Международный конгресс "МАТЕМАТИКА в XXI веке. Роль ММФ НГУ в науке, образовании и бизнесе."

25-28 июня 2003г., Академгородок

Обращение Конгресса


Тезисы докладов


Круглый стол "Математическое образование в школе и в ВУЗе."

Использование компьютерной технологии при изучении математических дисциплин

Аминов И.Б.

Самаркандский государственный университет (Самарканд)

Одним из направлений повышения эффективности математического образования является разработка и использование в учебном процессе активных методов обучения. Появление компьютерной технологии, в частности компьютера, позволяющих работать в диалоговом режиме, значительно расширило возможности использования активных форм обучения при изучении и исследовании сложных математических объектов.
В высшей школе предусматривает широкое применение компьютерной технологии с одновременным усилением самостоятельной работы студентов.
На младших курсах вузов эти требования часто вступают в противоречия, так как студенты или еще не умеют программировать, или опыт программирования у них низкий. С таким обстоятельством сталкиваются преподаватели кафедр математических дисциплин.
Большое количество формул и графиков не дает возможности составления полноценных обучающих программ, и основной упор использования компьютера переносится на выполнение студентами расчетных заданий.
Вычислительные программы решения задач математических дисциплин являются довольно сложными, и на их отладку требуется значительное время. Поэтому студенты освобождаются от составления программ, а расчет домашних заданий производится по заранее составленным программам. В этом случае самостоятельная работа студента сводится к подготовке необходимых для решения задачи данных и вводу их в готовую программу.
Такой подход к использованию компьютера, на наш взгляд, осложняет процесс творческого изучения материала, так как физические и математические стороны задачи остаются за пределами внимания студентов.
В докладе предлагется иную методику использования компьютера в самостоятельной работе студентов.
На основе анализа изучаемого курса выделяется класс задач, решение которых выполняется по единым или подобным методикам. Эти задачи разбиваются на этапы так, чтобы на каждом этапе решалась определенная часть задачи в законченном виде. При этом в различных по смыслу задачах могут встречаться одинаковые этапы.
Для каждого этапа решения задачи преподавателем составляются подпрограмма и в формальных параметрах вводится в память компьютера
Рассмотрены различные примеры разработанных алгоритмов и программ, вариантов различных сообщений, которые позволяют студентам видеть результаты своих расчетов и рекомендации по внесению соответствующих изменений в них.



Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]

© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск