В оглавление

Музей СО РАН, 2000...

Нисколько не претендуя на роль критика, я попала в положение человека, волею обстоятельств попытавшегося вникнуть в сегодняшний день Музея СО РАН и вынужденного высказать свое, далеко не самое компетентное мнение о будущем развитии музея.

Когда я еще училась в начальной школе, мама повезла меня на море, в Одессу. Первый раз море показалось мне затейливой формой в белокаменном обрамлении ваз, с растущими в них цветами, и такой же белой лестницы, спускающейся вниз на пляж Аркадии. Море было прозрачным, сине-зеленым и ослепительно ярким.

А потом мама повела меня в кино, и в темном зале во весь экран показывали черно-белые новостройки Академгородка в Новосибирске. Огромные кучи земли возле котлованов, первые этажи жилых домов прямо посреди леса... и чувство радости и гордости захлестывало меня, и очень хотелось всем сообщить, что это у нас, в Сибири...

Наверное, у каждого, кто в те времена начинал работать в Сибири или в чьем детстве городок стал частью жизни, бывали минуты такого же ослепительного, первородного чувства гордости и сопричастности с уникальным опытом создания Академгородка.

В те годы мудрость и дальновидность отцов-организаторов городка выразилась в том, что в Сибири был создан центр академической фундаментальной науки, в дальнейшем, благодаря своим работам, ставший крупным центром мировой науки.

Лет через 20 появилась необходимость в создании музея сибирской науки, возможность -- только в 1990 году. Музей Сибирского отделения РАН открылся в дни Международных Лаврентьевских чтений, посвященных 90-летию со дня рождения академика М.А.Лаврентьева, стараниями, энтузиазмом и любовью большого количества людей.

Для начала начинка музея отвечала потребностям и возможностям времени. Реально музейные экспозиции отразили научный и жизненный путь первого председателя и одного из основателей Сибирского отделения Академии наук академика М.А.Лаврентьева. Сегодня музей вырос до уровня, когда представленная экспозиция требует и другой формы, и более насыщенного информативного содержания.

Если же начать мечтать о росте, о необходимости перехода к более фундаментальной концепции развития музея, то расставание с патриархально-провинциальным укладом теперешней жизни музея -- неизбежность.

А уж если дать фантазии свободу и представить будущую концепцию развития музея, как становление академической науки мирового уровня в Сибири, то его будущее хотелось бы видеть примерно таким. Научная часть музея -- это свод точной, документированной информации, находящейся в компьютерах. Здесь данные о наших известных ученых первого, второго, третьего поколений с возможно полным описанием их научного и жизненного пути, который у части из них продолжается сегодня за границей. Интересно было бы проследить зарождение и реализацию научных идей во времени. Основатели Сибирского отделения, ученики, сподвижники, развитие научных школ, появление новых... Понятно, что подобной работой прежде всего должен был бы озаботиться каждый институт Сибирского отделения, и думаю, что я не первооткрыватель сего, работа подобного рода скорее всего и проводится ими. Иными словами, это может называться каталогизацией научных школ СО, подобной той, которая состоялась при присуждении президентских грантов. Музею же, кроме того чтобы стать настоящим научным подразделением Отделения, хорошо бы еще оказаться как бы центром-хранителем этого богатства, помощником-собирателем нужного материала, с помощью опять же институтов, и аккуратным историческим интерпретатором прошедших и сегодняшних событий. Вспомним, что музей -- это составная часть Института истории СО РАН и выработка исторических критериев (с помощью профессионалов в каждой области науки) -- в его компетенции.

Научная часть любого музея -- это невидимая, хотя и основная, часть айсберга. И чем она богаче, тем более разнообразна форма, в которой содержание имеет возможность предстать перед посетителем. Было бы хорошо при создании экспозиций учесть как разный возраст, так и разную профессиональную ориентацию посетителей музея. Тогда и подача информации приобрела бы более современную и затейливую форму: это и компьютеры и электронные схемы, и постоянно действующий кинотеатр, и витрины с подлинными документами и, может быть, несколько приборов -- работающих или уже не функционирующих, но бывших в свое время визитной карточкой сибирских ученых.

Начинка компьютеров, например, для детей, которых сюда стоило бы завлекать правдами и неправдами, могла бы содержать адаптированную и привлекательную информацию, перемежающуюся с играми с научным уклоном (широкое поле деятельности для местных компьютерных "мэнов"), желательно с бесперебойным функционированием техники. Было бы замечательно, если бы игровая аппаратура содержала и какие-нибудь неожиданности вроде "сталкеровских" ловушек Тарковского. Для студентов и взрослых -- подача и оформление информации -- также предмет творческого подхода.

По-моему, стоило бы предусмотреть и аналогичный выездной вариант. Основные выезды, за исключением официальных, стоило бы направить на учебные заведения и, в первую очередь, на университеты. В наше время ухода выпускников вузов в различного рода бизнес, пропаганда науки приобретает особое значение. Времена меняются, а искусство и наука всегда будут играть главную роль в духовном развитии человека, поэтому достаточно частое, не только профессионально грамотное, но и занимательное напоминание о существовании науки не будет лишним даже в университете.

При решении этих задач не стоит обходить вниманием лучший отечественный и зарубежный опыт, как в смысле использования технических новинок, так и при выстраивании музейной экспозиции как остросюжетной интриги.

Однако все эти мечты и желания могут осуществиться только благодаря откровенно заинтересованной помощи руководителей сибирской науки. Я имею в виду руководство Сибирского отделения, директоров институтов, которые, по-моему, первыми ощущают на себе и нехватку притока молодых в науку, и общественное падение интереса к научным знаниям. Понятно, что со временем объективно все встанет по своим местам, однако красивая исторически выстроенная "легенда" о создании научного центра в центре Сибири, возможно, для многих молодых людей сможет сравняться с легендой о "любви". Пожелаем же Музею Сибирского отделения Российской академии наук стать помощником для идущих продолжать и умножать богатство нашей Сибири, а также пусть небольшим, но настоящим культурным центром научного Городка.

И.Цветкова.

Новосибирский
Академгородок.