В оглавление

ЕЩЕ ОДНО ВОСЬМОЕ ЧУДО

Просвещенная Европа наизусть знает легенды о семи чудесах света и все великие всплески человеческой цивилизации связывает с близлежащими землями, а Сибирь всегда считалась пустынным захолустьем.

Первым ниспровергателем такого мнения стал иркутянин М.Герасимов, открывший "сибирскую Мальту" -- искусство 24-тысячелетней давности. Его земляк А.Окладников, исколесив Сибирь вдоль и поперек, искал нечто такое, что могло бы стать восьмым чудом света. Рыскали по всей Евразии и его ученики. Азарт искательства, начатого М.Герасимовым, не угасает и ныне. Более всех повезло В.Ларичеву, который пишет книгу об Июсских Сундуках в Хакасии, нашпигованных редчайшими для мировой археологии древностями, и о знаменитой Малой Сые, давшей уникальное искусство 34-тысячелетнего возраста.

Конечно, Европа может и не принять заявку на эти чудеса, но местные жители, проживающие близ пирамидальных Сундуков и Малой Сыи заранее готовы проигнорировать европейское непризнание. Я уверен, что в свете тех находок, которые в последние 4 года демонстрируются в экспозиции музея поселка Шира, они правы.

Научно-популярные публикации в "Ширинском вестнике", районной газете с весьма скромным тиражом, вызывают зависть даже у шикарных изданий: рубрика "Наука в районе -- поиски и находки" не сходит с ее страниц. Энтузиасты несут в музей самые невероятные вещи и сообщения о находках в степи, горах, тайге, пещерах.

Мне довелось участвовать в отборе материала для новой экспозиции и взять для изучения в Новосибирск, в лабораторию семантических реконструкций сектора Востока Института археологии и этнографии СО РАН: челюсть, как считают ширинцы, космического пришельца с искаженной анатомией и несколько "магических" камней. Челюсть передана мною антропологам (пусть поломают голову над загадкой!), а по камням мы с Володей Новиковым и сами спецы (см. публикацию в "НВС", N 40, октябрь, 1996 г.). Читатели "НВС" вполне могут стать приверженцами новых воззрений на искусство древнекаменного века, если пристально рассмотрят фотографию археологического "артефакта", содержащего в себе тайны первобытного творчества и подвигающего археологов на поиски великих очагов исчезнувших цивилизаций в медвежьих уголках Сибири.

Все это побуждает нас, простых смертных, прийти к мнению, что поиски восьмого чуда света зависят от нашего любопытства или, скорее всего, чудачества, способного к восприятию (и просто приятию) и необычного природного явления, и смутного "магического" символа, и загадочных образов "троглодитов".

Вячеслав Жалковский
Институт археологии и этнографии