В оглавление

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ
СВЯЗАНЫ С РОСТОМ ИНВЕСТИЦИЙ

Обновления производственного оборудования требует большинство отраслей промышленности в стране, а для этого необходимы средства правительства и частного капитала

О последних результатах исследований в области экономического прогнозирования нашему корреспонденту Валентине САДЫКОВОЙ рассказывают зав. сектором Института экономики СО РАН, доктор технических наук Виктор ПАВЛОВ и кандидат экономических наук Александр БАРАНОВ.

Сектор межотраслевых исследований народного хозяйства Института экономики продолжает традиции исследований, заложенные в середине 60-х годов покойным ныне доктором экономических наук Николаем Филипповичем Шатиловым, который создал одну из первых в мире динамических межотраслевых моделей национальной экономики. С тех пор небольшая группа исследователей постоянно занимается аналитическими и прогнозными расчетами, в прежние времена -- по экономике СССР, а последние 10 лет -- по народному хозяйству России. Кроме того, сотрудники сектора занимались исследованиями по заказу Республики Узбекистан, работали с администрациями Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа.

-- Мы пытаемся анализировать и прогнозировать как национальный продукт в целом, так и динамику продукции отдельных отраслей, анализировать последствия тех или иных решений, принимаемых на правительственном уровне, рассматриваем теоретические аспекты развития народного хозяйства, которые могли бы подсказать какие-то полезные рекомендации для лиц, принимающих решения, связанные с развитием нашей экономики. В последние годы в связи с изменением экономической ситуации в стране мы занимаемся исследованиями по двум направлениям. Во-первых, как изменение денежной массы влияет на динамику производства, цен и жизненный уровень населения. Эта тема стала актуальной в последние годы, когда большая часть цен перестала регулироваться государством. Анализируя ретроспективу, мы пытаемся определить, насколько изменение денежной массы влияло на производство валового внутреннего продукта и на динамику цен. Построенные на основе ретроспективного анализа регрессионные уравнения используются в дальнейшем для прогнозирования вышеупомянутых показателей на краткосрочную (1--2 года) и среднесрочную (3--5 лет) перспективу в системе прогнозирования всех отраслей национальной экономики.

Второй аспект, который также является новым в наших исследованиях, состоит в построении так называемого бюджетного блока динамической межотраслевой модели экономики России. Мы берем бюджет расширенного правительства Российской Федерации, который состоит из бюджета федерального правительства (приблизительно 50 процентов всех бюджетных денег), бюджетов субъектов федерации, а также средств органов местного самоуправления и внебюджетных фондов, в частности, пенсионного, в котором сосредоточены значительные финансовые ресурсы. Мы смотрим, что можно сделать, чтобы был уменьшен дефицит или даже появился профицит бюджета расширенного правительства и даем не только общую оценку, но и численные характеристики развития народного хозяйства, позволяющие получить сбалансированный бюджет в сочетании с прогнозом динамики денежной массы, имеющим характеристики, не позволяющие экономике сорваться в гиперинфляцию. В этом, на наш взгляд, состоит полезный прикладной аспект нашей работы.

Если говорить о других результатах, полученных нами в прошедшем году, то они касались исследований процесса ускорения обновления активной части основных фондов народного хозяйства, т.е. машин и оборудования. Этот вопрос тоже очень актуален и тесно связан с формированием и прогнозированием бюджета. С 1990 по 1998 годы инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах) в народном хозяйстве России сократились в пять раз. Не на 5, не на 50 процентов, а в 5 раз! Доля машин и оборудования в возрасте до пяти лет во многих отраслях составляет не более 5 процентов. О каком качестве продукта, возможностях роста, конкурентоспособности можно говорить? Поэтому очень важно было оценить, что необходимо предпринять в народном хозяйстве, чтобы обновить производственный аппарат. Наши исследования показывают, что средствами одного государства сделать это невозможно, даже имея ввиду расширенный бюджет правительства. Потребуются средства и правительства, как федерального, так и субъектов федерации, и частного капитала. И здесь очень важно понять пропорцию инвестирования, чтобы, с одной стороны, достичь повышения уровня жизни населения, а с другой, не усугубить проблему государственного долга. Лица, принимающие подобные решения, как бы находятся на вершине, и если сделать неверное движение в одну сторону, свалишься в гиперинфляцию, если его не сделать, то можно скатиться в такое состояние национальной экономики, когда о каком-то росте уровня жизни населения даже в перспективе будет говорить очень затруднительно.

-- Но в последние два года даже не специалист мог сказать, что в экономике наблюдается оживление. Это связано, прежде всего, с повышением цен на нефть?

-- Не надо упрощать. Это распространенная точка зрения, что экономический рост в последние два года связан с нефтедолларами. Есть и другие факторы, влияющие на экономический рост, и один из них, несомненно, импортозамещение. После кризиса августа 1998 года, когда рубль был в 3, а потом и в 4 раза девальвирован, импортные товары стали недоступными для существенной части населения, которая предъявила спрос на отечественные товары, особенно легкой и пищевой промышленности. Сейчас рост в этих отраслях промышленности просто огромный. Например, за 2 года (1999--2000 гг.) производство в легкой промышленности выросло в 1,5 раза.

-- А в легкую промышленность делают инвестиции?

-- Как раз в легкую промышленность делают. Мы знаем случаи, когда в Турции были демонтированы целые обувные фабрики и перевезены в Россию в считанные месяцы. У нас появились дополнительные рабочие места, заработная плата, налоги в бюджет.

Устойчивый экономический рост связан с неизбежным обновлением основного капитала. Степень изношенности оборудования во многих отраслях такова, что жизнь заставила многих хозяйственников искать способы его обновления.

Однако активное финансирование промышленности возможно только в случае, если будет создан благоприятный инвестиционный климат в самом широком смысле этого слова: это и благоприятные условия налогообложения и политическая стабильность в экономике, и снижение преступности -- никто не будет инвестировать в страну, где вас могут обмануть, ограбить, отнять собственность.

В последних наших работах мы показали, что если прирост инвестиций в реальный сектор примерно на 30 процентов будет производиться за счет государства, а на 70 за счет частного капитала, то это не ухудшит бюджетную сбалансированность, т.е. дефицит государственного бюджета не возрастет, не увеличится и государственный долг, поскольку через определенный период эти вложения дадут рост поступлений в бюджет в виде налогов с прибыли и заработной платы.

Серия расчетов была проведена нами и по краткосрочным прогнозам с целью изучения влияния изменения денежной массы на инфляцию и на рост продукции. Мы получили интересные результаты, имеющие как практическое значение, так и подтверждающие известные положения экономической теории. Расчеты показали,что в России действуют те же экономические закономерности, что и в других странах с рыночной экономикой, хотя часто говорят, что это особая страна, где экономические закономерности не действуют. В частности, мы показали, что увеличение денежной массы разными темпами существенно влияет на так называемый номинальный продукт общества, т.е. продукт, исчисленный в фактических ценах, и оказывает противоречивое действие на реальный продукт, исчисленный в сопоставимых ценах. То есть, при наращивании денежной массы реальный продукт возрастает в течение года--полутора, а потом этот эффект полностью элиминируется и реальный продукт снижается до прежнего уровня или даже падает, а инфляция резко возрастает. Мы подтвердили известную в экономике закономерность, описанную американскими экономистами Л.Фридманом и А.Шварц, и состоящую в том,что увеличение денежной массы можно использовать только в качестве краткосрочного инструмента оживления экономики, а в долгосрочном плане перспективы роста экономики связаны, конечно, с ростом инвестиций в основной капитал, увеличением трудовых ресурсов и внедрением в производство новых технологий.

В этом году произошел достаточно серьезный рост денежной массы, что явилось тоже одним из факторов экономического оживления. Поскольку упомянутые нефтедоллары активно поступают в страну, Центральный банк для поддержания курса доллара (его падение не сулит ничего хорошего, в том числе и нашим экспортерам) выкупает эти доллары за рубли и эмитирует дополнительные деньги в национальную экономику. Но в дальнейшем этот фактор может привести к росту инфляции. В этом году рост потребительских цен был на уровне 20--22 процентов. Если продолжать наращивать денежную массу на 10--15 процентов в квартал, то через год мы будем иметь темп роста потребительских цен 50--60 процентов, что будет очень болезненно для населения, поскольку все бюджетные выплаты и пенсии, как известно, сильно отстают от темпа инфляции.

Нельзя увлекаться монетарным воздействием на экономику. Никаких чудес в России не может быть. В долгосрочном плане ничего, кроме инфляции, от этой меры мы не получим. Результаты макроэкономического анализа, который мы выполнили, показывают, что наше правительство может использовать фактор наращивания денежной массы для оживления экономики, еще несколько месяцев, но не более полугода.

-- На прошедшем в Новосибирске региональном совещании поднимался вопрос об отсутствии в стране перспективного планирования и прогнозирования. Но оказывается, есть институт, где люди продолжают этим заниматься, есть методики и наработки, используются ли планирующими органами результаты ваших исследований?

-- Это болезненный для нас вопрос. Действительно, наш небольшой коллектив, несмотря на все сложности последних лет, сохранил научный интерес к этим проблемам. У нас есть готовый аппарат, методический инструмент для прогнозных исследований, мы готовы проводить такие расчеты. Но финансирование этих работ абсолютно мизерное, и чтобы поддерживать свое существование, нам приходится выполнять другие работы.

В свое время мы работали с Госпланом СССР, сейчас это Министерство экономики, но связь с ним практически утрачена. Мы получаем результаты, они публикуются в научных журналах, иногда в более доступных изданиях, например, в журнале "ЭКО", но мы не уверены, что о них знают люди, занимающиеся практической экономикой. Если только появится финансирование, мы готовы взяться за продолжение и расширение совместных с правительственными организациями работ с большим энтузиазмом.