Международный конгресс "МАТЕМАТИКА в XXI веке. Роль ММФ НГУ в науке, образовании и бизнесе."

25-28 июня 2003г., Академгородок

Обращение Конгресса


Тезисы докладов


Круглый стол "Математическое образование в школе и в ВУЗе."

Особенности изучения курса высшей математики в представительствах университета и на заочном отделении

Дементьев А.Д.

Инженерный институт Новосибирского государственного аграрного университета,
(Новосибирск)

В вузах на дневном отделении изучение различных разделов высшей математики происходит на первых двух курсах при сочетании лекционных и практических занятий с самостоятельной работой студентов. Причем изучение данного курса ведется в непрерывном семестровом цикле. Иначе обстоит дело в представительствах университета и на заочном отделении, где студенты получают около 25% аудиторного времени от дневного отделения и в интенсивном цикловом режиме. Студент-заочник за неполную рабочую неделю должен изучить семестровый раздел высшей математики, решить контрольные работы и сдать экзамен. Осилить усвоение этого объема информации за короткий срок представляет значительные трудности для студента. Чтобы выйти из данной ситуации преподавателю необходимо в совершенстве владеть своей дисциплиной и иллюстрацию основных положений высшей математики проводить на простых, доступных для образного понимания примерах, подобранных из области профессиональных интересов студентов. Большое внимание при такой организации учебного процесса должно быть уделено умению работать с учебной литературой, а в лекционных занятиях значительную часть времени нужно уделять реализации методов и способов теоретических положений. Практические занятия должны акцентироваться на выработке и поиске самостоятельных решений практических задач с использованием лекционного материала и учебной литературы.
Подготовка к экзамену и его сдача должна акцентироваться не на формальном заучивании положений сдаваемого курса, а на умении самостоятельно работать с учебной литературой и творческого ее применения. Студент-заочник, как минимум, обязан показать понимание положений сдаваемого курса, хотя и формулируемого в определениях не совсем точных, с точки зрения математики, но демонстрирующих логическое мышление. Это определяется малым временем обучения формальным символам и теоремам отводимого в экзаменационную сессию студенту-заочнику. Поэтому основным способом изучения для него является самостоятельная работа в межсессионный период. Это ставит перед преподавательским составом задачу о методическом обеспечении изучаемого курса. Методические пособия и указания, предназначенные для студента-заочника должны содержать достаточные подробные рассмотрения каждого раздела изучаемого курса и необходимо стопроцентное обеспечение ими.
Опыт работы кафедры высшей математики с контингентом студентов-заочников показывает, что проведение занятий при таком подходе позволяет привить им навыки самостоятельной работы с учебной литературой и дать основные понятия и положения курса высшей математики достаточные для применения в последующем процессе обучения.



Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]

© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск