ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ ЛАЗЕРА НА СВОБОДНЫХ ЭЛЕКТРОНАХ
ДЛЯ СИБИРСКОГО ЦЕНТРА ФОТОХИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Координатор: акад. Скринский А. Н.

Исполнители: ИЯФ, ИХКГ СО РАН


Строящийся ЛСЭ будет генерировать импульсное излучение в диапазоне от 2 до 200 мкм с плавной перестройкой по длинам волн, с длительностью импульса 10–10—10–11 с и энергией в микроимпульсе 10–3 Дж. Эта уникальная машина может быть использована для проведения экспериментов и получения новых знаний в физике, химии, биологии, медицине, а в дальнейшем и для решения технологических задач.

Для получения такого излучения необходимы: мощный восьмидорожечный ускоритель электронов (» 40 м длиной) и ондулятор (магнитная система со знакопеременным магнитным полем), который расположен внутри оптического резонатора. В зависимости от энергии электронов (от 2 до 100 МэВ), величины магнитного поля в ондуляторе (1,5 кГс) и периода (5 см) длина волны излучения может быть разной.

Поскольку это излучение перекрывает весь диапазон молекулярных колебаний, есть возможность селективно возбуждать любые колебания в кристаллах, исследовать динамику их роста и примесные уровни в полупроводниках, зондировать атмосферу (лидар), проводить хирургические операции с минимальными кровопотерями, реализовать селективную по размерам абляцию твердых поверхностей с целью получения наночастиц нужных размеров, исследовать реакции колебательно возбужденных молекул и радикалов, что важно не только для расширения наших знаний в области газовой кинетики, но и для понимания химических процессов в верхних слоях атмосферы. По всем этим задачам “в портфеле” Центра уже имеются заявки на исследовательские проекты из ИОА, ИНХ, ИХКГ СО РАН, ОИЯИ (г. Дубна), от медиков г. Новосибирск и т. д.

Из инжектора, в который входит электронная пушка с термокатодом и резонатором, вылетает сгусток электронов с энергией 2 МэВ. За один проход по ускорительной системе, состоящей из восьми пар резонаторов, электроны приобретают энергию 14 МэВ, а за восемь проходов их энергия достигает 100 МэВ.

Проект сложный, уникальный, дорогостоящий и поэтому было принято решение разбить его исполнение на две части (очереди). Задачей первой части был запуск однодорожечного ускорителя-рекуператора с ондуляторами для получения перестраиваемого излучения в диапазоне 100—200 мкм. Кроме того, поскольку ускорительная система общая для всех восьми дорожек, стало возможным отрабатывать все системы управления и диагностики пучка на электронах достаточно малой энергии.

Завершены работы по первой очереди ЛСЭ. Проведены изготовление, монтаж и запуск:
- ВЧ-системы ускорителя-рекуператора;
- магнитной системы ускорителя;
- вакуумного тракта;
- системы управления и диагностики;
- магнитной системы ЛСЭ (ондуляторы);
- оптической системы ЛСЭ.

Идет монтаж световодов в экспериментальные станции (рис. 1).

Рис. 1. Ускоритель-рекуператор.

Fig. 1. Energy recovery linac.
Рис. 2. Первая экспериментальная станция.

Fig. 2. First experimental station.

В части научной программы было выполнено следующее:
- проведена работа по созданию и оснащению экспериментальных станций для пользователей;
- продолжены исследования по лазерному разделению изотопов. На ЛСЭ Токийского университета получено разделение изотопов кремния на фенилтрифторсилане (С6H5SiF3), который под действием мощного излучения дает единственный газообразный продукт — тетрафторсилан (SiF4). Перестраивая длину волны излучения ЛСЭ, мы получили обогащение по 28Si от 92 до 98 %. Поскольку энергия микроимпульса этого ЛСЭ составляет всего 10–6 Дж, а для нашего ЛСЭ эта величина на 2—3 порядка больше, то перспективность подобных исследований (а возможно и технологий) на нашем ЛСЭ очевидна;
- cформирована программа научных исследований для Центра. Регулярно проводится межинститутский междисциплинарный семинар, в котором принимает участие по 40—60 человек различной специальности.

Список основных публикаций

  1. A. V. Chernyshev, K. Nomaru, A. K. Petrov, K. Toyoda, M. Kawai, K. Nakai, H. Kuroda. “Status of FEL-SUT project, and the experimental setup for multiphoton dissociation and isotope separation in the gaseous phase”, Nuclear Instruments and Methods in Physics Research, 2001, A470, p. 76—79.
  2. A. K. Petrov, G. N. Kulipanov, S. V. Miginsky, A. D. Oreshkov, N. A. Vinokurov. “Siberian Center for photochemical researches: status and prospects”, in book “Adaptation and transfer of advanced technologies in Asia”, Novosibirsk, 2002, p. 160—167;
  3. А. К. Петров, А. В. Чернышев, Е. Н. Чесноков, С. Р. Горелик, Л. В. Куйбида, К. Номару, Х. Курода. “Разделение изотопов кремния при ИК-многофотонной диссоциации молекул фенилтрифторсилана под действием излучения лазера на свободных электронах”, Докл. РАН, 2002, т. 385, № 5, с. 638—640.
  4. A. V. Chernyshev, K. Nomaru, N. Nakajima, A. K. Petrov, H. Kuroda. “Infrared multiphoton dissociation of SiF3J by co-irradiation with FEL and CO2-laser”, Jpn. J. Appl. Phys., 2002, v. 41, p. 123—127.
  5. K. Nomaru, A. V. Chernyshev, N. Nakajima, A. K. Petrov, H. Kuroda. “Gas-flow circulation apparatus coupled with TEA-CO2 Laser for free electron laser isotope separation”, Ibid, p. 128—131.
  6. V. M. Popik. “Gain enhancement of linac and microtron based FEL”, Ibid, 2002, v. 41, p. 65—67.

  Оглавление Далее