РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИБИРИ КАК ОСНОВЫ СТАБИЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Координатор: акад. Кулешов В. В.

Исполнители: ИЭОПП, ИГНГ, ИСЭМ СО РАН, ИЭИ ДВО РАН


Проект “Стратегии развития Сибири” разрабатывался по поручению президента Российской Федерации В. В. Путина от 26 декабря 2000 г. № Пр-2561. Начало процесса разработки стратегии развития Сибири положили научные основы ее социально-экономического развития, подготовленные под руководством академиков Н. Л. Добрецова, А. Э. Конторовича, В. В. Кулешова, которые обсуждались на заседаниях Президиума Российской академии наук (22 мая 2001 г.), Отделения экономики РАН, Байкальского экономического форума и ряда других конференций и симпозиумов. В качестве отправной точки для развития Стратегии взяты “Основные направления социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу” и ряд других программных документов Правительства РФ.

Основные разработчики документа — Сибирское отделение РАН, Минэкономразвития России, аппарат полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Сибирское отделение РАСХН, Сибирское отделение РАМН и межрегиональная ассоциация “Сибирское соглашение”, Сибирский государственный университет путей сообщения. Кроме того, в проработке и согласовании отдельных блоков проекта Стратегии принимали участие Минэнерго, Минтранс, МПР, Минздрав, МПС России, РАО “ЕЭС России” и другие министерства и ведомства, а также администрации субъектов федерации Сибирского федерального округа.

Стратегия экономического развития Сибири утверждена Правительством Российской Федерации (распоряжение от 7 июня 2002 года № 765-р).

В процессе работы над Стратегией были развиты изложенные в “Научных основах социально-экономического развития Сибири” положения о роли и сценариях развития базовых отраслей экономики Сибири: угольной, лесной, энергетики, в том числе малой энергетики, машиностроения; особое внимание уделялось исследованию возможностей инновационного развития.

В утвержденный Правительством РФ документ вошли рекомендации, направленные на достижение высоких темпов прироста производства в Сибири: -развитие высокотехнологичных и наукоемких производств в индустриально развитых районах, прилегающих к Транссибирской магистрали;
-модернизацию обрабатывающих производств потребительского назначения в южных районах Сибири;
-обеспечение высоких объемов добычи и комплексной переработки минерально-сырьевых и лесных ресурсов;
-развитие отраслей инфраструктуры, в первую очередь транспортной системы Сибири;
-формирование новой системы внешнеэкономических связей региона и т. п.

Предпочтительный сценарий развития Сибири (максимальный вариант) предполагает высокие темпы развития науки и высокотехнологичных производств, традиционных отраслей обрабатывающей промышленности, центров информационных услуг и технологий и т. п. (см. рисунок). Это должно стать задачей первых десятилетий XXI в. Именно этот сегмент обеспечит генерацию высоких темпов экономического роста региона, в противном случае темпы роста составят не боле 3—4,5 % в год.

Рис. 1. Предпочтительный сценарий развития Сибири (максимальный вариант).

Fig. 1. The Preferable Scenario of the Development of Sibe-ria (maximum variant).

Наряду со Стратегией были подготовлены следующие материалы: “Основы государственной политики развития угольной отрасли и повышения конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и внешнем рынках (Материалы к докладу на Государственном совете Российской Федерации)”; “Проблемы развития лесного комплекса Сибири”; “Возобновляемые природные источники энергии и малая энергетика на востоке России”; “Инвестиционные процессы в машиностроении”. Как регион реализации специальной государственной политики рассмотрен Север Сибири. Проведен анализ государственной политики социально-экономического развития Севера, ее целей, задач, организационных механизмов. Материалы вошли в проект концепции Федерального закона “Об основах государственной политики РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” и представлены в администрацию президента Российской Федерации.

Научная проработка Стратегии развития Сибири показала, что Стратегия — это первый шаг. Необходимы политические решения относительно социально-экономического развития макрорегиона. Это, во-первых, принятие государством ряда крупных проектов, реализуемых на территории Сибири в целях структурной перестройки экономики; во-вторых, выравнивание экономических условий производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций Сибири. Третье направление решений государства должно быть связано с использованием в Сибири специальных форм организации производства по “формуле” ТПК.

Улучшение инвестиционного климата в регионе, сохранение качества трудовых ресурсов и условий их воспроизводства возможно только при нахождении баланса интересов (через законодательную и нормотворческую деятельность) между центром, регионами и хозяйствующими субъектами минерально-сырьевого сектора (корпорациями) по вопросу перераспределения ренты, вывозимой за пределы региона. В ХХ в. в Сибири сформировалось население, обеспечивающие значительную (не менее 30 %) долю ВВП России. Если государство рассчитывает не снижать и увеличивать экономический вклад Сибири, оно должно учитывать интересы этого населения. В этом заключается функциональное назначение “Стратегии развития Сибири”.

Список основных публикаций

  1. Кулешов В. В. Об основных положениях стратегии развития Сибири на долгосрочную перспективу// Науковедение, 2001. № 3. с. 48—46.
  2. Добрецов Н. Л., Конторович А. Э., Кулешов В. В. Стратегические точки роста и проблемы государственной значимости в Сибири// Вестник РАН. 2001. № 10. с. 867—879.
  3. Добрецов Н., Конторович А., Кулешов В. Стратегические точки роста и проблемы государственной значимости в Сибири и на Дальнем Востоке// Сибирский журнал. 2001. январь. С. 5—15.
  4. Добрецов Н. Л., Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Кулешов В. В., Селиверстов В. Е., Суслов В. И. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири// Регион: экономика и социология. 2001. № 4. с. 35—99.
  5. Кулешов В. В. перспективы социально-экономического развития Сибири// Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2002. № 2. с. 27—34.
  6. Кулешов В. В., Кибалов Е. Б. Стратегия развития Сибири: сопоставительный анализ вариантов и направлений дальнейших исследований// Регион: экономика и социология. 2002. № 4. С. 30—48.

  Оглавление Далее