Координатор: д-р ист. наук Болонев Ф. Ф.
Исполнители: ИАЭТ, ИФЛ ОИИФФ СО РАН
Археологические изыскания, выполненные в рамках проекта, показали, что в период III в. до н.э. — I в. н.э. в Прибайкалье из культурных традиций местного населения — глазковцев и носителей культуры плиточных могил и поздних гуннов, пришедших из Монголии и Забайкалья, начинает формироваться раннекурыканская этнокультура. Раскопки погребений (захоронений под шатровыми сооружениями из камня), относимых к культуре курыкан, в Ольхонском районе Иркутской области обнаружили различные предметы гуннского происхождения, что свидетельствует о проникновении гуннов вместе с частью вытесненного ими забайкальского населения в Предбайкалье. Сопоставление вещественного материала курыканских памятников с материалом из Иволгинского городища, оставленного гуннами, также подтверждает вероятность вхождения части гуннов в состав курыкан (рис. 1).
Рис. 1. Шатровое погребение с каменным ящиком и сосудом в нем (поминальная), Ольхонский район Иркутской области, долина р. Ангара. Fig. 1. Tabernacular grave with a stone chamber a vessel inside, the Olkhon Region of the Irkutsk Province, the Angara River valley. |
Свидетельством межэтнического взаимодействия автохтонов Восточного присаянья (бурят и сойотов), а также русского населения является промысловая культура, сформировавшаяся в регионе. Изучение охотничьего промысла присаянских бурят и сойотов показало, что их охотничье-промысловые приемы во многом схожи, един их промысловый календарь, много общего обнаруживается и в охотничьих культах. При этом сойоты восприняли у бурят промысловый календарь, многие элементы охотничьего культа и приемы охоты и передали бурятам опыт охоты с применением верховых оленей, некоторые способы индивидуальной охоты. Русское население восприняло у аборигенов Прибайкалья способы добычи копытных, индивидуальные транспортные средства, некоторые элементы промыслового быта (обувь), однако в рыболовном промысле и в способах добычи пушнины заимствование фактически отсутствует. В промысловых культах рассматриваемых этносов Присаянья близки представления о духах-хозяевах местностей и стихий, что позволяет считать их ключевыми религиозными элементами в условиях промыслового хозяйства. С учетом исследований мясной и молочной пищи рассматриваемых этносов Присаянья реконструированы традиционные формы производственной деятельности: обработка кожи, рога и кости. Показано, что как в технологии обработки, так и в традиционной кухне эти компоненты материальной культуры имеют общебурятскую основу и параллели в культуре других народов Центральной Азии и Саяно-Алтая (рис. 2).
Рис. 2. Бурятская ручная мельница. Тункинский р-н Республики Бурятия, 2001 г. Fig. 2. Buryat hand-mill. The Tunkinskiy Region of the Re-public of Buryatia, 2001. |
Разработка принципов систематизации и тезаурусного описания типических мест бурятского эпоса была выполнена на основе изучения композиции эхирит-булагатских улигеров. В ходе исследований выделен перечень типических мест эхирит-булагатских сказаний, которые являются наиболее архаичными в циклах бурятских улигеров. Анализ 30 текстов бурятского эпоса, общий объем которых составляет более 120 а. л., показал, что все эпизоды произведения представляют собой сцепление мотивов, в свою очередь маркируемых устойчивыми описаниями, состоящими из опорных слов и словосочетаний. Эти описания построены на устойчивых поэтических формулах, которые переходят из одного эпоса в другой (рис. 3). Таким образом сама поэтическая система создает предпосылки для сохранения и устойчивости эпической традиции.
Рис. 3. Описание седла эпического богатыря занимает большое место в типических местах сказаний. Fig. 3. Description of an epic hero's saddle occupies an im-portant place in the typical places of legendary. |
Список основных публикаций
В оглавление | Далее |