Международный конгресс "МАТЕМАТИКА в XXI веке. Роль ММФ НГУ в науке, образовании и бизнесе."

25-28 июня 2003г., Академгородок

Обращение Конгресса


Тезисы докладов


Круглый стол "Математическое образование в школе и в ВУЗе."

КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аминов И.Б.

Самаркандский государственный университет (Самарканд)

Развитие компьютерной технологии в настоящее время достигло таких размеров, что использование ее средств значительно улучшает качество профессиональной деятельности человека. Кроме того, вычислительная техника очень быстро становится одним из основных средство обучения и всемерно проникает в быт людей.
В связи с этим возникают две серьезные проблемы:
- как учить использованию вычислительной техники профессиональной деятельности будущего математика;
- как организовать процесс обучения в новой информационной среде, когда многие функции обучения и контроля за обучением может взять на себя компьютер.
Существенным вопросом в овладении ВТ является преодоление психологического барьера, который имеет два аспекта. Первый выражен просто: зачем нам все это надо? Для студентов младших возрастов этого вопроса обычно не существует: они учат и сдают все, что в плане. Студенты- производственники со стажем, исходя из обстановки на своем предприятии, считают, что применение вычислительной техники- вопрос далекого будущего и их производственной деятельности ВТ не коснется. Однако объективные процессы, происходящие в народном хозяйстве, планы экономического и социального развития республики, постановления правительство по ускорению научно-технического прогресса убедительно свидетельствуют, что компьютер должен стать рабочим инструментом на всех отраслях народного хозяйства. Сдвиг в психологическом настрое особенно заметен у студентов-заочников. Заочники последних лет (особенно последнего года) уверенно отвечают на конкретные вопросы по использованию компьютерной технологии на своем предприятии, умеют работать с компьютерами.
Второй аспект психологического барьера является более существенным. Он связан с тем, что внедрение компьютера в математику ставит перед будущим математиком уже сегодня новые профессиональные задачи: быть грамотным пользователем готового программного продукта ( пакета прикладных программ, систем управления базами данных) и грамотным заказчиком конкретного программного продукта для решения задач своего функционального подразделения. Реализация этих функций требует достаточно высокой культуры в понимании структурных, организацион-ных, технологических и т.п. вопросов использование ВТ. Решением вопроса в настоящее время и в наших условиях является, по нашему мнению, поэтапное овладение компьютерной технологии.
Первый этап представляет собой детальное знакомство и овладение всеми средствами обработки данных на современном компьютере. Дальнейшее развитие навыков программирования и навыков работы с различными компьютерными средствами достигается за счет обучения языками программирования (Паскаль, Delhpi, КАРАТ) и операционными системами( MS DOS, Norton Commander, Windows).Второй этап обучения заключается в овладении готовым программным продуктом в соответствии с профессиональными потребностями. Обеспечение этого этапа в настоящее время еще не достаточно развито. Здесь мы предлагаем набор пакетов прикладных программ, а также систему программ для овладения навыками использования типового программного обеспечения.
Обучение в условиях, когда вычислительная техника становится непременным и одним из наиболее мощных средств активизации учебного процесса, выдвигает и еще долго будет выдвигать больше вопросов, чем есть ответов на них.
Потребность в качественно новой технологии обучения обуславливается следующими факторами.
I. Возможность преподавателя и обучаемого иметь практически неограниченный доступ ко всей информации, накопленной человечеством за время его развития, и к экспресс-информации с любой точки планеты. Это обеспечивается мощным развитием средств связи и созданием банков данных и знаний.
2. Освобождение времени обучаемого, так как можно переложить на плечи компьютера ту обработку информации, которая не является целью усвоения в данном предмете (например, проведение численных расчетов для инженеров и экономистов, поиск нужных законодательных актов для юриста, создание текстовых формулировок задач по заданному алгоритму для учителя – математики и т.д)
3. Создание таких обучающих систем, работающих с обучаемым в режиме диалога, которые настраивались бы на характеристики обучаемого (объем первоначальных знаний, параметры памяти, сообразительности, потребности в знаниях и т.д.) и вели бы обучаемого по оптимальному для него пути, т.е. переход к индивидуальному обучению.
4. Дополнительная активизация учебного процесса за счет перенесения в обучающие системы элементов различных стимулирующих методов.



Ваши комментарии
Обратная связь
[SBRAS]
[Головная страница]

© 1996-2002, Сибирское отделение Российской академии наук, Новосибирск