В оглавление

ФЕНОМЕН ГЕОРГИЯ КУКЛИНА

В Иркутске, в Институте солнечно-земной физики СО РАН, прошла международная конференция "Солнечная активность и ее земные проявления", посвященная памяти трагически погибшего в 1999 году выдающегося ученого и прекрасного человека -- Заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора физико-математических наук, профессора Георгия Вячеславовича Куклина. Конференция была подготовлена и проведена по плану мероприятий Сибирского отделения РАН при поддержке РФФИ и администрации Иркутской области. В ней участвовали ученые Украины, Казахстана и России: С.-Петербурга, Москвы, Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Уссурийска. В соавторах докладов состояли исследователи из Англии, США, Китая, Японии, Словакии. На конференции рассмотрены состояние, результаты и перспективы исследований по актуальным фундаментальным и прикладным проблемам современной физики Солнца и солнечно-земных связей. По ряду разделов этих исследований Г.Куклин был ведущим и признанным в России и мире специалистом. Конференция стала достойным проявлением признания его большого вклада в нашу науку.


С Георгием Куклиным мне довелось познакомиться еще во время его учебы в Иркутском университете, а позднее даже определить направление его исследовательской деятельности, в которой он и проявил себя, как выдающийся ученый.

С самого начала Георгий выделялся среди других. Необычно даже его происхождение. Родился он в г. Дальнем (Китай) 17 декабря 1935 г. Детство и юность прошли в зарубежной среде выходцев из России. В пятилетнем возрасте Георгий лишился отца и воспитывался в основном матерью. В 18 лет окончил среднюю школу при советском Генконсульстве в Дальнем с правом получения золотой медали. Одновременно приобрел специальность химика-лаборанта на вечерних курсах при Обществе российских граждан. Работать начал в этом же году техником-лаборантом в АО "Совкитсудстрой" г. Дальнего.

Летом 1954 г. Георгий приехал в СССР по индивидуальному разрешению с правом проживания в Иркутске. (Несколько позднее приехали в Иркутск и мать с братом.) Поступил на физическое отделение Иркутского университета, учился блестяще, за что был удостоен стипендии имени Исаака Ньютона. Уже тогда будущий исследователь Солнца проявил творческие возможности, активно участвуя в работах научного студенческого общества, редакции студенческой стенгазеты, городской астрономической обсерватории. К 1957 г. -- поворотному в его жизни -- Георгий был весьма заметным и перспективным среди студентов-физиков, к тому же астрономом-любителем. Им уже было опубликовано около 20 научных сообщений в Астрономическом циркуляре.

Естественно, что его пригласили на работу в создающуюся лабораторию исследования солнечной активности Иркутской магнитно-ионосферной станции -- колыбели нашего института. Георгий вел наблюдения за солнечной активностью на фотогелиографе и хромосферном телескопе, т.е. на видимой поверхности и нижних слоях атмосферы Солнца. Работу совмещал с учебой на старших курсах университета. Нашу первую солнечную обсерваторию быстро включили в отечественную Службу Солнца, мы удостоились чести участвовать в реализации Международного научного проекта "Международный Геофизический Год", поскольку, выполняя регулярные наблюдения солнечной активности в фотосфере, хромосфере и короне Солнца, мы устранили тем самым разрыв в Службе Солнца между обсерваториями, расположенными в Уссурийске и Ташкенте.

Так Георгий Куклин стал одним из первых иркутских солнечников. На протяжении 42 лет он очень активно развивал это новое научное направление в Сибири, выполняя большую научно-исследовательскую, научно-организационную, педагогическую и общественную работу. В каждом из этих направлений он проявлял нестандартность, всегда оставаясь примером практически для всех коллег. Инициатива, самостоятельность, оригинальность, высокая ответственность, профессионализм, глубина и результативность исследований, энциклопедическая эрудиция, простота в общении, доступность, безотказность в помощи -- характерные черты ученого Георгия Куклина. Коллеги отмечали, что человечность его была особых, высоких качеств. "Честный, порядочный, бесхитростный, открытый, до наивности прост в общении с коллегами, особенно близкими", -- говорили о нем. Перечисление "кем был, куда был избран, где состоял?" занимает целую страницу. Нет смысла в коротком сообщении давать и детальный анализ его научных трудов.

Научные интересы Г.Куклина были весьма широки и связаны с главнейшими проблемами физики Солнца и солнечно-земных связей. Не затрагивая любительской фазы, сразу следует отметить, что наибольшее внимание он уделил основному проявлению солнечной активности -- активным областям, конкретно -- солнечным пятнам, их собственным движениям, магнитным полям, кинематике и динамике плазмы в их атмосфере, цикличности пятнообразования, методологии исследований. И каждую тему он прорабатывал глубоко, с особой тщательностью. К этому следует добавить инструментальные работы, разработку философских аспектов астрофизики, математико-статистические методы анализа данных и прикладные работы по изучению обстоятельств, связанных с режимами стоков рек, лечением туберкулеза, кариеса у детей и т.д. И по каждому из направлений получены новые знания, решены актуальные задачи!

Следует отметить большую работу Георгия Вячеславовича по развитию методологии исследований. Им, в частности, использован метод теории случайных процессов при изучении вариаций интенсивности космических лучей, привлечена теория распознавания образов при прогнозировании солнечной активности для оценки предвспышечных ситуаций в активных областях, применено компьютерное моделирование эволюции солнечных образований, предложен и эффективно развит метод исследования динамики магнитных полей на Солнце, как решение обратной задачи. И этот перечень можно продолжить. Особой заботой Георгия Вячеславовича было качество (однородность, полнота, оптимальность и т.д.) исходных данных. Им была обоснована необходимость и инициирована ревизия существующих рядов индексов солнечной активности, работа по созданию многоцелевого каталога солнечных данных. Все это и многое другое свидетельствует о системном подходе Георгия Вячеславовича на всех стадиях его исследований.

Инструментальные работы Георгия Вячеславовича связаны с изучением астроклимата, созданием координатно-вычислительной системы для определения сферических координат точек поверхности Солнца, разработкой метода расчета характеристик электронно-оптического модулятора-главной части солнечных магнитографов, участием в создании первого отечественного внезатменного коронографа для Саянской высокогорной солнечной обсерватории.

Результаты исследований ученого изложены в 252 научных трудах, в числе которых две монографии и два авторских свидетельства на изобретения. Почти треть работ опубликованы в зарубежных изданиях. Им внесен существенный вклад в изучение общих закономерностей пространственно-временного развития солнечной активности (тонкая структура распределения солнечных пятен по гелиошироте и времени, оригинальная идея модели цикличности солнечной активности, фазовые сбои в развитии циклов, существование 2-х популяций групп солнечных пятен, концепция переломных точек в 11-летнем цикле, восстановление хода прежних циклов, сценарий текущего цикла, обоснование международной программы по изучению солнечного цикла).

Многое сделано Г.Куклиным для построения сводной картины динамики и эволюции магнитных полей на Солнце (оценена роль различных механизмов образования магнитных полей в элементах тонкой структуры солнечной атмосферы, получены первые оценки движений магнитных полей, предложена модель трансформации солнечных магнитных полей в ММП в форме функционирования динамической системы, обнаружена сложная динамическая многокомпонентная картина вращения секторной структуры ММП, свидетельствующая о существовании зональных течений в солнечной короне, выявлена миграция гелиомагнитного полюса).

Ученым выявлена иерархия движений солнечных пятен -- он первым оценил электрические токи в солнечных пятнах, установил связь между супергрануляционной структурой пятен и стабильными стадиями их эволюции. Его статистико-морфологические исследования вспышек охватили ряд направлений: поиск информативных признаков подготовки вспышек, выявление неслучайных кортежей вспышек и реальность симпатических вспышек, эффекты вспышек в вариациях интенсивности космических лучей и волновых процессах в магнитосфере Земли.

Работы Георгия Вячеславовича, помимо своей непосредственной научной значимости, сыграли определенную стимулирующую роль, привлекая внимание других исследователей к затронутым им проблемам. К середине 70-х годов он стал признанным лидером в статистике пятнообразования на Солнце, руководил исследованиями связи неоднородной структуры солнечного ветра и ММП с проявлениями солнечной активности.

Г.Куклин одним из первых устанавливал, развивал научные связи нашего института с ведущими отечественными и зарубежными обсерваториями. Он около 20 раз выезжал на международные конференции, побывал в 9 странах. Принимал зарубежных ученых для совместной работы в Иркутске, участвовал в подготовке многих международных мероприятий.

Наряду с этим Георгий Вячеславович активно и эффективно занимался научно-организационной работой как в нашем институте, так и вне его. Он был бессменным председателем библиотечного совета, заведующим лабораторией, руководил научным и философско-методологическим семинарами, состоял членом ученого совета и спецсовета по защите докторских диссертаций, членом экзаменационных и аттестационных комиссий, членом рабочих групп секций и научных советов РАН, членом Международного астрономического союза, одним из учредителей Астрономического общества Российской Федерации.

Он был и замечательным педагогом -- руководил аспирантами и соискателями, читал лекции в Иркутском университете и на кафедре физики Института народного хозяйства.

Георгий Вячеславович еще при жизни был награжден двумя правительственными медалями и орденом "Знак почета", ему присвоено звание "Заслуженный деятель науки РФ" за большой вклад в развитие отечественной науки и подготовку высококвалифицированных кадров (к сожалению известие об этом он получил, находясь в палате реанимации). Его кандидатура дважды выдвигалась ученым советом института для выборов действительным членом РАН.

Георгий Вячеславович не был провинциальным ученым. Его провинциальность проявилась лишь в характерной для нас поздней защите диссертаций (кандидатскую диссертацию он защитил в 1969 г., т.е. 12 лет спустя после начала работы, при более 60 публикациях, а докторскую -- в 1991 г., т.е. 22 года спустя после кандидатской при почти 200 публикациях, включая монографии). Уже по одному этому признаку Г.Куклин -- феномен.

Он жил и трудился в сибирской глубинке, но как ученый работал всегда на переднем крае своей науки. И получил высокое признание не только в своем коллективе, но и в отечественном и международном сообществе астрофизиков-солнечников и геофизиков. Мне показалось справедливым назвать свое сообщение "Феномен...", поскольку явление Г.Куклина в нашем коллективе, истории становления и развития солнечного комплекса института, да и самого института в целом, многогранная деятельность и его достижения действительно составили феномен в нашей науке, в развитии исследований солнечной активности. В Сибири особенно.

Г.Смольков,
доктор физико-математических наук,
Институт солнечно-земной физики СО РАН.
г. Иркутск.