грантов определен от 0,1 до 1,0 млрд руб. в год, то есть планируются достаточно крупные проекты или программы. Конкурс будет завершен в начале июня 1997 г.

На заседании Президиума был заслушан ряд научных сообщений, которые можно рассматривать как примеры таких интеграционных программ: в частности, доклад
акад. Г.А. Толстикова о программе исследования процессов создания лекарственных препаратов и биологически активных веществ и акад. А.С. Алексеева и чл.-кор. РАН
С.В. Гольдина о программе "Геотомография". Из прикладных интеграционных программ в рабочем порядке обсуждались и подписаны протоколы о совместных программах с Восточной нефтяной компанией, предприятиями Минатома и др.

Примером программы такого типа является программа "Поиск", в течение нескольких последних лет успешно действующая в рамках научно-технической программы "Сибирь". Формируемая Федеральная целевая программа (ФЦП) "Сибирь", включающая научно-технологический и энергетический блоки как важнейшие составляющие, также может послужить для институтов Отделения серьезной основой для интеграции исследований технико-технологического, социально-экономического и экологического характера. Разработка ФЦП завершается в мае—июне 1997 г. Как отметил в октябрьском (1996 г.) докладе В.А. Коптюг, "в случае нарастания... интеграционных компонент в рамках "Сибирского соглашения" программа "Сибирь" также должна сыграть существенную интеграционную роль". До утверждения ФЦП большую помощь может оказать Межотраслевой внебюджетный фонд НИОКР Ассоциации "Сибирское соглашение", созданный и зарегистрированный по нашей инициативе в 1996 г.

По мере реализации подобных интеграционных программ и проектов естественным образом будут появляться и соответствующие интегрирующие структуры (объединенные институты с новыми КТИ или международными центрами, межтерриториальные ассоциации, возможно включающие и центры коллективного пользования).

2. Усиление поддержки индивидуальных ученых или небольших групп ученых продолжает осуществляться за счет развития системы грантов из РФФИ, РГНФ, Российского фонда технологического развития (РФТР), международных фондов (INTAS и др.).

В целях укрепления связей Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) с научными организациями и учеными сибирского региона Президиум СО РАН в конце 1995 года заключил договор с РФФИ по оказанию в регионе помощи в деятельности Фонда. По предложению акад. В.А. Коптюга региональным представителем Фонд назначил д.ф.-м.н. Г.А. Сапожникова, сотрудника аппарата Президиума СО РАН. Президиум обеспечил группу представителя РФФИ служебным помещением, телефонами, множительным аппаратом, при необходимости — автотранспортом, двумя компьютерами, один из которых представляется для работы специалистам, приезжающим из других городов или отдаленных районов г. Новосибирска. Причем помощь оказывалась ученым, работающим не только в СО РАН.

В функции группы регионального представителя входило:

— сбор в установленные сроки (одинаковые с Москвой) заявок и отчетов, доставка их в РФФИ;

— консультации ученых и распространение информации в сибирском регионе, включая Якутию, об условиях конкурсов, правилах подачи и оформления заявок;

— привлечение ведущих ученых региона в соответствии с поручением Фонда к экспертизе проектов.

В 1996 году Фонд впервые поддержал наши предложения и направил на экспертизу в Сибирь более 600 проектов по трем научным направлениям (науки о Земле, химия, физика), задействовав 30 экспертов из Новосибирска, Томска и Иркутска. Работа по экспертизе в течение двух недель была успешно выполнена с соблюдением всех условий РФФИ. Мы вышли с предложением расширить этот опыт по другим направлениям наук и активнее привлекать к экспертизе сибирских ученых.

Другим положительным примером сотрудничества с РФФИ является организация совместных конкурсов по фундаментальным научным исследованиям в регионах по схеме финансирования 50:50, т.е. 50 % средств выделяет регион, а 50 % — РФФИ. В настоящее время подводятся итоги двух таких конкурсов: по проблемам озера Байкал и проблемам природных катастроф в камчатском регионе. Для Байкальского конкурса предусмотрено 4,4 млрд руб. Фонд готов рассмотреть предложения по более широкому кругу региональных конкурсов, если найдутся средства из различных региональных источников для организации подобных конкурсов (например, по проблемам Арктики, лесов Сибири и т.п.) Тем, кто активно сотрудничает со странами азиатско-тихоокеанского региона, следует иметь в виду, что возможны предложения по организации совместных с Фондом новых международных конкурсов на тех же условиях финансирования.

Гранты РФФИ в 1996 г. во многих институтах составляют 10—15 % от общего финансирования, но в целом их роль в финансировании научных исследований в СО РАН составляет в 1996 г. 16 млрд руб. (около 5 %), а вместе с грантами из других, в том числе международных фондов — 47 млрд руб. (около 18 %). Наибольшее число грантов РФФИ получено химиками (105) и физиками (94) Отделения, а по суммарному финансовому объему грантов лидируют науки о Земле (3631,9 млн руб.)

В 1993 году решением правления Российского фонда технологического развития (РФТР) на основании совместного обращения исполнительной дирекции Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и Сибирского отделения РАН на базе СО РАН было создано региональное представительство РФТР.

Основными задачами представительства являются, как и в РФФИ: сбор и систематизация заявок специалистов и учреждений региона; организация методической и консультационной помощи в подготовке проектов, представляемых в РФТР; научно-организационное и техническое сопровождение проектов на всех этапах рассмотрения в Фонде.

За период 1993—1997 гг. региональным представительством рассмотрено более 150 проектов, из которых после предварительной экспертизы и доработки 93 проекта были направлены на рассмотрение в РФТР. Тематическая направленность проектов самая разнообразная: технологии переработки сельскохозяйственной продукции, создание медицинских препаратов и оборудования, новые строительные машины и инструменты, химические технологии, перспективные разработки в области приборостроения, вычислительной техники и информатики и др.

Об уровне проектов, направляемых на рассмотрение в РФТР, говорит тот факт, что более 63 % проектов после государственной экспертизы получили положительное заключение и были рекомендованы к финансированию. Решением правления Фонда к финансированию принято 34 проекта на общую сумму более 18 млрд руб., из них 13 проектов на сумму 1456,1 млн руб. — на условиях грантов, 21 — на сумму 16562,1 млн руб. — на возвратной основе. По состоянию на 01.02.97. объем реально перечисленных исполнителям средств по заключенным договорам составляет более 7 млрд руб. Среди принятых к финансированию проектов 79 % представлено институтами СО РАН, пятую часть (21,1%) составляют проекты, представленные другими организациями Новосибирска, Томска.

По итогам истекшего периода завершены работы по 17 договорам с общим объемом финансирования 2530,1 млн руб.

Суммируя опыт, накопившийся за прошедший период, можно отметить ряд характерных особенностей, делающих РФТР более привлекательным по сравнению с другими фондами:

— возможность представления проектов в течение года по мере их готовности, а не к определенному сроку;

— стабильное и своевременное финансирование договоров;

— сравнительно высокий объем средств, выделяемый на финансирование принятых проектов, — до 3—5 млрд руб.;

— беспроцентный порядок возврата средств.

В настоящее время в связи с организационными и кадровыми изменениями в руко-
водстве Российского фонда технологического развития от 27 февраля 1997 г. заключено "Соглашение Государственного комитета РФ по науке и технологиям и Сибирского отделения РАН об организационно-техническом содействии Сибирского отделения РАН реализации проектов НИОКР, финансируемых из средств РФТР на территории Сибирского региона", в соответствии с которым на Отдел прикладных исследований УОНИ возложены функции организационно-технического и информационно-консультационного сопровождения проектов, подготавливаемых и финансируемых из средств РФТР, на территории расположения научных центров СО РАН.

В последнее время с Миннауки заключено еще одно соглашение — по созданию при Сибирском отделении РАН информационно-консультационного центра по программам Европейского Сообщества, нацеленным на страны Восточной и Центральной Европы, включая Россию. Центр находится еще в стадии организации, но в середине мая с.г. нам уже предстоит провести в г. Новосибирске с участием представителей ЕС презентацию второго конкурса программы INCO-COPERNICUS. Вместе с тем, отбор и финансирование проектов из различных фондов на конкурсной основе является важной, но не решающей формой поддержки научных исследований. По мнению Президиума более важными являются вышеупомянутые интеграционные программы, объединяющие коллективы для решения крупных задач, а также работа институтов по заключению крупных контрактов с зарубежными и отечественными лабораториями и компаниями.

3. Международная деятельность в Отделении развивалась по нескольким главным направлениям:

а) традиционные формы — участие в международных совещаниях, эквивалентный обмен специалистами, а также кратковременные и длительные стажировки и командировки наших сотрудников за рубеж;

б) работа по совместным проектам, получившим зарубежные гранты;

в) деятельность международных исследовательских центров;

г) контракты институтов с зарубежными компаниями и лабораториями на выполнение исследований и поставку оборудования;

д) совместные предприятия на базе разработок СО РАН.

Международная деятельность Отделения была проанализирована рабочей группой во главе с акад. В.Е. Накоряковым, после чего была обсуждена на заседании Президиума, который отметил, что международная деятельность Отделения значительно активизировалась в последние годы, а поддерживаемые Президиумом новые формы сотрудничества вызвали интерес зарубежного научного сообщества, что позволило большинству институтов, а также организованным в начале 90-х годов международным научным центрам активно работать и получать значительные научные результаты.

Ряд ведущих институтов Отделения выработал эффективную политику международного сотрудничества, позволяющую не только поддерживать высокий уровень фундаментальных исследований, но и получать за счет зарубежных контрактов и международных грантов существенную материальную поддержку.

Среди централизованных мер поддержки Президиумом международной деятельности институтов следует выделить проводимые в течение нескольких лет конкурсы международных проектов (за исключением 1996 года, когда из-за значительных финансовых трудностей этот конкурс провести не удалось). Приоритеты отдавались совместным проектам фундаментальных исследований, проводимых на территории Сибири, в реализацию которых зарубежные организации или фонды вкладывают значительные средства, проектам в составе крупных международных программ, а также многосторонним проектам, выполняемых в рамках международных научных центров. В 1997 году из централизованных средств Президиума на проведение конкурса выделено 3 млрд руб.

Система международных исследовательских центров в Отделении (в разных городах было организовано 16 центров, см. табл. 3) была задумана как противовес "утечке мозгов" сибирской науки за рубеж, но она также стимулировала и совместные исследования на современной приборной базе, частично привозимой из-за рубежа и оставляемой в наших лабораториях.

Большинство созданных на базе ведущих институтов СО РАН международных центров ведет активную деятельность в разных направлениях (совместные проекты, экспедиции, стажировки, совещания, выставки и др., см. табл. 3 в докладе В.А. Коптюга). Они базируются либо на уникальных природных или культурных объектах (например, Байкал, леса Сибири, археологические памятники Алтая), либо на новых технологиях (Томографический центр, Центр по исследованию и испытанию катализаторов и др.), либо на установках национального масштаба (центры Синхротронного излучения, Аэрофизических исследований и др.). Уникальные природные объекты, высокий авторитет сибирских ученых и некоторые другие факторы (табл. 4) привлекают в СО РАН ведущих зарубежных специалистов и позволяют большинству центров получать значительные научные результаты, публикуемые в ведущих отечественных и зарубежных изданиях. В таблице 5 показаны примеры по BICER.

Таблица 4

Таблица 5

КОЛИЧЕСТВО ПУБЛИКАЦИЙ БАЙКАЛЬСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (BICER) В ВЕДУЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЖУРНАЛАХ

Тем не менее, деятельность некоторых центров, оказалась недостаточной или неэффективной. Президиум Отделения решил после обсуждения принять по ним отдельные решения.

В последнее время поступили предложения о создании новых международных центров — Мезомеханики в Томске, по теплофизике и энергетике в Новосибирске. По первому принято положительное решение, по второму вопрос пока отложен.

Деятельность существующих центров и создание новых по-прежнему сталкивается с трудностями, исходящими из слабого юридического обоснования их статуса. Поэтому Президиум поручил руководству Отделения активизировать работу в Правительстве РФ по разработке и принятию "Положения о деятельности на территории Российской Федерации международных научных центров". Представленный от СО РАН еще в 1994 году проект этого Положения не получил утверждения. Кроме того, он ориентирован на создание международных центров как открытых лабораторий, тогда как обозначилось стремление создавать (или реформировать) центры как юридические лица, в том числе в составе объединенных институтов, на правах КТИ. К этому будет, вероятно, подталкивать новый Налоговый кодекс, проект которого передан Правительством в Госдуму, поскольку все больше центров и отдельных институтов имеют крупные контракты с зарубежными лабораториями и фирмами. Эту деятельность под давлением обстоятельств, видимо, придется обособлять от преимущественно бюджетных институтов.

Крупные зарубежные контракты становятся все более важной, а для многих институтов — главной формой получения дополнительных средств. Так, в Институте катализа сумма контрактов прикладного и поискового характера превышает 1 млн долларов в год; в Институте теплофизики только контракт с фирмой "Air Products" (США) — около 1 млн долларов; в Институте ядерной физики контракты, выполненные в 1996 году, в том числе и через Международный центр синхротронного излучения, измеряются десятком млн долларов; сумма валютных поступлений по контрактам и грантам Международного центра аэрофизических исследований при Институте теоретической и прикладной механики в 1994—1996 гг. составляла от 180 до 400 тыс. долларов ежегодно; в Институте сильноточной электроники (г. Томск) валютные поступления от совместных исследовательских проектов с зарубежными лабораториями в 1996 году составили около 70 % общего финансирования Института.

Увеличение контрактных работ с зарубежными фирмами, с одной стороны, служит подтверждением высокого уровня нашей науки и дает крупные дополнительные средства для поддержки коллектива, обновления оборудования, постановки новых экспериментальных исследований. С другой стороны, здесь нас подстерегает большая опасность, так как сильно увеличивается зависимость институтов от зарубежных партнеров. Главное для преодоления этих трудностей — не нарушить правильные пропорции фундаментальных и прикладных работ, а также сохранять права на интеллектуальную собственность. Для разработки дополнительных мер по защите интеллектуальной собственности, созданной за счет госбюджетных средств, Президиум Отделения создал рабочую группу во главе с чл.-кор. РАН
В.Н. Пармоном и поручил ей до 15 мая 1997 года подготовить предложения о создании Сибирского корпоративного фонда патентов, находящихся в государственной собственности.

4. Молодежная политика в будущем должна стать одной из определяющих в деятельности СО РАН, поскольку многие институты, особенно созданные в первые годы Сибирского отделения, катастрофически стареют.

Президиум СО РАН принял ряд дополнительных мер по привлечению и закреплению молодежи. Стипендия аспирантам с 1997 года увеличена до четырех минимальных окладов, кроме того институтам рекомендовано принимать аспирантов на дополнительную 1/2 ставки, в результате чего их зарплата может достигать 500—550 тыс. руб., прием в аспирантуру институтов будет поддерживаться Президиумом без ограничений численности. Прием стажеров, ставка которых также увеличена на 30 %, будет осуществляться в пределах общей квоты — 400 стажеров на Отделение, так как она пока полностью не заполняется. Принятые меры, а также желание избежать призыва в армию, увеличили в последние годы численность очной аспирантуры с 539 человек в 1995 г. до 719 в 1996 г. Эту тенденцию надо закрепить, организовав там, где это возможно, "проточную" систему — продолжение образования до кандидата

наук включительно, организовав подготовку специалистов со степенью для различных областей народнохозяйственной деятельности, в том числе по заказу промышленности, банков, администраций и др.

Другие формы централизованной поддержки молодежи имеют важное моральное значение, но почти символическое в материальном отношении. Так, например, осуществляются разовые выплаты до 5 минимальных окладов при защите кандидатских диссертаций до 30 лет и 10 минимальных окладов при защите докторских до 40 лет, вручаются именные премии имени ведущих ученых СО РАН и т.п. Необходимо увеличить размер этих выплат, но еще важнее организовать систему молодежных грантов. Зачатки такой системы имеются. В ряде институтов (ОИГГМ, ИЯФ, ИНХ, ИСИ) и в научных центрах (например, в Красноярском) проводятся конкурсы молодежных грантов из специального фонда. Предпочтение молодежным заявителям грантов предусмотрено в вышеупомянутом Байкальском региональном конкурсе, проводимом РФФИ совместно с администрациями Иркутской области и Республики Бурятия. Получение таких грантов молодыми учеными стимулирует более раннюю самостоятельную работу, помогает им "раскрыться", а также поддерживает материально.

Наконец, важнейшим фактором закрепления молодежи является предоставление жилья молодым специалистам. Это может осуществляться путем покупки институтами квартир и их последующей продажи в долгосрочный кредит, или предоставлением арендного жилья из резервов научных центров или купленного институтами пополам совместно с Президиумом СО РАН. Президиум в апреле подвел итоги этой работы на основе рекомендаций рабочей группы под руководством академика Д.Г. Кнорре. В решении Президиума отмечено, что создание арендного жилья пока не получило широкого развития из-за ограниченности средств и неясности юридического статуса арендного жилья. Более перспективной представляется покупка институтами жилья и предоставление его молодым ученым в долгосрочный (10—15 лет) кредит, для погашения которого можно использовать ежегодные материальные поощрения, а также средства от переуступки прав молодого специалиста институту за изобретения и лицензии.

Таким образом, в отношении молодежной политики нужны свежие идеи, решительные шаги, подключение самих молодых ученых через повышение роли Советов молодых ученых.

5. Финансовая деятельность является важнейшим системообразующим фактором в деятельности Сибирского отделения. Как отмечено в октябрьском докладе академика В.А. Коптюга, для этого важно сохранить "отдельную строку" в бюджете страны по финансированию региональных отделений РАН. Без этого научные центры и отдельные институты, получая финансирование напрямую из Москвы, могут оказаться полностью разобщенными, а координирующая роль Президиума СО РАН при отсутствии финансового маневра станет "мифической".

С учетом этих положений Президиум Отделения в марте 1997 года в обстановке открытости и гласности обсудил и принял план бюджетного финансирования Отделения на 1997 год, предусмотрев две группы мер за счет планируемого общего увеличения бюджета Отделения в 1,7 раза:

1) Учитывая традиционно сложившиеся по разным причинам диспропорции "базового" бюджетного финансирования институтов в расчете на одного сотрудника, в рамках каждого направления наук была выполнена корректировка "базового" финансирования по заработной плате с учетом расчетного среднего тарифного коэффициента для науки по научным учреждениям, имеющим тарифный коэффициент ниже этого среднего. После этого "базовый" бюджет всех научных учреждений по заработной плате был увеличен в 1,4 раза.

Таким образом, удалось не только приподнять уровень "базового" финансирования всех институтов, но и несколько выровнять показатели отдельных институтов, приблизив их к средним по соответствующему направлению наук.

Кроме того, в надежде на будущее поступление средств научным учреждениям были утверждены объемы бюджетного финансирования по прочим статьям, исходя из фактического потребления коммунальных услуг за 1996 год и пропорционально численности сотрудников.

Обсуждение принципов поправок "базы" на Президиуме Отделения выявило некоторые разногласия в подходах, но после обсуждения вопроса на бюро объединенных ученых советов по наукам, в конце концов решение Президиума было принято почти единогласно (при одном голосе против).

Ряд институтов (ИФП, ИФПМ, ИЯФ, ИК), имеющих в своем составе крупные опытные производства, не вписывался в принятую схему, поэтому по этим институтам были выполнены индивидуальные корректировки, также одобренные Президиумом. Кроме того, Институт ядерной физики, Институт физики прочности и материаловедения и Институт катализа лишились части бюджетного финансирования из-за ликвидации для них статуса государственных научных центров. Руководство Отделения и этих институтов приняли ряд мер и получили определенные гарантии в Правительстве, что часть "урезанных" средств будет выплачена.

      Рис. 104.

Несмотря на проведенную корректировку, некоторое различие в уровне базового финансирования институтов разных направлений наук по-прежнему сохранилось (рис. 104). Если более высокий уровень финансирования институтов, представляющих математику и информатику, можно объяснить более высокой квалификацией сотрудников (больший процент докторов и кандидатов наук), то более низкий (в среднем) уровень финансирования институтов физического и технического профилей объясняется в основном историческими "наслоениями": в прошлом они больше зарабатывали по хоздоговорам и оборонным заказам и недополучали "базового" финансирования. Поэтому новому составу Президиума нужно будет еще раз вернуться к этому вопросу, обсудить и провести следующую корректировку базового финансирования институтов, выравнивая "стартовые условия" путем неравномерного повышения "базы".

2) Выделен достаточно крупный целевой резерв Отделения (15,5 % от общего объема финансирования), который будет направлен на программы Отделения, контролируемые Объединенными учеными советами и Президиумом отделения. Большинство этих программ финансировалось и ранее (кроме 1996 года, когда удалось профинансировать в небольших объемах только конкурс экспедиционных работ, капитальный ремонт и некоторые разовые просьбы). Они включают:

а) традиционные направления финансирования (часть из них была упомянута выше) — поддержка молодых ученых, включая поддержку спецсоветов, конкурс интеграционных программ фундаментальных исследований, поддержка международных проектов, издательской и экспедиционной деятельности;

б) поддержку информационного обеспечения институтов через финансирование централизованной подписки (2,5 млрд), дооснащение ГИС-центров и сети Интернет (3 млрд), музеев (1 млрд);

в) поддержку экспериментальных хозяйств, вивариев, биологических коллекций (это новое направление, на которое предусмотрено 5 млрд), распределяемую по решениям Бюро ОУС по биологическим наукам;

г) поддержку оборудования (13 млрд), капитальный ремонт (15 млрд при заявках на 53 млрд руб.), удорожание энергоресурсов (20 млрд), разовые цели, включая мероприятия по празднованию 40-летия СО РАН (15 млрд). По этим направлениям за первые 4 месяца удалось выделить заметные суммы только на капремонт (6 млрд) и небольшие средства на подготовку праздничных мероприятий, включая реконструкцию выставочного комплекса. Средства на оборудование предусмотрены главным образом на выплату страховых и иных сборов по заявкам на приборы и оборудование, закупаемые на 15 млн DM по немецкой кредитной линии. Эти заявки оформлены в конце 1996 года и согласовывались все 4 месяца 1997 года. Сейчас эта работа в основном закончена. Часть этих средств, если их удастся сэкономить, а также дополнительные
3 млрд будут направлены на закупку дополнительного (к немецкому) оборудования по решениям ОУС по физико-техническим наукам, механике, химическим и биологическим наукам. В случае получения этих средств и выполнения немецкой кредитной линии Отделение получит самое крупное за последние 10 лет пополнение приборов и оборудования;

д) последние три строчки (энергоресурсы, поддержка центров, разовые цели) будут финансироваться в зависимости от выполнения бюджета и реальной обстановки.

Главные трудности, которые нас ожидают, — объявленное Правительством сокращение бюджета и отмена взаимозачетов, а также ожидаемая отмена большей части льгот для научных учреждений в соответствии с новым налоговым кодексом. Временное относительное благополучие первых четырех месяцев не должно расхолаживать, и новому составу Президиума и обновленному директорскому корпусу надо "биться" за каждый миллион бюджетных и дополнительных средств.

6. Повышение эффективности работы вспомогательных учреждений, обеспечивающих инфраструктуру и жизнеобеспечение академгородков, — тяжелая и очень важная задача Сибирского отделения. Построенные специально для эффективного функционирования научных учреждений и свободного занятия наукой, академгородки стали тяжелой ношей для академического сообщества в условиях недостаточного и постоянно сокращающегося финансирования. Функции многих из вспомогательных подразделений (например, УМТС, автобаз, РСУ) существенно изменились, для других возросла общемуниципальная роль (например, УЭТС и УВКХ в Новосибирском академгородке).

В сравнительно небольших академгородках (Томском, Красноярском) в последние 2—3 года удалось оптимизировать структуру и функции вспомогательных подразделений и найти дополнительные средства для их поддержания за счет сдачи в аренду объектов торговли и предпринимательской деятельности. В Иркутском центре также сделаны первые шаги в этом направлении. Во всех случаях центры пошли по линии сокращения обслуживающих юридических лиц и усиления роли президиумов центров как единого хозяйственного руководства.

В Новосибирском научном центре из-за его больших размеров и необходимости выполнения многих функций, направленных на Сибирское отделение в целом, добиться серьезного повышения эффективности всей инфраструктуры и большинства подразделений в отдельности пока не удалось. Руководство Отделения давно понимает эту проблему. Еще при жизни В.А. Коптюга предпринималось несколько попыток. В конце 1996 года Президиумом Отделения создана комиссия во главе с акад. С.Н. Багаевым, которая должна была провести детальный анализ нынешнего состояния вспомогательных служб, их соответствия определенным функциям и оценить возможности повышения их эффективности и сопряжения деятельности. Комиссия должна была завершить работу до 1 марта, но в конце марта удалось обсудить на Президиуме только первые предварительные итоги ее работы и предварительные предложения. Сибирское отделение в свое время вложило значительные средства в создание крупных и весьма нужных для ННЦ и институтов Отделения организаций, таких как Ремонтно-строительное управление, Управление материально-технического снабжения, Центральная автобаза. Академик С.Н. Багаев привел много примеров, когда сегодня, в силу сложившихся обстоятельств, эти организации только на 15—30 % своих объемов работают в интересах Отделения.

Вновь созданные Президиумом организации, такие как "ОСТА" (Общество содействия торговле Академгородка), призванные содействовать институтам и жителям Новосибирского научного центра адаптироваться к условиям рыночной экономики, не только не приносят прибыли, но и имеют убытки.

Несколько повысило свою эффективность Управление делами за счет сдачи помещений

в аренду и эксплуатации гостиницы, которая тем не менее плохо используется сотрудниками Отделения. Важный социальный эффект имели создание рынков и возобновление работы детского лагеря "Солнечный". Однако и УД из-за недостаточной увязки с другими структурами много теряет в своей эффективности.

В предложениях Комиссии акад. С.Н. Багаева и при обсуждении проблемы на Президиуме наметилась та же стратегическая линия реорганизации служб, как и в Красноярском и Томском центрах — постепенная их централизация и прямое подчинение Президиуму. Однако эту работу надо проводить осторожно и поэтапно, чтобы не разрушить до сих пор удовлетворительно работающее в трудных условиях хозяйство.

В очень тяжелом положении находятся учреждения медицины и социальная сфера научных центров Отделения. Здесь без серьезной помощи муниципальных органов власти не обойтись.

Особое значение имеет работа Управления имуществом и земельных ресурсов совместно с Юротделом Президиума. Управление четко отслеживало и анализировало имущественную политику, накопило серьезный правовой и судебный опыт в отстаивании интересов нашего сообщества. В результате Отделение пока не потеряло ни одного серьезного объекта. Положительным фактом следует считать и наведение Управлением определенного порядка в сдаче помещений в аренду.

Но весь этот положительный опыт и намечаемая реорганизация инфраструктуры могут быть перечеркнуты новым Налоговым кодексом. Пока в нем не удается отстоять даже существующие налоговые льготы для научных учреждений. Борьба за поправки в Налоговый кодекс может оказаться главным условием выживания Академии наук и нау-ки в целом.

Вместе с тем только система мер со стороны научного сообщества и со стороны государства, предложенная и переданная в Правительство от имени Президиума СО РАН В.А. Коптюгом и затем Н.Л. Добрецовым, может стабилизировать ситуацию в Сибирском отделении и обеспечить резервы для развития (см. материал в начале отчета).

Важнейшим условием стабильности положения в науке является безусловное выполнение Правительством Закона о бюджете применительно к защищенным статьям и недавнего постановления Правительства "О неотложных мерах по стабилизации Российской науки". Определенную роль может сыграть намечающиеся на 15 мая с.г. в Совете Федерации парламентские слушания "Фундаментальные исследования и содействие техническому прогрессу".


[В оглавление] [SBRAS]
Go to Home Site
[Сл. раздел]