Конференции ИВТ СО РАН



VI Международная конференция "Современные методы математического моделирования природных и антропогенных катастроф"

г. Красноярск, 29 октября - 2 ноября 2001 г.

Тезисы докладов


Применение совместной модели атмосферы и океана для целей диагноза и прогноза переноса нефтяных загрязнений.

Лонин С.А., Леженин А.А., Казаков А.Л.

Красноярский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Красноярск)

Проблема аварийности на нефтяных месторождениях и танкерах превратилась в глобальную после известных катастроф, приведших к распространению нефтяных продуктов в Мировом океане. Имеющиеся оценки указывают на заметное влияние нефтяной пленки на интенсивность процессов испарения с поверхности океана и изменение ее теплового баланса, особенно в тропиках. Воздействие нефтепродуктов на морских животных и птиц имеет самые губительные последствия. Пострадавшими являются также места отдыха и производства на побережьях морей и океана. Помимо профилактических мер к возникновению нефтяных разливов большое значение имеет своевременное оповещение населения и природоохранных органов о возможных траекториях смещения нефтяных пятен при авариях на флоте и месторождениях. Этой цели могут служить совместные модели взаимодействующих пограничных слоев атмосферы и океана. В качестве модели океана была использована известная модель Принстонского университета (РОМ). Отличительными свойствами этой модели явились использование по горизонтали криволинейной ортогональной системы координат, примененной на сетке С Аракавы, а по вертикали - сигма координаты; параметризация турбулентности с уровнем замыкания 2.5. Численная реализация сделана явно для горизонтальных операторов и неявно для вертикальных. Для описания атмосферных процессов привлечена гидродинамическая модель, основанная на численном решении уравнений пограничного слоя и учитывающая взаимодействие с подстилающей поверхностью. Отдельный блок был сконструирован для эволюции нефтяного пятна с учетом процессов испарения, дисперсии, пленки и эмульсии, вертикального перемешивания нефти и взаимодействия с берегом. Стыковка между моделями океана и атмосферы осуществляется через температуру поверхности моря, тепловые потоки (коротковолновой и длинноволновой радиации) и напряжения ветра. В качестве объекта моделирования был взят участок северного побережья Колумбии в районе нефтепереработки и морской транспортировки в условиях интенсивного судоходства. Начальными полями температуры и солености являлись поля, полученные в экспедиции Caribe-96. Представлены рассчитанные поля приземного ветра и поверхностных течений, а также эволюции нефтяного пятна.

Примечание. Тезисы докладов публикуются в авторской редакции



Ваши комментарии
Обратная связь
\"[ICT
[Головная страница]
[Конференции]

© 1996-2001, Институт вычислительных технологий СО РАН, Новосибирск
© 1996-2001, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск