Круглый стол "Математическое образование в школе и в ВУЗе."
Развитие компьютерной технологии в настоящее время достигло таких
размеров, что использование ее средств значительно улучшает качество
профессиональной деятельности человека. Кроме того, вычислительная
техника очень быстро становится одним из основных средство обучения и
всемерно проникает в быт людей.
В связи с этим возникают две серьезные проблемы:
- как учить использованию вычислительной техники профессиональной
деятельности будущего математика;
- как организовать процесс обучения в новой информационной среде,
когда многие функции обучения и контроля за обучением может взять на
себя компьютер.
Существенным вопросом в овладении ВТ является преодоление
психологического барьера, который имеет два аспекта. Первый выражен
просто: зачем нам все это надо? Для студентов младших возрастов этого
вопроса обычно не существует: они учат и сдают все, что в плане.
Студенты- производственники со стажем, исходя из обстановки на своем
предприятии, считают, что применение вычислительной техники- вопрос
далекого будущего и их производственной деятельности ВТ не коснется.
Однако объективные процессы, происходящие в народном хозяйстве, планы
экономического и социального развития республики, постановления
правительство по ускорению научно-технического прогресса убедительно
свидетельствуют, что компьютер должен стать рабочим инструментом на
всех отраслях народного хозяйства. Сдвиг в психологическом настрое
особенно заметен у студентов-заочников. Заочники последних лет
(особенно последнего года) уверенно отвечают на конкретные вопросы по
использованию компьютерной технологии на своем предприятии, умеют
работать с компьютерами.
Второй аспект психологического барьера
является более существенным. Он связан с тем, что внедрение компьютера
в математику ставит перед будущим математиком уже сегодня новые
профессиональные задачи: быть грамотным пользователем готового
программного продукта ( пакета прикладных программ, систем управления
базами данных) и грамотным заказчиком конкретного программного
продукта для решения задач своего функционального подразделения.
Реализация этих функций требует достаточно высокой культуры в
понимании структурных, организацион-ных, технологических и т.п.
вопросов использование ВТ. Решением вопроса в настоящее время и в
наших условиях является, по нашему мнению, поэтапное овладение
компьютерной технологии.
Первый этап представляет собой детальное
знакомство и овладение всеми средствами обработки данных на
современном компьютере.
Дальнейшее развитие навыков программирования и навыков работы с
различными компьютерными средствами достигается за счет обучения
языками программирования (Паскаль, Delhpi, КАРАТ) и операционными
системами( MS DOS, Norton Commander, Windows).Второй этап обучения
заключается в овладении готовым программным продуктом в соответствии с профессиональными потребностями. Обеспечение этого этапа в настоящее
время еще не достаточно развито. Здесь мы предлагаем набор пакетов
прикладных программ, а также систему программ для овладения навыками
использования типового программного обеспечения.
Обучение в условиях, когда вычислительная техника становится
непременным и одним из наиболее мощных средств активизации учебного
процесса, выдвигает и еще долго будет выдвигать больше вопросов, чем
есть ответов на них.
Потребность в качественно новой технологии обучения
обуславливается следующими факторами.
I. Возможность преподавателя и обучаемого иметь практически
неограниченный доступ ко всей информации, накопленной человечеством за
время его развития, и к экспресс-информации с любой точки планеты.
Это обеспечивается мощным развитием средств связи и созданием банков
данных и знаний.
2. Освобождение времени обучаемого, так как можно переложить на
плечи компьютера ту обработку информации, которая не является целью
усвоения в данном предмете (например, проведение численных расчетов
для инженеров и экономистов, поиск нужных законодательных актов для
юриста, создание текстовых формулировок задач по заданному алгоритму
для учителя – математики и т.д)
3. Создание таких обучающих систем, работающих с обучаемым в режиме
диалога, которые настраивались бы на характеристики обучаемого (объем
первоначальных знаний, параметры памяти, сообразительности,
потребности в знаниях и т.д.) и вели бы обучаемого по оптимальному
для него пути, т.е. переход к индивидуальному обучению.
4. Дополнительная активизация учебного процесса за счет перенесения в
обучающие системы элементов различных стимулирующих методов.
Ваши комментарии Обратная связь |
[Головная страница] |
© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск