Международный конгресс "МАТЕМАТИКА в XXI веке. Роль ММФ НГУ в науке, образовании и бизнесе."

25-28 июня 2003г., Академгородок

Обращение Конгресса


Тезисы докладов


Математика и информационные технологии.

Многоуровневая непараметрическая система прогнозирования успеваемости учащихся

Аникина Г.О.

Краевой педагогический центр по работе с одаренными детьми и талантливой моледежью "Школа Космонавтики" (Железногорск)

Объектом исследования является зависимость успеваемости учащихся от разнотипного набора ее определяющих факторов (непрерывных, дискретных, лингвистических, интервальных).
В качестве модели успеваемости использовалась многоуровневая непараметрическая система распознавания образов, основанная на условно-последовательной процедуре принятия решений. Идея предлагаемого подхода состоит в формировании наборов однотипных признаков, которым сопоставляются этапы последовательной процедуры формирования показателя успеваемости. При этом каждый последующий этап принятия решений осуществляется в области неоднозначных решений предыдущего этапа. Таким образом, линейную структуру предлагаемой системы оценивания успеваемости образуют этапы обработки исходной и промежуточной информации с помощью локальных распознающих устройств, а взаимосвязи между ними отражают порядок формирования конечного решения.
Предлагаются новые алгоритмы распознавания образов в пространстве лингвистических и интервальных переменных. Оптимизация многоуровневой непараметрической системы оценивания показателей успеваемости осуществляется из условия минимума статистической оценки ошибки распознавания образов. Для автоматизации построения многоуровневой непараметрической системы оценивания показателей, визуализации динамики успеваемости при изменении некоторых личностных факторов разработано программное обеспечение в среде MS Visual Basic 6.0, которое представляет собой стандартное приложение Windows.
Система находится на стадии внедрения в Краевом центре образования по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью «Школа Космонавтики» в г. Железногорске. Исходные данные, полученные в результате тестирования, были разделены на 2 группы: внешние (пол, возраст, местожительство, материальное положение семьи и т.д.) и внутренние или личностные (интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные) признаки. Были выявлены внутренние признаки, являющиеся наиболее информативными, т.е. оказывающими в среднем наибольшее влияние на успеваемость учащихся.
В результате построения модели успеваемости учащихся и оценки ее качества оказалось, что ошибка распознавания образов (группы успеваемости) традиционными методами составила около 30%, а с применением многоуровневой системы распознавания – менее 4%.
С помощью программного обеспечения на диаграмме можно исследовать области успеваемости учащегося в пространстве любых двух внутренних факторов при различных комбинациях значений последних. На диаграмме определяется текущее положение учащегося и оценивается влияние изменения того или иного фактора на повышение его успеваемости.



Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]

© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск