ПРОЕКТ ГЛОБАЛЬНОГО ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ
В эпоху Всемирной сети у социологов возник соблазн использовать
сервисы интернета для проведения массовых социологических
опросов. И вот он осуществился -- PLANET PROJECT. За 23 дня было
опрошено более миллиона человек из 215 стран мира.
Социология -- это наука, которая изучает общественную жизнь
человека от малых групп, таких как семья или дружеская компания,
до общества в целом. Энтони Гидденс назвал социологию
"ослепительным и захватывающим предприятием, чьим предметом
является поведение людей как социальных существ".
Одними из самых распространенных методов исследований в
социологии стали одновременные опросы многих людей по общей
методике. Если хотят обнаружить культурные различия, подобные
опросы иногда проводятся в нескольких странах одновременно.
Социологические опросы вещь дорогая и, обычно сразу опрашивается
самое большее -- несколько тысяч человек. Стоимость социологических
исследований высока, так как высока цена самого единичного
контакта с человеком и пересылки полученных результатов в центр
обработки, будь то междугородний телефонный звонок, почтовое
сообщение, факс.
Но вот началась эпоха Всемирной сети сетей. Интернет снизил
практически до нуля цену единичного контакта. И, естественно, у
социологов возник соблазн использовать сервисы интернета для
проведения массовых социологических опросов. Надо заметить, что к
этому толкает исследователей и серьезная внутренняя
социологическая проблема, проблема репрезентативной выборки. Раз
мы не можем охватить всех, то возникает вопрос -- достаточно ли
двух-трех тысяч человек, выбранных случайным образом для того,
чтобы судить о большом социальном слое в целом, не изменятся ли
результаты при увеличении числа опрошенных?
Ответом на новые возможности, которые открывает интернет, стал
проект глобального опроса PLANET PROJECT
(www.planetproject.com).
Он начался 15 ноября и после неоднократного продления завершился
7 декабря 2000 года.
Планетарный опрос, продемонстрировал возможность социологического
обзора чуть ли не всего. Цель PLANET PROJECT -- определить,
насколько велики различия в представлениях о мире людей разных
стран, культур, рас, национальностей, социальных групп. За 23 дня
его проведения было опрошено беспрецедентное для любых
социологических исследований число людей -- более миллиона
двухсот тысяч человек из двухсот пятнадцати стран мира, включая
Свазиленд, Гибралтар, Йемен, Туркменистан и даже Гренландию.
Опрос поддержали многие высшие государственные деятели. Среди них
-- Кофи Аннан, Берти Ахерн, Тони Блэр.
Инициатором PLANET PROJECT выступила корпорация 3Сом, одна из
крупнейших компаний в области сетевых технологий. В проекте,
приняли участие и такие лидеры рынка информационных технологий,
как Sun Microsystems, Oracle, Macromedia. Вопросы для PLANET
PROJECT были разработаны аналитиками компании Harris Interactive,
специализирующейся на организации социологических опросов в
интернете.
Стоит сделать несколько скучноватых, но необходимых замечаний,
чтобы точнее оценить полученные результаты.
Основное число опрашиваемых пользовались интернетом, где каждый
желающий мог на сайте
www.planetproject.com
ответить на вопросы,
размещенные по тематическим рубрикам на одном из восьми языков
(китайском, английском, французском, немецком, итальянском,
японском, португальском и испанском). Для русскоязычных
пользователей Студией веб-дизайна Артемия Лебедева был создан
специальный сайт
promo.3com.ru,
на котором они могли найти
перевод вопросника.
В дополнение к этому около тысячи интервьюеров работали в разных
странах, внося ответы людей в портативные компьютеры и через
Интернет отправляли их в общую базу данных (в России таким
образом опрашивались жители Новосибирска, Иркутска, Саратова и
ряда других городов). К сожалению так и не удалось выяснить, с
какими статистическими весами, то есть долями участия,
вычислялись средние показатели по двум группам участников --
имеющих доступ к интернету и отвечавших самостоятельно и тех, что
приняли участие в опросе благодаря интервьюерам. При подавляющем
численном перевесе ответивших через интернет, остальные
опрошенные просто незаметны на их фоне. От правильного учета
весов зависит, насколько данные опроса отражают мнения жителей
той или иной страны. Пока складывается впечатление, что опрошены
были по большей части пользователи интернета, да и то не все, а
склонные отвечать на вопросы анкет. Это довольно специфическая
часть даже интернет-сообщества. Кроме того, в разных странах
интернет доступен по-разному. Если в Соединенных Штатах -- это
уже практически все общество, за исключением группы пожилых людей
отрицательно относящихся к переменам, то в развивающихся странах
доступ к интернету имеют только обеспеченные и образованные в
европейском смысле слои населения, весьма далекие от
среднестатистического облика большинства жителей. Например, по
некоторым данным опроса ясно, что в России число опрошенных
людей, не имеющих доступа к интернету, мало по сравнению с общим
числом участников опроса. Об этом говорит средний результат
ответов на вопрос "Как вы узнаете последние новости?": 37%
опрошенных в России ответили, что -- "Из интернета", в то время
как число пользователей интернетом в нашей стране приблизительно
в десять раз меньше.
И все-таки несмотря на методологические недостатки результаты
PLANET PROJECT заставляют задуматься.
Оказывается, наиболее счастливые люди живут в бедной кокаиновой
Колумбии (в собственном благополучии убеждены более 64 процентов
колумбийцев), тогда как в куда более обеспеченной Великобритании
довольны жизнью только три процента опрошенных. Может быть,
конечно, в колумбийском секторе интернета большинство --
состоятельные люди, но все равно разница очень велика.
Другой интересный результат. Семьдесят процентов опрошенных всего
мира говорят, что верят в Бога. Меньше всего европейцы -- 47
процентов, в Азии верят в бога 66 процентов ответивших, еще
больше африканцев -- 69 процентов. Но самые религиозные люди --
79 процентов опрошенных -- живут в Северной и Центральной
Америке.
Тест на национальную амбициозность показал, что итальянцы более
всех других жаждут славы и известности. 24 процента итальянцев
ответили, что пожертвовали бы "нормальной жизнью" ради того,
чтобы прославиться. За ними следуют корейцы, греки, индийцы и
россияне -- у всех по 18 процентов. Интересно, что молодые чехи и
испанцы -- в конце списка (8 и 7 процентов соответственно).
В разделе "Наш мир. Представление о себе" мы можем сравнить быт и
семейные обычаи россиян с жителями других стран. Например,
позволить себе жить отдельно от родителей в России могут только
29 процентов, а в США -- пятьдесят четыре. Более чем в двадцати
процентах российских семей живут вместе три поколения, в США в
пять раз меньше.
Любовь к Родине тоже разделяет россиян. 64 процента гордятся
своей страной, а 34 не испытывают такого чувства, в то время как
в Америке людей не испытывающих особенных патриотических чувств
лишь 8, а в мире 14 процентов. Наименее же патриотичными
оказались жители Германии: только 54 процента немцев гордятся
своей отчизной.
Счастливы оказались около половины наших соотечественников,
имеющих доступ в интернет, что близко к тому, что считают жители
других стран, но все-таки довольно многие (23 процента) ощущают
себя обделенными судьбой.
Кроме того, 68 процентов российских граждан считают свою страну
опасной для жизни. Для сравнения в Германии это только 3
процента. Важность семьи, друзей и работы россияне оценивают
примерно одинаково, 36 и 38 процентов, для остального мира семья
и друзья на первом месте -- около 50 процентов.
Зато равнодушие к деятельности правительства -- мировое явление.
Только один процент ответивших через интернет озабочены
поведением органов власти их стран.
Обратим внимание, что отвечая на вопрос "В какие конфликтные
ситуации вы бы вмешались лично для их предотвращения?",
чрезвычайно мало -- только 6 процентов -- россиян готовы проявить
личное мужество: примерно в три раза остальные жители планеты
превосходят наших соотечественников по отзывчивости на такие
конфликтные происшествия, как: оскорбление пожилых людей
подростками, словесное оскорбление женщины мужчиной, угроза
оружием, подростковая агрессия и избиение родителями своих детей.
С другой стороны, на вопрос:"Убили бы вы другого человека, если
бы от этого зависела ваша собственная жизнь?", меньше россиян,
чем в среднем в мире, дали утвердительный ответ -- 68 против 83
процентов.
К чести российских участников опроса стоит отнести ответ на
вопрос: "Следует ли применять телесные наказания в процессе
воспитания детей?" Только 33 процента ответили положительно. За
кулачное воспитание 84 процента французов, 71 американцев и 63
итальянцев. Самые же гуманные взгляды на воспитание у жителей
Германии -- всего 13 процентов немцев считают телесные наказания
приемлемыми. Различия в пять-шесть раз трудно списать на
недостатки методики измерений и они действительно говорят о
культурных различиях.
Интересно, что недостатком денег американцы обеспокоены больше,
чем россияне -- 17 процентов против 11.
Замечательно единодушие жителей разных стран по отношению к
технологическому прогрессу: более 80 процентов считают, что он
сделал и делает нашу жизнь лучше. С ними не согласен всего 1
процент. Надо заметить, что большинство участников опроса --
молодые люди. Возникает естественный вопрос, кого представляют с
такой агрессивностью молодые люди, опасно хулиганящие во
время форумов, где обсуждаются глобальные проблемы?
И, наконец, очень интересным оказался вопрос -- "Если бы
технология могла сделать только одно из перечисленного ниже в
ближайшие 100 лет, то что следовало бы сделать?" Выясняется, что
21% наших соотечественников (против 9% в Америке) хотели бы
колонизировать другие планеты. А вот около 20 процентов
американцев -- желают бороться с голодом во всем мире.
Конечно, ко всем этим цифрам нужно относиться с осторожностью. Их
не сравнивают с другими, пусть и менее масштабными
исследованиями, нет проверки и сравнения с независимыми
методиками, не обсуждается, что одни и те же вопросы могут
звучать по разному в различном культурном контексте. Серьезным
недостатком кажется также обнародование в интернете
предварительных, сырых результатов, не прошедших обычную
профессиональную обработку, что резко снижает их ценность, даже
если позже появятся более качественные данные.
Несмотря на это, пожалуй, можно согласиться со словами
организаторов, что: "PLANET PROJECT -- уникальный проект, впервые
продемонстрировавший миру не только возможность проведения
глобальных социальных исследований, но и возможность объединения
человечества посредством использования новейших информационных
технологий". Можно согласиться, так как PLANET PROJECT привлек
внимание многих людей к самому социологическому языку и методам
описания общества. Ведь, как обращал внимание Энтони Гидденс:
"Социология не только наука о современном обществе, она также
становится значительным элементом его выживания".
Достоверные социологические знания позволяют обнаружить многие
сложившиеся стереотипы и мифы и преодолеть их.
Радио "Liberty", программа "Седьмой континент".
www.svoboda.org
|