БИБЛЕЙСКИЕ ЦАРИ НА ХАНТЫЙСКОМ СВЯТИЛИЩЕ
Летом 1999 г. на одном из хантыйских святилищ Нижней Оби мне
удалось увидеть прекрасное серебряное блюдо, изготовленное
свыше тысячи лет тому назад где-то в Средней Азии;
история этой находки необычна.
В 1938 г. на Урале выдающийся исследователь древних культур
Сибири В.Чернецов записал легенду о серебряном блюде, которое
выловили на Оби при неводьбе рыбы и позже доставили на одно из
мансийских святилищ. В 1985 г. доктору исторических наук
И.Гемуеву и автору данной статьи удалось обнаружить это блюдо:
оно действительно находилось в качестве главного фетиша на
культовом месте селения Верхне-Нильдино на Северной Сосьве.
Нильдинское оказалось двойником знаменитого Аниковского блюда,
найденного в 1909 г. в Верхнем Прикамье и ныне хранящегося в
Эрмитаже. По мнению исследователя Б.Маршака, на обоих блюдах
представлены сцены из Книги Иисуса Навина -- осада Иерихона и др.
Интересно, что в первом варианте легенды, записанной
В.Чернецовым, говорилось о том, что среди выловленной рыбы были
"семь блюд и все одинаковые". Возможно, из этого же набора и
Аниковское блюдо, поскольку, согласно легенде, остальные блюда
"развезли по другим местам". Тогда где искать еще пять блюд?
По сообщению В.Чернецова, в 1930-х годах еще одна "серебряная
тарелка с изображением семи человек" находилась в селении
Яны-Пауль на Северной Сосьве. В 1997 г. мне рассказали о
"шаманском месте" на Урале: рядом с культовым амбарчиком
установлены три камня, на которых лежит потемневшее от времени
большое серебряное блюдо с изображением четырех всадников. Увы,
последние два блюда пока не дошли до специалистов.
Поиск продолжался. Бывая в различных селениях Нижнего Приобья, я
всегда показывал фотографию Нильдинского блюда, надеясь буквально
на чудо. В 1999 г. старик-хант, рассматривая снимок, неожиданно
оживился, сказав, что на местном святилище есть подобная
"византийская"(!) тарелка. И вот мы у амбарчика -- жилища
поселкового духа-покровителя. Хранитель места достает завернутое
в красный платок блюдо. В него кладут куски жертвенного хлеба,
которые могут брать только старейшины или гости-сироты. "Семь
блюд и все одинаковые"... Мне посчастливилось держать в руках и
Нильдинское, и блюдо с хантыйского святилища на Малой Оби. Они
действительно одинаковые: по форме, диаметру, весу, металлу,
способу изготовления, -- все это видно в первые мгновенья.
Следует сказать, что подобные изделия попадали на Север уже в
VII--VIII вв.: среднеазиатские купцы обменивали их на мех,
моржовый клык и даже ловчих птиц. Кажется странным, но блюда,
изготовленные в Иране, Хорезме, Согде сохранились в большей
степени на Урале (в составе т.н. кладов), на Востоке же во
времена бурных переворотов и мятежей серебро было переплавлено в
звонкую монету. В итоге, львиная доля восточного металла сегодня
находится в Эрмитаже, единицы выставляются в Лувре, Британском
музее, Метрополитен-музее и др.
Диаметр "хантыйского" блюда составляет 24 см, высота 3 см, вес 1
кг. Декор нанесен с помощью резца, фон фигур покрыт позолотой.
Блюдо отлито в VIII--IX вв. в одном из городов Средней Азии.
Мне представляется, что на лицевой стороне блюда художник
изобразил сцену, связанную с легендарными правителями
Израильско-Иудейского царства Давидом и Соломоном.
На троне восседает Давид, герой ветхозаветного повествования, с
которым христианская традиция связала мессианские чаяния: по
Евангелию от Матфея, Иисус являлся прямым потомком Давида. На
блюде последний изображен почтенным старцем: "...тридцать лет
было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет". Одним из
аргументов в пользу Давида является показ царя с музыкальным
инструментом в руках. Согласно Библии, Давид прославился
сочинением и исполнением псалмов "на струнных орудиях".
По правую руку от Давида изображен Соломон, который предстает в
ветхозаветных книгах величайшим мудрецом. На блюде он показан еще
молодым человеком, но уже коронованным наследником: "Давид,
состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына
своего Соломона". Кажется очевидным, что по замыслу автора или
заказчика блюда Давид здесь исполняет псалом о Соломоне,
предрекающий ему обширное владычество:
Он будет обладать от моря до моря
и от реки (Евфрат) до концов земли.
Падут пред ним жители пустынь,
и враги его будут лизать прах...
И поклонятся ему все цари;
все народы будут служить ему.
Следует обратить внимание на то, что Соломон показан с поднятой
вверх левой перстосложенной рукой. Речь здесь идет не о крестном
знамении или благословении, но о способе представить человека
говорящим. Известно, что на перстосложенные руки на священных
изображениях начали смотреть как на руки благословляющие не ранее
XI в., а как на руки молебные не ранее половины XV в. "Пророки,
до сих пор изображаемые на иконах с перстосложенными протянутыми
руками, собственно не благословляют и не молятся, а
пророчествуют, т.е. перстосложенные руки -- знак того, что они
изображаются пророчествующими" (Е.Голубинский). Таким образом,
жест Соломона подчеркивает его значимость как пророка, с другой
стороны, представляет говорящим.
Присутствующая во дворце женщина, скорее всего, Вирсавия --
любимая жена Давида и мать Соломона. Она сыграла главную роль в
том, чтобы еще при жизни Давида произошло официальное возвышение
Соломона.
Изображение на блюде фигур животных можно объяснить двумя
причинами. Во-первых, их присутствие могло подчеркивать
исполнение Давидом известного Псалма "Все живущее да хвалит
господа". Во-вторых, фигуры животных могли относиться и к
Соломону, который по апокрифу знал язык всех зверей.
Наиболее близкие аналогии блюдо имеет с изделиями, изготовленными
в Восточном Иране и Средней Азии в VI--IX вв., при этом художник
использовал традиции более ранней (сасанидской) эпохи. Главной
идеей канона того времени был показ величия обожествленной
власти, выработка идеала "царя царей" (в том числе, в тронной
сцене с участием членов семьи).
Блюдо с Нижней Оби относится к раннему периоду существования
христианства в Средней Азии (в VI в. несторианская община во
главе с епископом была в Самарканде, в Хорезме колонии христиан
существовали в VII--VIII вв.). В данном случае ветхозаветный
сюжет и его основные персонажи выполнены в рамках сасанидских
традиций в интерьере раннесредневековой среднеазиатской
архитектуры. Давид совершено естественно изображен в русле
иранского канона "царя царей", поскольку ко времени изготовления
блюда существующие легенды представляли его в этом качестве.
Представляется, что в Средней Азии было отлита целая серия блюд с
библейскими сюжетами для группы христианских миссионеров,
отправившихся в составе торгового каравана в Сибирь.
Подтверждением этому являются ранее упомянутые два серебряных
блюда со сценами из Книги Иисуса Навина. Подобные серии блюд с
библейскими сюжетами были популярны в Византии: в начале XX в. на
Кипре были найдены 9 блюд VII в. со сценами жизни Давида.
Впрочем, блюдо с Давидом и Соломоном могло быть отлито и для
какого-нибудь торжественного события, например, занятия престола
одним из царей Средней Азии, вышедшим из христианской среды.
Оказавшись на Севере Сибири, блюдо, по-видимому, сразу попало в
состав ритуальной атрибутики. Местные жители, не зная Библии,
по-своему истолковали сюжет блюда. В их представлениях на троне
восседает местный дух-покровитель, известный своими длинными
седыми волосами. Более того, хантыйские жрецы дополнили основной
сюжет собственными рисунками, выполненными ножом. На лицевой
стороне блюда между фигурой Соломона и рельефным венком они
вырезали профильное изображение волка, а справа и слева от нимба
Давида -- две зооморфные фигуры. На оборотной стороне блюда жрецы
изобразили воина в шлеме.
Удивительно, но на протяжении уже более тысячи лет серебряное
блюдо -- замечательный памятник искусства Древнего Востока --
сохраняется в качестве священного атрибута хантыйского святилища.
Аркадий Бауло
Институт археологии и этнографии СО РАН
P.S. Полностью статья "Серебряное блюдо с Малой Оби" опубликована
в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии", 2000,
N 4.
|