ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УРАЛА И АЗИАТСКОЙ РОССИИ

Координаторы: член-корр. РАН Татаркин А. И., д-р экон. наук Малов В. Ю.

Исполнители: ИЭОПП СО РАН, ИЭ УрО РАН


Выявлены приоритеты экономического взаимодействия Урала и Азиатской России. В настоящее время с уральских предприятий в районы Сибири и Дальнего Востока направляется около 30 % всего грузопотока, а в обратном направлении — более 50 %. Анализ прогнозов интеграционных связей показывает растущие поставки с Урала в регионы Сибири оборудования, металлоконструкций и специальных стройматериалов, химической продукции, а на Урал — энергетического и коксующегося угля Кузбасса, руд цветных металлов БАМа, морепродуктов с Дальнего Востока. Тесные межрегиональные связи Уральского промышленного комплекса с сопредельными территориями постепенно переходят в межрегиональную интеграцию, реализуемую на межотраслевой основе. Примеры этому:
- развитие интеграции Коми—Урал на базе укрепления топливно-энергетической и сырьевой базы цветной, черной и других отраслей промышленности Урала за счет освоения минеральных ресурсов Республики Коми. Формирование на этой основе опорного каркаса железных дорог Севера России (рис. 1);

Рис. 1. Межрегиональные связи Европейского Северо-Востока и Урала.

Fig. 1. Interregional links: European North-East and Ural.

- укрепление экономического взаимодействия уральского промышленного комплекса и северных регионов Западной Сибири путем использования строительных мощностей Урала для создания в нефтегазовых районах Сибири производственной инфраструктуры не только нефтегазодобычи, но и производств более глубокого уровня переработки (нефтехимии, электроэнергетики) (рис. 2). Это, в свою очередь, обеспечит энергией и топливом Урал и потребует развития уральского машиностроения.

Рис. 2. Межрегиональные связи Урала и Севера Западной Сибири.

Fig. 2. Interregional links: Ural and North of West Siberia.

Геополитические приоритеты России в последнее время — усиление восточного направления внешней политики, с одной стороны, и курс на укрепление экономических связей со странами СНГ, с другой, повышают роль Уральского региона как границы пересечения интересов Евроатлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политического пространств. Анализ показывает, что в перспективе растет грузообмен с Казахстаном, Средней Азией и Закавказьем. Не менее перспективен и рост экономических связей уральских металлургического и машиностроительного комплексов (особенно предприятий военно-промышленного комплекса) со странами АТР (Китай, Корея, Япония, Индокитай) через Азиатскую Россию. В этом случае возрастает значение предлагаемой Северо-Российской Евразийской магистрали.

По результатам работы был сделан доклад на Международной научно-практической конференции “Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире” (Екатеринбург).


  Оглавление Далее