ВОСТОЧНЫЕ РАЙОНЫ СТРАНЫ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВНУТРИРОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ДИНАМИКЕ

Координаторы: акад. Алексеев В. В., член-корр. РАН Ламин В. А., д-р ист. наук Гемуев И. Н.

Исполнители: ИИ ОИИФФ, ИАЭТ СО РАН, ИИА, ИФиП УрО РАН


Обобщен исторический опыт реализации крупных проектов интеграции социально-экономического, политико-административного и социокультурного пространства Азиатской России, который позволил выявить основные этапы цивилизационной динамики восточных регионов страны: колонизация, индустриализация, модернизация. Показана первостепенная роль проектов транспортного строительства в геополитическом положении и экономическом развитии восточных регионов и России в целом. Так, на стадии предпроектной проработки проблемы Транссиба значительное внимание уделялось вопросам существенного расширения зоны активного хозяйственного развития Сибири. Были выполнены масштабные экспедиционные исследования, изучен гидрологический режим сибирских рек. На карте Азиатской России появились Экибастузское, Карагандинское, Судженское, Черемховское и пр. угольные месторождения. За счет средств Сибирской железной дороги были осуществлены нефтепоисковые работы в Прибайкалье.

Проанализирована проектная история Транссиба, борьба интересов капиталов европейской и восточной частей страны, роль правительства России, опыт управленческих решений в процессе реализации проекта. Так, Комитет Сибирской железной дороги с первых дней своей деятельности занимался не только собственно железной дорогой, но и хозяйственным развитием региона. Показано, что участие казны в финансировании экономического развития региона оказалось несостоятельным. Выделенных средств хватило лишь на строительство объектов производственной инфраструктуры (карьеров, кирпичных заводов и т. п.), непосредственно связанных со строительством железной дороги. Частный капитал и в конце XIX —начале XX в., как и сегодня, оказался заинтересован не в комплексном развитии Сибири, а в вывозе сырых продуктов.

Предложена основанная на обобщении исторического опыта социально-экономическая типология территорий Сибири и Дальнего Востока, расположенных в зоне экономического воздействия Транссибирской железнодорожной магистрали. Выделено восемь типов регионов: традиционно отсталые (восемь регионов, например, Республика Алтай, Тыва); депрессивные (три региона, в том числе Республика Бурятия, Алтайский край); традиционно-развитые, в том числе: адаптировавшиеся к новым экономическим условиям (семь регионов: Красноярский край, Кемеровская область и т. д.), не адаптировавшиеся (семь регионов, включая Новосибирскую область); программно-развивающиеся (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский АО и четыре потенциальных, в том числе Кемеровская и Иркутская области); приграничные (Республика Бурятия, Читинская, Омская области, Алтайский край); конфликтные (Республика Тыва, Ямало-Ненецкий АО), природоопасные (Кемеровская, Иркутская области, всего восемь); особо охраняемые территории (зона Байкала, Горная Шория).

Разработан Интернет-сайт (http://www.trans_sib.ru), посвященный роли железнодорожных транспортных магистралей в социально-экономическом развитии регионов Сибири и Дальнего Востока (см. рисунок), на котором представлены результаты социологических и рейтинговых исследований, конъюнктурных данных, а также правовая информация о проблемах и взаимодействии железных дорог Сибири и Дальнего Востока с общей железнодорожной сетью страны и другими видами транспортных связей.

Интернет-сайт "TransSiberia".

Figure. Internet-site "TransSiberia".

Список основных публикаций

  1. Ламин В. А. Золотой след Сибири. Новосибирск: Наука, 2002. 144 с.
  2. Ламин В. А. Ретроспективный взгляд на историю Сибири// Наука в России. 2002. № 4. С. 76—82.

Подготовлена к изданию коллективная монография “Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI—XX вв.”.


  Оглавление Далее