В оглавление

ПОЛУЧЕНЫ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Международный проект "Минеральные ресурсы, металлогения и тектоника Северо-Восточной Азии", в котором участвуют институты СО РАН, обеспечит оценку минерально-сырьевой базы региона для динамичного устойчивого развития мировой экономики.

С 15 по 23 октября 2000 года в Дальневосточном геологическом институте ДВО РАН в г. Владивостоке состоялись заседания рабочего совещания по Международному проекту "Минеральные ресурсы, металлогения и тектоника Северо-Восточной Азии", в котором участвуют ведущие геологи из пяти геологических институтов Сибирского и трех -- Дальневосточного отделений РАН, Института геологии и минеральных ресурсов АН и Геологической службы Монголии, Джилинского Университета и Геологической службы Китая, Института геологии, горного дела и материалов Южной Кореи, Геологической службы Японии, а также Техасского Университета и Геологической службы США. На прошедших рабочих заседаниях были обсуждены первые итоговые результаты работы многочисленного интернационального коллектива по программе проекта, намечены конкретные планы завершения обобщающих работ по тектонике и металлогении Северо-Восточной Азии в 2001--2002 годах.

На суд специалистов, собравшихся в Геологическом институте во Владивостоке, были представлены впервые созданные для этой территории карты: "Геодинамическая карта СВ Азии" и "Карта металлогенических поясов СВ Азии" в масштабе 1:5000000 (в электронной и обычной версиях). В качестве приложений к картам подготовлены описания выделенных на них различных тектонических единиц (тектоно-стратиграфических террейнов): кратонов, микроконтинентов, разновозрастных островных дуг, осадочных бассейнов, коллизионных комплексов, "сшивающих" и перекрывающих комплексов, внутриплитных рифтогенных структур, характеристики 115 модельных типов минеральных месторождений и более 350 металлогенических зон и поясов, сформировавшихся на территории Северо-Восточной Азии от докембрия до четвертичного периода и заключающих более 3500 известных месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых, по которым создана компьютерная база данных.

Участники международного проекта -- профессора В.Сотников, Э.Дистанов, А.Оболенский
(Институт геологии СО РАН).

Так же как и в прошлые годы ("НВС" N 25, июнь 1997 г. и "НВС" N 3, январь 1999 г.), по просьбе корреспондента "НВС" своими впечатлениями о владивостокской встрече поделился участник проекта, ведущий специалист по металлогении, профессор, доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник ИГ СО РАН Александр ОБОЛЕНСКИЙ.

Корр.: -- Александр Александрович, как вы оцениваете первые результаты работы по проекту?

А.А.: -- 2000-й год подвел итоги прошедшего ХХ века и второго тысячелетия человеческой цивилизации. Был он насыщен событиями и для геологов нашей планеты. В августе в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялся XXXI Международный геологический конгресс, который собирается регулярно каждые 4 года. Руководит его работой Международный геологический союз (IGS), ЮНЕСКО и другие международные организации. Работа конгресса была сосредоточена на обсуждении достижений в различных областях геологии, а главной темой дискуссии была: "Геология и устойчивое развитие: вызовы III тысячелетия". Одну из основ динамичного развития человеческого сообщества нашей Земли, наряду с экологией, несомненно составляет рациональное использование природных ресурсов, что подтверждается статистикой. Совершенно очевиден и тот факт, что не только энергетические ресурсы, но и большая часть рудных и нерудных полезных ископаемых относятся к невозобновляемым сырьевым ресурсам, а потребление их год от года неуклонно растет.

И неудивительно, что проблема состояния и перспектив развития минеральносырьевой базы нашей планеты вновь вошла в число наиболее актуальных проблем, озадачивших мировое геологическое сообщество. Я начал с обсуждения этих проблем потому, что наш проект по СВ Азии и предшествующий ему проект по Российскому СВ, Аляске и Канадским Кордильерам и Европейская программа "GEODE" (геодинамика и рудные месторождения), "стартовавшая" два года назад, однозначно свидетельствуют о глобализации геологических исследований, а необходимость пересмотра имеющихся материалов по состоянию и оценке перспектив открытия новых месторождений и источников сырья с позиции новой парадигмы в геологии -- тектоники литосферных плит и глубинной геодинамики, под силу лишь крупным интернациональным коллективам ученых на основе международного сотрудничества. Поскольку проблема эта не решается в рамках территории отдельной страны, необходим анализ всего континента или его значительной части, не считаясь с границами расположенных на нем государств.

Это утверждение полностью подтверждается первыми результатами работы по нашему международному проекту. К примеру, геологическое строение и эволюцию Центрально-Азиатского орогенного пояса, вытянутого в виде широкой полосы от горных хребтов Средней Азии до Тихого океана между кратоном СВ Азии и Северо-Китайской плитой, в полном объеме можно оценить на территориях Казахстана, Юга Сибири, Монголии, СЗ и СВ Китая. Изучение отдельных его фрагментов нужного результата не дало. То же можно сказать и о современной Курило-Камчатской островодужной системе и Японии. Мало кто знает, что возраст океанической коры (дна) Японского моря всего 30 млн. лет, другими словами Япония "отплыла" от континента всего 20-30 млн. лет назад. Процесс дрейфа и поныне сопровождается сильными землетрясениями, интенсивными вулканическими извержениями и формированием различных рудных месторождений.

Геолог, подобно следователю, должен ответить на три главных вопроса: как, где и когда образовалось то или иное месторождение. Поиск ответов на эти вопросы и составляет предмет исследований одного из разделов геологии, который называется металлогения -- учение о закономерностях размещения и условиях образования месторождений полезных ископаемых. Из приведенного определения ясно, что современная металлогения свои выводы основывает на синтезе данных геологии, геодинамики, магматизма, метаморфизма, геохимии и теории рудообразования. Составленные в рамках программы проекта карты отражают геологическую и металлогеническую эволюцию территории СВ Азии за период 2,5 миллиарда лет. Выделены 12 важнейших временных рубежей в геологической истории формирования кратона СВ Азии и обрамляющих его разновозрастных орогенных поясов, которые отражают время заложения, раскрытия и закрытия позднепротерозойско-палеозойского Палеоазиатского, палеозойско-мезозойского Тетиса, мезозойского Монголо-Охотского палеоокеанов, и современных переходных структур "океан--континент" на севере и востоке Азии.

Впервые на основе палеогеодинамических реконструкций будут созданы глобальные анимационные тектоно-металлогенические компьютерные модели, для указанных 12 возрастных рубежей, отражающие геодинамическую эволюцию как главных тектонических структур, так и металлогению СВ Азии. Эта работа выполняется под руководством и с участием ведущего специалиста в этой области геологии, американского геолога д-ра К.Скотизи из Техасского университета в Арлингтоне. Заключительным аккордом работы по проекту в 2002 году планируется опубликование (в обычном и электронном виде) двух коллективных фундаментальных монографий: "Геодинамическая эволюция СВ Азии" и "Металлогеническая эволюция СВ Азии".

Корр.: -- Александр Александрович, есть ли возможность ознакомиться с предварительными результатами работы по проекту? Доступны ли они для мирового научного сообщества?

А.А.: -- Мне импонирует девиз на эмблеме Геологической службы США: "Наука -- изменяющемуся миру". Этот девиз подчеркивает интернациональный характер науки, и подразумевает глобальный масштаб использования результатов научных исследований. Следуя этому принципу, участники проекта делают доступными все результаты, полученные по проекту. Исчерпывающую информацию о проекте, основных научных результатах можно получить в Интернете на веб-сайте проекта: http://minerals.er.usgs.gov/wr/projects/minres.html.

Корр.: -- Александр Александрович, предусматривается ли апробация и обсуждение полученных результатов на международных совещаниях?

А.А.: -- Напомню, что предварительные результаты исследований по проекту уже обсуждались на II Всероссийском металлогеническом совещании с участием иностранных специалистов в августе 1998 года (см.: "Геология и геофизика" 11, 1999 г.) в Иркутске. Это совещание показало, что металлогения в России и в Сибири в особенности, плодотворно развивается на новой основе -- теории тектоники литосферных плит и глубинной геодинамике, основы которой успешно разрабатываются сибирскими учеными.

В августе 2001 года предусмотрено проведение специального рабочего совещания в рамках VI сессии Общества прикладной геологии рудных месторождений (SGA) в Кракове по теме "Геодинамическая и металлогеническая карты СВ Азии; тектоно-металлогенические модели эпох -- от архея до настоящего времени". Научные лидеры совещания -- д-р Уоррен Ноклеберг (Геологическая служба США) и ваш покорный слуга, представляющий Сибирское отделение РАН.

Корр.: -- Александр Александрович, как вы оцениваете перспективы металлогенических исследований?

А.А.: -- Я исхожу в своей оценке из мировых тенденций развития экономики за последние годы. Спрос на мировом рынке на основные полезные ископаемые, не говоря уже об энергетических ресурсах -- нефти, газе, угле, постоянно растет вследствие роста народонаселения планеты и желания развивающихся государств улучшить жизненный уровень и экономическое положение. Поэтому можно считать оправданным стремление развитых стран к организованному, а не стихийному рынку минерального сырья, с одной стороны, и объединение (кооперацию) стран-поставщиков минерального сырья, с другой. Не случайно в мире возникли такие ассоциации как OPEC, De Beers, ASSIMER, и др., практически полностью контролирующие мировые рынки соответственно нефти, алмазов и ртути (до недавнего времени считавшейся стратегическим металлом, поскольку применялась она при изготовлении зарядов водородных бомб и других боеприпасов). На стремление удовлетворить растущий спрос на минеральное сырье серьезное влияние оказывает экологическая опасность, нарушение устойчивости среды обитания, загрязнение атмосферы, водных бассейнов и разрушение почв, практически всегда связанные с добычей полезных ископаемых и конкурентным недропользованием. В связи с этим обстоятельством Международный союз геологических наук (IUGS), ЮНЕСКО и Геологическая служба США выдвигают крупный международный проект XXI века -- "Глобальные оценки еще не открытых минеральных ресурсов для планирования запасов, среды обитания и недропользования". Выполнение этого проекта предусматривает обеспечить аргументированное планирование наращивания запасов минерального сырья на длительную перспективу и интегрированный подход к использованию недр, регулирование добычи, защиту окружающей среды на планете в целом. Важным условием выполнения этого проекта является добровольное представление всеми странами-участницами информации о размещении и размерах как разведанных, так и неразведанных запасов минерального сырья с целью оценки общих мировых ресурсов, экономических и политических факторов, влияющих на их освоение, а также возможных экологических последствий эксплуатации.

Не касаясь политических, геолого-экономических и экологических аспектов этой проблемы, задачи глобального металлогенического анализа планеты представляются грандиозными. Наш проект, в определенной мере, можно рассматривать как первый ответ на вызов XXI века -- обеспечить оценку минерально-сырьевой базы для динамичного устойчивого развития мировой экономики. Залогом успеха металлогенических исследований на этом этапе является использование новой парадигмы геологии -- теории тектоники литосферных плит и глубинной геодинамики для переоценки старых и обоснованного прогнозирования новых перспективных площадей для поиска еще не открытых крупных и уникальных минеральных месторождений.

Редакция "НВС" сердечно поздравляет профессора А.Оболенского со славным 70-летием и желает нашему постоянному автору всех благ!