2. КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ СО РАН
И МЕРЫ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

[ В оглавление.] [Далее.]

Постановка задач

Необходимость реформирования СО РАН обусловлена объективными условиями - существенным сокращением бюджетного финансирования, переходом России к рыночной экономике, разрушением промышленности и, как следствие, резким сокращением промышленных и оборонных заказов, а также связанным с этим оттоком молодежи из научной сферы. Таким образом, в значительной мере реформирование носит вынужденный характер, в рамках адаптации к изменившимся условиям. В то же время представляется возможным использовать и развить преимущества, заложенные при формировании СО РАН, - мультидисциплинарные интеграционные исследования, тесную связь с вузами, разносторонние международные связи.

Основные направления и методы реформирования

Сибирское отделение РАН является достаточно сохранившейся и организованной частью интеллектуального потенциала Сибирского региона. Поэтому при осуществлении своего реформирования Сибирское отделение исходит из того, что главной целью Отделения является проведение фундаментальных исследований по приоритетным для России направлениям, а также обеспечение потребностей государства и, в частности, Сибирского региона по следующим направлениям:

- подготовка и воспроизводство кадров высокой и высшей квалификации, в том числе для высшей школы и промышленности Сибирского региона;

- обеспечение здоровья населения Сибирского региона, в том числе путем активного участия в разработке мер улучшения экологического состояния региона, оценки предельных возможностей антропогенных нагрузок на регион;

- накопление знаний о природе и природных ресурсах Сибирского региона;

- обеспечение прогнозов изменения демографической ситуации и структуры потребления российского общества и прежде всего его части, расположенной в Сибири;

- создание научно-технологических заделов в области базовых технологий гражданского назначения, гарантирующих экономическую и политическую безопасность России и восстановление и развитие экономики Сибирского региона;

- предвидение и заблаговременная подготовка к возможным структурным изменениям сырьевой базы промышленности, энергетики и сельского хозяйства;

- обеспечение управляющих структур федерального и регионального уровней прогнозами и услугами, в том числе прогнозами возможных природных, экономических, политических и иных катаклизмов;

- повышение культурного уровня субъектов Сибирского региона.

Сибирское отделение исходит из того, что основным носителем потенциала Отделения являются кадры высшей квалификации, сохранившие свою научную продуктивность и способные обеспечить подготовку новой научной смены. Поэтому основная задача ближайших лет для Сибирского отделения РАН - сохранение ядра научного потенциала Отделения - наиболее продуктивной части высококвалифицированных научных, конструкторских и технологических кадров и научных школ, а также уникальных объектов исследовательской и информационной инфраструктуры, определение новых приоритетов и направлений деятельности.

Многие из принимаемых мер начаты по инициативе В.А.Коптюга в 1991-1996 гг. Направления реформ были уточнены на последнем майском 1997 г. Общем собрании СО РАН и еще раз скорректированы в соответствии с решениями Правительства РФ в мае и октябре 1997 г. и постановлениями Президиума РАН и СО РАН в 1997 - начале 1998 года. Они включают:

1) реструктуризацию и аккредитацию сети научных учреждений СО РАН в 1997 - начале 1998 г. и в дальнейшем уточнение направлений научных исследований, бюджетную поддержку главных приоритетов, реструктуризацию внутри институтов и некоторое сокращение численности в течение 1998 г.;

2) развитие интеграционных проектов, в том числе "гуманизацию" фундаментальной науки;

3) развитие технопарковой системы для решения прикладных задач на базе фундаментальной науки;

4) поддержание и развитие материально-технической базы институтов, а также эффективное использование всего имущества и земель СО РАН для поддержки фундаментальных и прикладных исследований;

5) поддержку молодежи через увеличение числа аспирантов и аспирантских стипендий, создание "проточной системы" в институтах, строительство жилья для молодежи, командирование на стажировку и обмен молодыми учеными, молодежные "школы";

6) сбалансированное международное сотрудничество, в том числе:

а) для развития фундаментальных исследований (гранты, совместные исследования, в том числе в рамках международных научных центров, обмен учеными, повышение международного статуса журналов СО РАН, развитие их двуязычных изданий);

б) для развития прикладных исследований и использования их результатов (через совместные предприятия, контракты с инофирмами, лицензионные соглашения и т.д.).

Главным становится треугольник: бюджетная поддержка приоритетов (фундаментальной науки, включая интеграционные проекты) - технопарки - сбалансированное международное сотрудничество.

Конкретизация задач

1. Реструктуризация сети научных учреждений в первом приближении завершена. 21 октября 1997 г. на заседании Президиума РАН утвержден список из 58 научных учреждений СО РАН (в том числе 11 объединенных институтов) вместо списка из 83 научных учреждений (включая 11 КТИ) до реструктуризации. После доработки уставов некоторых учреждений они в составе СО РАН и его научных центров 27 января 1998 г. Постановлением Президиума РАН представлены к государственной аккредитации. Кроме того, до конца года представлены в Правительство РФ уточнения в реестр организаций СО РАН, утвержденных Постановлением Правительства 1996 г., в том числе исключен ряд вспомогательных бюджетных организаций и предприятий СО РАН, которые были ликвидированы или изменили статус. В новый список, который будет подготовлен к середине 1998 г., войдут Президиум СО РАН и президиумы научных центров, включая музеи, библиотеки, кафедры, научные отделы при президиумах научных центров, а также организации СО РАН, в которых бюджетные поступления разных уровней и источников составляют (или могут быть доведены) до 70%. В их числе Управление делами, музеи, УКС, ЦКБ, а также, вероятно, после дополнительного анализа, такие организации, как АТП, УМТС, РСУ. В список могут войти опытные заводы, инженерно-технологические центры в Иркутске, Томске, Новосибирске, а также некоторые вспомогательные организации, не добирающие 70% бюджетных поступлений (УЭТС, УВКХ, ЖЭТ и ЖКУ и др.).

Утверждением списков аккредитованных институтов и реестра организаций и предприятий СО РАН завершится первый этап реструктуризации учреждений и организаций СО РАН. Эти списки будут переутверждаться каждые 3 года (в отдельных случаях чаще). Они очень важны, так как определяют разные условия налогообложения. Научные учреждения имеют льготы на налоги (на имущество, землю и др.) по закону "О науке…" и проекту Налогового кодекса" как научные учреждения по признаку: > 70% основной деятельности является научной и имеется ученый (научно-технический) совет. Вспомогательные бюджетные организации и органы управления имеют аналогичные льготы по признаку: >70% поступлений денежных средств из бюджетов всех уровней и бюджетных организаций (граница 70% в ходе поправок к Налоговому кодексу может быть уточнена). Предприятия СО РАН имеют лишь небольшие льготы по налогам, но защищены авторитетом и имущественными правами РАН.

На втором этапе, в течение 1998 г. планируется реструктуризация и реформирование внутри самих институтов в соответствии с Постановлением Правительства от 7 мая 1997 г. В начале этого этапа (до февраля 1998 г.) с учетом рейтинга институтов была проведена корректировка базового бюджетного фонда зарплаты институтов и определена расчетная нормативная численность институтов. В течение первой половины 1998 года с учетом нормативной численности и обеспеченности бюджетом должна быть проведена реструктуризация внутри институтов, опирающаяся на утвержденные основные направления, приоритеты фундаментальных исследований, имеющиеся заделы и кадровый состав (с учетом возрастной структуры). Результатом этого этапа должна быть концентрация бюджетных средств на главных направлениях фундаментальных исследований, увеличение зарплаты не менее чем в 1,5 раза по сравнению с ЕТС и в среднем в 2 раза при некотором сокращении численности, которое может составлять в разных институтах от 0 до 30% (в среднем 15-20%).

Определение главных направлений фундаментальных исследований должно опираться на трехлетние планы институтов (с учетом трехлетнего периода действия аккредитации) с ежегодным уточнением по итогам года. Эта работа начата с уточнения планов научных исследований в институтах на 1998 г.

2. Развитие интеграционных мультидисциплинарных исследований базируется на использовании традиционного преимущества Сибирского отделения и одновременно поможет избежать дублирования, сконцентрировать силы на перспективных направлениях на стыках наук. Это направление поддерживается тремя способами:

1) создание объединенных институтов;

2) конкурс интеграционных проектов СО РАН;

3) региональные конкурсы, совместные с РФФИ и международными фондами, а также другие интеграционные программы.

1. Создание объединенных институтов, основываясь на опыте работы таких институтов в СО РАН в течение 1992-1997 гг., помогает улучшить структуру управления, создавать центры коллективного пользования (например, аналитические центры) и за счет их и общей инфраструктуры уменьшать накладные расходы. На новом этапе это позволит также выделить приоритеты и закрыть неперспективные направления, перераспределить силы между ассоциированными институтами. В ряде случаев родственные институты просто объединились (ИСЭ в Томске, ИХиХТ в Красноярске), использованы также возможности создания международных исследовательских центров как центров коллективного пользования (синхротронного излучения при ИЯФ и др.).

2. Другая мера - реализация интеграционных проектов, выигравших конкурс в Сибирском отделении. Президиум СО РАН "выделил" на эти цели от общего бюджетного финансирования в 1997 г. около 10 млрд рублей, из них 2,5 млрд рублей - на "доведение" новых экспериментальных установок и 7,5 млрд рублей - на инициативные фундаментальные исследования.

Необходимо особо выделить проекты, где сочетаются естественно-научные и гуманитарные исследования.

Это, прежде всего, проект по глобальным изменениям климата (руководители акад. Деревянко А.П., чл.-корр. Грачев М.А.), где будут сопоставлены археологические данные (например, по Денисовой пещере, где культурные напластования, связанные с жизнедеятельностью человека, представлены от возраста более 300 тыс. лет до современности), данные по осадкам Байкала, полученные из трубок и в результате бурения, данные гляциологии, позволяющие оценить не только изменение температуры, но и влажности, и, наконец, данные дендрохронологии, оценивающие ежегодные изменения в Сибири за последние 2000 лет. Другой пример - палеогенетический анализ генофонда населения Сибири (руководители акад. В.И.Молодин и канд. биол. наук А.Г.Ромащенко), основанный на изучении генной информации в мумифицированных останках пазырыкских людей.

Эти примеры являются отражением общей тенденции - гуманизации естественных наук, которую Президиум СО РАН намерен поддерживать. Это тем более важно, что концепция устойчивого развития, развиваемая мировым сообществом и ярко пропагандировавшаяся академиком В.А.Коптюгом, потребует существенного изменения психологии и менталитета людей в XXI веке - сверхзадача, ложащаяся в основном на гуманитарные науки. Важным элементом исследований менталитета и психологии является фольклор. Примерами работ СО РАН гуманитарной направленности могут служить 60-томная серия фольклора народов Сибири, выпускаемая СО РАН под руководством чл.-корр. А.Б.Соктоева, и "Атлас тибетской медицины", изданный Бурятским научным центром.

В 1998 г. планируется увеличить средства на интеграционные проекты до 15 млн руб. и в дальнейшем можно рассчитывать на увеличение этой суммы до 20 млн руб. в год, с их корректировкой по результатам ежегодных отчетных научных сессий, посвященных итогам исследований и новым научным конкурсам.

3. Первый региональный конкурс, совместный с РФФИ, проведен в 1997 г. по проблемам Байкала. Для проведения конкурса были выделены средства (2,2 млрд руб. - от РФФИ, 1,5 млрд руб. - от Иркутской области, 0,7 млрд руб. - от Республики Бурятия) и создана конкурсная комиссия, состоявшая в основном из ученых Иркутска и Улан-Удэ.

Дополнительно к стандартной процедуре экспертизы, принятой в РФФИ, комиссия отдавала предпочтение комплексным, а также молодежным проектам. Среди отобранных 106 проектов большинство объединяют ученых из разных институтов и являются комплексными.

В 1998 г. дополнительно к Байкальскому планируется провести конкурс по проблемам Арктики. Президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев готов выделить на этот конкурс 10 млн руб., еще 5 млн руб. другие регионы Сибири, около 15 млн руб. (т.е. 50%) планирует выделить и РФФИ. Тематика и условия этого конкурса уже начали разрабатываться.

Наконец, в 1997 г. начала реализовываться Интеграционная программа по взаимодействию вузов и Академии наук. На первые три направления этой программы в 1997 г. выделены 120 млрд руб., из которых институты СО РАН получили около 8 млрд руб., в 1998 г., вероятно, кредитов может быть в два раза больше. В программах исследований по приоритетным направлениям, финансируемых Миннаукой и состоящих из 36 подпрограмм, институты СО РАН также участвуют, как правило, совместно с вузами или другими институтами РАН и в сумме получили в 1997 г. около 60 млрд руб.

Таким образом, развивая разные формы интеграционных исследований, институты СО РАН могут получать дополнительно около 120130 млн руб., т.е. около 20% от суммы базового бюджетного финансирования по статье "Наука".

Интеграция академической и вузовской науки важна не только для воспроизводства научного потенциала, но и для реализации научных разработок в производстве. В этой связи важным направлением может стать дальнейшее развитие региональных научно-образовательных комплексов, организованных в ряде городов Сибири при поддержке администраций соответствующих субъектов Федерации.

3. Развитие технопарковой системы - одно из решающих условий развития прикладной науки в СО РАН, создания наукоемких технологий и производств, привлечения инвестиций. Согласно Указу Президента РФ и специальным решением областной администрации создан технопарк "Новосибирск" с двумя технологическими площадками - в городе на базе здания, переданного из НПО "Север", и в Академгородке. Создание технологических площадок в Академгородке планируется на базе здания КТИ монокристаллов, одного из недостроенных институтских зданий и делового центра на базе Выставочного комплекса СО РАН. Исполнительным директором технопарка "Новосибирск" назначен чл.-корр. РАН С.Т.Васьков. В Академгородке создается Ассоциация фирм, производителей наукоемкой продукции. В их составе фирмы и структуры, созданные институтами и особенно КТИ.

В Красноярске совместно с администрацией края создана холдинговая компания "СИНТО", во главе которой стоят председатель Красноярского научного центра чл.-корр. РАН В.Ф.Шабанов и СКТБ "Наука". В составе холдинга, кроме нескольких производственных акционерных обществ ("Промтехника", "Фито" и др.), имеются свой банк и страховая компания. Технопарковые структуры, включающие выставочные комплексы, созданы в Иркутске и Томске, но здесь роль институтов СО РАН пока менее заметная.

Главным по этому направлению деятельности является совершенствование нормативно-правовой базы, получение налоговых льгот, в том числе для инвестиций в научно-техническую сферу. Перспективной здесь представляется идея о совмещении технопарковых зон и локальных свободных экономических зон в форме технополисов, для чего наиболее подходящими являются Академгородок вместе с п.Кольцово и СО РАМН. Для реализации этой идеи совместно с комитетами по науке и образованию Госдумы и Совета Федерации готовится поправка к Закону о науке и технической политике.

4. Поддержка научной молодежи, создание системы подготовки кадров, от олимпиад и Физматшколы до базового вуза - НГУ, была всегда отличительной особенностью СО РАН. Сейчас ситуация сильно изменилась. С одной стороны, произошло естественное старение основной части исследовательских кадров через 40 лет после создания СО РАН. С другой стороны, все труднее удержать научную молодежь в институтах из-за низкой зарплаты, отсутствия современной аппаратуры, жилья. Часть мер по устранению этой ситуации (двукратное увеличение зарплаты, приобретение аппаратуры и литературы, широкий международный обмен) были упомянуты выше. Аспирантские стипендии уже сейчас оплачиваются выше, чем в целом по РФ (централизованно 4 минимальных зарплаты - с марта 1997 г., 5 зарплат - с октября 1997 г., с марта - 7 минимальных зарплат +0,5-1 ставки инженера по совместительству в институтах). Но этого недостаточно. Главными являются две дополнительные меры:

а) создание "проточной системы" подготовки аспирантов, из которых только 10-20% останутся в институтах, остальные уйдут в другие сферы деятельности. Для этого в институтах сняты ограничения на прием в аспирантуру (к концу 1997 г. ожидается 1000 аспирантов, в 1998 - 1200-1300 аспирантов, т.е. около 15% численности научных сотрудников);

б) строительство с централизованной поддержкой по принципу 40% + 40% (институт) + 20% (сотрудник) жилья для молодежи и покупка квартир в рассрочку (на 5-10 лет) для молодых в институтах. В 1998-1999 г. планируется перестроить для молодежи бывшие здания УЭТС и детской поликлиники, достроить дом для молодежи в Правых Чемах на 120 квартир, построить общежитие совместно с НГУ, построить аналогичные дома и общежития в других научных центрах. Для этого подготовлена трехлетняя программа строительства жилья для молодежи, предусматривающая строительство ~ 500 одно- и двухкомнатных квартир и значительное число мест в общежитиях.

5. Поддержание и развитие материально-технической базы институтов планируется в двух направлениях:

Во-первых, переоснащение СО РАН приборами и оборудованием в 1997-1998 гг. за счет немецкого кредита, обеспеченного Правительством РФ; целевых средств, выделяемых президиумами РАН и СО РАН, средств самих институтов, в том числе получаемых от международных грантов и контрактов.

По немецкой кредитной линии заказано оборудования на 15 млн DM. К сожалению, по вине Минфина и Академинторга реализация этих заказов (контрактов) затягивается, вероятно, удастся получить заказанное оборудование в 1998 г.

Целевые средства для приобретения оборудования выделены Президиумом СО РАН в 1997 г. на сумму ~ 12 млрд руб. и еще около 3 млрд руб. было выделено Президиумом РАН на закупку литературы и оборудования. На подписку и закупку литературы Президиум СО РАН также выделил 3 млрд руб.; заметно больше можно надеяться получить в 1998 г. за счет дополнительных средств от РАН.

Во-вторых, капитальное строительство и ремонт зданий институтов, экспериментальных установок, геофизических и биологических стационаров, телескопов и т.д. Это наиболее тяжелая позиция, так как размеры бюджетных капитальных вложений продолжают сокращаться. В 1997 г. мы получили в счет долгов за 1996 г. и около 50% запланированных лимитов, преимущественно путем взаимозачетов, около 30 млрд руб., что вместе со средствами самих институтов (ИЯФ, Катализа, ИЛФ и др.) и центров составило около 40 млрд руб. Дополнительно из резервов Президиума выделены на капитальный ремонт около 15,5 млрд руб. (из 51 млрд заявленных). Стоит задача достроить уже начатое (в частности, экспериментальные корпуса Института гидродинамики, Института лазерной физики в Новосибирске) и оптимально использовать имеющиеся площади, так как в связи с сокращением численности в большинстве институтов наблюдается избыток рабочих площадей.

Другим направлением является эффективное использование имеющегося имущества и земель, закрепленных за организациями СО РАН. В этом направлении многое уже делается. Управление имущества и землепользования совместно с президиумами научных центров завершают получение государственных актов на землю, ведется контроль за сдачей земли и имущества в аренду. За прошедшие 6 лет не было заметных потерь - приватизации или отчуждения имущества и земель СО РАН. Однако контрольно-регистрационная и особенно арендная работа развита еще недостаточно.

Комиссия Президиума СО РАН под руководством акад. С.Н.Багаева, созданная еще в конце 1996 г., выявила многочисленные примеры скрытых резервов, неэффективной работы вспомогательных организаций (РСУ, УМТС, УЭТС и др.) и дала рекомендации. Ряд этих рекомендаций уже выполнен или выполняется. Лесное опытное хозяйство вошло в состав УД, а Экспериментальное хозяйство при ЦСБС - в состав Ботсада. Создана Служба главного инженера, которая начала анализ необходимых мер по повышению эффективности работы УЭТС и УВКХ. Начата работа по реорганизации АТП и АО "ОСТА" совместно с УМТС. Первый этап этой работы надо завершить до июня 1998 года, используя необходимость представления в правительство упомянутых выше списков.

Функции аппарата Президиума СО РАН и вспомогательных учреждений всегда сильно зависели от меняющихся внешних условий и потребностей институтов. Контрольно-распределительная роль аппарата во многом себя исчерпала, все большая потребность возникает в его информационно-консультационных услугах. Такие изменения структуры и функций аппарата постепенно осуществляются.

При этом происходит и корректировка численности аппарата, которая пока проведена только в центральном аппарате Президиума СО РАН (фонд заработной платы центрального аппарата Президиума Отделения сегодня составляет 0,21% от фонда заработной платы Отделения и 0,66% по численности) и значительно отстает в научных центрах Отделения. Поэтому в 1998 г. планируется сократить центральный аппарат на 15% и значительно больше - аппарат научных центров.

Уточнение функций аппарата президиумов научных центров, сокращение численности собственно аппарата за счет создания центров технического обслуживания (ЦТО) - одна из ближайших задач I квартала 1998 года.

6. Принципы международного сотрудничества сформулированы выше как сбалансированные, т.е. оно должно способствовать развитию фундаментальных исследований, в том числе в рамках международных научных центров, их независимой объективной оценке и одновременно получению дополнительных средств. В настоящее время 6-10 ведущих институтов "зарабатывают" за счет контрактов и лицензионных соглашений до 40% дополнительных средств, получаемых в СО РАН. Свидетельствами усиления международного сотрудничества являются соглашение о создании Японского Дома в Академгородке и параллельного центра в Университете Тохоку в Японии, подписанное Президиумом СО РАН и ректором этого Университета 22 сентября. Японский Дом получит от японской стороны необходимые телекоммуникационные средства, так же, как сеть ИНТЕРНЕТ в Академгородке, созданная при поддержке фонда Дж. Сороса и РФФИ.

Шесть названных направлений должны быть дополнены мерами государственной политики, которые мало зависят от усилий только СО РАН:

1) финансовая политика, включая стабилизацию бюджета и финансирование науки в пределах 4% от расходной части бюджета;

2) необходимая нормативно-правовая база,

включая законы о наукоградах, технополисах, дополнения в закон о науке и др.;

3) взаимодействие науки и общества, включая повышение роли ученых в средствах массовой информации, особенно на телевидении;

4) возрастание роли региональной научно-технической политики, умножения согласованных усилий региональных и федеральных органов власти в этом направлении.

Эта формула (6+4=10 направлений) была изложена В.А.Коптюгом от имени СО РАН в предложениях правительству по реформированию науки и затем опубликована совместно с Н.Л.Добрецовым.

Принципы финансирования СО РАН

Среди положительных факторов 1997 г. года - стабильное бюджетное финансирование. Начиная с марта, мы получали бюджетные деньги вовремя и по графику, но, к сожалению, в основном средства по статье "заработная плата". С июня мы добились права до 15% получаемых средств тратить на коммунальные услуги, в конце года удалось провести взаимозачеты, что позволило выполнить обязательства перед институтами и все намеченные Президиумом программы, а в новый 1998 год войти без долгов.

Наш федеральный бюджет в 1997 году состоял и, видимо, в дальнейшем будет складываться в основном из четырех частей:

1) средства на зарплату и начисления на нее, что составляло 63% от секвестированного бюджета или 49% от несеквестированного бюджета по науке в 1997 г. В бюджете 1998 г. эта доля будет составлять около 68%;

2) коммунальные и прочие платежи, которые доведены с учетом взаимозачетов до размеров, предусмотренных в несеквестированном бюджете (т.е. около 200 млрд руб. или 20-25%);

3) целевые программы, утвержденные Президиумом СО РАН в размере 108 млрд рублей (18%), включая интеграционные проекты, приобретение оборудования, ремонт, поддержку молодежи, экспедиций, международных проектов;

4) дотации на жилье, детские и медицинские учреждения, которые планируются отдельными строками сверх статьи "Наука".

Базовое финансирование (зарплата и коммунальные платежи) используется прежде всего на поддержание инфраструктуры НИИ, кадрового ядра и основной части фундаментальных исследований. Целевые программы - на поддержку приоритетов фундаментальных исследований, поисковые исследования и другие направления деятельности, определенные выше.

Прикладные исследования, имеющие конкретного, особенно негосударственного, заказчика, производятся за счет внебюджетных (хоздоговорных) средств.

Ежегодное обсуждение и принятие бюджета, включая целевые программы СО РАН, должно служить одним из важнейших инструментов научной политики СО РАН. Другое направление - поддержка технопарков, инновационной деятельности, международных контрактов и грантов, т.е. всех способов "зарабатывания" средств.

Изложенная концепция включает направления деятельности по решению первоочередных проблем и может быть откорректирована и развита в зависимости от появляющихся новых задач и меняющихся внешних условий.


[SBRAS]
Go to Home Site
[ В оглавление.]
[Далее.
]