ХУДОЖНИК ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ САМИМ СОБОЙ
В эти дни в Доме ученых СО РАН проходит выставка графики и
живописи Игоря Сокола. Искусствовед Галина Лаевская беседует с
художником об основных этапах его творчества.
Игорь Владимирович, как вы оцениваете выставку, открывшуюся в
Доме ученых? Это для вас определенный этап в творчестве?
Промежуточный этап. Наверное, часто так получается хочется
сделать более серьезные работы, но они требуют много времени, и
совершенно невозможно предсказать срок их завершения.
Скапливается какое-то количество других работ. Вот и хочется их
представить. Хотя всегда кажется, что чего-то значительного пока
еще нет.
Важно ли вам, как художнику, чтобы ваши произведения нашли
своего зрителя? Или акт творения для вас что-то совершенно
независимое, внутреннее, сокровенное?
Работа художника это нечто единое с его жизнью. И
единственно верный метод его работы делать что-то важное для
себя самого. Ответная реакция зрителя и для меня, и для
художника вообще это не принципиально. Хотя она бывает и
интересна, и желательна, и приятна. Как бы там ни было
заинтересованный зритель всегда находится.
В Академгородке есть круг людей, с которыми вы общаетесь,
дружите, с которыми можете обсудить свои работы
Безусловно, есть такие люди. Их не так много хотелось бы,
чтобы было больше. Но не всегда даже от самого знающего человека
можно ожидать желательной для тебя реакции на твое творчество.
Часто бывает так, что человек интересный, умный, глубокий,
просто не очень понимает изобразительное искусство. К сожалению,
таких людей больше, чем людей понимающих.
Известно, что вы, один из немногих в Новосибирске, если не
единственный, работаете в довольно редком сегодня виде
искусства рукотворной графике. Cчитаю, что ваше искусство уникально, вы
создаете вещи абсолютно неповторимые
Меня часто спрашивают о тех или иных приемах работы. Если
раньше я много работал с акварелью, то в последнее время все
больше начал увлекаться чистой карандашной техникой. Она дает
огромные технические возможности.
Игорь Владимирович, выставок в Новосибирске у вас было не так
много, но все они яркие, запоминающиеся. Тематика их постоянна
история, философия, переосмысливание классического искусства.
Темы для художника нечто органичное, присущее его личности.
И как бы не менялся стиль, он всегда остается самим собой.
Окружающая жизнь вас мало вдохновляет?
Почвой для вдохновения художника и служит окружающая его
жизнь. Но воплощение этой жизни не всегда бывает прямым,
реалистичным. Порой самое причудливое, фантастическое, гротескное
искусство реакция на жизнь, которая иному может казаться
абсолютно плоской, бесцветной, серой.
По правде говоря, нынешнее время мне не очень нравится. Я себя
ощущаю человеком другого времени. Но все равно, пусть не прямо,
но то, что я делаю, связано с нашим временем.
Сегодня можно говорить о том, что графика, как вид искусства,
исчезает. Если не считать акварель графикой. Известно, что ваши
выставки были и в Европе, где совсем другое отношение к графике.
Насколько комфортно вам было в Европе?
Мои контакты с Европой развиваются, но хотелось бы больше
общаться с европейским зрителем. Видимо, так оно и будет.
Относительно графики. Традиционная у нас в стране
классификация живопись, графика, достаточно условна и не очень соответствует
тем представлениям, которые существуют в других странах на этот
счет. Не говоря уж о восточных культурах.
Я тоже не сторонник чересчур резкого разделения живописи и
графики. Есть единое изобразительное искусство. Можно приводить
примеры художников, которые одновременно были и великими
графиками, и видными живописцами. И для многих из них это
разграничение было абсолютно не принципиальным.
Шрифт стал излюбленным мотивом, который вы постоянно вводите в
свои графические листы, что придает произведению искусства особый
аромат. Вы работали в журнале "ЭКО", полиграфические издательства
приглашают вас для оформления книг. Но мне кажется, что в
Новосибирске этот ваш талант недостаточно востребован.
Под лежачий камень, как говорится, вода не течет. Камень этот
лежит потому, что в последнее время мне как-то больше интересно
заниматься станковой графикой. Хотя по образованию я
художник-иллюстратор. Искусством шрифта я интересовался всегда,
старался вводить его в свои станковые работы. И сейчас это делаю,
но реже.
В шестидесятых годах вы были символом Академгородка (простите,
если напоминание о былой славе вам не очень приятно). Люди,
которые помнят вас по тому времени, часто спрашивают насколько
комфортно сегодня Игорю Соколу в Академгородке.
Академгородок для меня место, связанное с моими
родителями, родной дом. Здесь мне хорошо, спокойно работается, но
как художник я все-таки больше выступаю в Москве. Не потому, что
пренебрегаю родным городом, просто так сложилось. Будучи по
природе своей домоседом, человеком достаточно замкнутым, в
Академгородке я не сумел составить круга общения. В Москве он у
меня есть. Там я чувствую себя душевно комфортнее.
Игорь Владимирович, поздравляю вас с новой выставкой! Это
радость для всех, кто вас знает, помнит и следит за вашим
творчеством. И для новых зрителей, которые, несомненно, откроют
для себя художника с ярко выраженной индивидуальностью.
|