РОЛЬ И ЗАДАЧИ АКАДЕМИИ НАУК В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
СТРАНЫ
В июне 2001 года мы отмечаем 70-летие со дня рождения академика
В.А.Коптюга. Но это горький юбилей, потому что уже четыре года
Валентина Афанасьевича нет среди нас. Он, как и М.А.Лаврентьев,
был председателем Сибирского отделения длительный срок 17 лет.
Но на его долю досталось другое время. Эпоха В.А.Коптюга в
СО РАН это развитие и окончательное становление Сибирского отделения,
а затем период системного кризиса в стране, время катастроф и
разрушений.
В.А.Коптюг был необычным руководителем. Как правило, все свои
доклады, значительную часть писем, а часто и проекты
распорядительных документов писал он сам. Аппарат Президиума их
только оформлял, иногда иллюстрировал или что-то добавлял по
просьбе автора.
Публикуемые сегодня тезисы (рукопись) написаны ак. В.А.Коптюгом в
1983 году в период, когда появились новые признаки особой
востребованности науки. Пусть они добавят ряд новых штрихов к
портрету Валентина Афанасьевича Коптюга.
Академик Валентин Коптюг
Важнейшая задача страны перевод народного хозяйства на рельсы
интенсивного развития, что можно достичь только на основе
ускорения научно-технического прогресса (НТП).
Что должно дать это ускорение НТП:
повышение производительности труда,
снижение материало- и энергоемкости.
Какую роль в этом может и должна сыграть наука, и в частности
академическая. Уместно поговорить и о том, чем отличается
академическая наука от отраслевой.
Если мы ставим вопрос о роли науки в развитии производительных
сил страны, говорим о ее роли в НТП, обсуждаем ее эффективность,
то прежде всего целесообразно выделить компоненты НТП и
определить их взаимосвязь.
Очень схематично о компонентах.
1 с Наука она является источником, питающим НТП. В сфере
науки формируется потенциал знаний общества и потенциал, к
которому мы обращаемся в поисках ответа на запросы практики. Под
термином "наука" я имею в виду получение новых основополагающих
знаний независимо от того, в каких стенах академических,
вузовских или отраслевых они добываются.
2 с Это сфера адаптации достижений науки применительно к
решению прикладных задач (прикладные исследования,
конструкторские и проектные работы).
3 с Это собственно материальное производство, где
адаптированные достижения науки реализуются в виде новых
технологий, машин, материалов и т.д.
Тезис "добиваться органического соединения достижений НТР с
преимуществами социалистической системы хозяйства" означает не
только обеспечение эффективного развития каждой из этих сфер, но
и слаженности их комплексного функционирования.
Как этого добиться можно идти директивным путем, что требует
огромных усилий и огромного аппарата слежения за процессом от
идеи до машины. В особых случаях это неизбежно и необходимо
(плановое регулирование хозяйства). Но в целом это должно идти
естественным путем в рамках соответствующего механизма управления
хозяйством т.е. под влиянием экономических стимулов.
Таким образом, на 3 с надо наложить соответствующий механизм,
который стимулировал бы процесс от идеи до производства - каждое
следующее звено должно не давать покоя предыдущему в интересах
конечной цели.
Классическая формула "потребности производства двигают науку
сильнее, чем тысячи университетов" подразумевает именно это
воздействие экономических целей на процесс от идеи до
производства.
В связи с этим надо, чтобы было ясное понимание слов "наука
должна быть возмутителем спокойствия".
Здесь две крайности:
одна со стороны науки давайте критиковать все, что не так. Это
полезно, если одновременно предлагаются научно обоснованные
конструкции решения вопроса;
другая со стороны производства наука все время что-то
придумывает, ей это по статусу положено, вот пусть она и внедряет
то, что придумала.
* * *
Возвращаясь к составляющим НТП, можно констатировать: успешное
развитие науки есть необходимое, но недостаточное условие
ускорения НТП. Необходимо, чтобы оно подкреплялось
соответствующим развитием сферы адаптации, производства и
хозяйственным механизмом.
Теперь вернемся собственно к тому, что мы называем наукой к
сфере фундаментальных основополагающих исследований.
Здесь надо осветить два тезиса:
1-й тезис фундаментальные исследования единственный
источник принципиально новых решений задач практики.
Прикладные исследования, изобретательство, конструирование это
поиск окончательного решения задачи в рамках существующей суммы
знаний. Своеобразное конструирование из имеющихся кубиков.
Результат может быть очень эффективным, но не может быть
революционным.
Атомная энергия, лазеры, генная инженерия в КБ не могли
родиться.
Чем замечательны принципиально новые решения?
А. Исключительно высокая эффективность для практики.
Пример удаление SO2 из отходящих газов:
выбросы вредны,
тыс. т серы, которую импортируем;
трудности разогрев энергетика;
традиционное совершенствование мало эффективно.
Решение отказаться от стационарности нестационарный катализ
1982 г. на Красноуральском медеплавильном комбинате тыс. т
серы + экология!!!
Использование в основном производстве серной кислоты: снижение
расхода металла на контактные аппараты и капитальных затрат не на
процент, а в несколько раз а ведь это основа производства
удобрений.
Б. Множественность выходов:
Нестационарный катализ:
утилизация SO2,
производство H2SO4,
утилизация низкокалорийных газов (рудничных).
Или теория быстропротекающих (взрывных) процессов:
сварка взрывом,
штамповка взрывом,
упрочение крестовин стрелочных переходов,
опрессовка концов линий высоковольтных передач,
снятие заусенцев,
вихрекольцевой способ тушения пожаров.
Все это не просто совершенствование, это кардинальное изменение
технологии.
2-й тезис основной вклад в развитие фундаментальных
исследований вносит академическая наука и происходит это по ряду
объективных причин.
Еще раз подчеркну наука, может делаться и в стенах отраслевых
НИИ, если для этого созданы необходимые условия. У нас есть очень
серьезные отраслевые организации.
Необходимые условия.
1. Определенная свобода поиска, выход за рамки конкретной задачи
риск!!!
атомная энергетика 3940 гг. закрыть!
утилизация SO2 нецелевая работа.
Этого в большинстве отраслевых НИИ не обеспечивается.
Отличие
поиск решения конкретной задачи сегодняшнего дня,
поиск решения проблемы, откуда вытекает решение конкретных
задач в разных областях (сначала о них можно лишь догадываться).
2. Кадровый потенциал.
Например, отраслевые НИИ и КБ в Сибири имеют в 3,5 раза большую
численность и в 3 раза меньше докторов (т.е. в 10 раз более
низкую потенциальную возможность решения задач).
Кадры один из продуктов академической науки.
Есть еще одно исключительно важное обстоятельство характер
организации академической и отраслевой науки.
Структура организации академической науки соответствует существу
нашей социалистической системы хозяйства она централизована по
управлению и ресурсному обеспечению. Это обеспечивает возможность
объединения усилий специалистов разных областей в решении проблем
комплексного характера.
Отраслевая наука, наоборот, рассечена по направлениям с барьерами
между ними. Проблемы межотраслевого характера почти не
решаемы.
Например, синтез жидкого топлива из газа и угля.
Институт катализа после XXVI съезда.
Отраслевая наука Минуглепром, Минхимпром, Мингазпром кто
будет решать? 0
Кому Институт катализа передает на решение технологии?
Вопрос должен был решаться давно накладные расходы на
транспорт топлива в Тюмень и Якутск 300 руб., в сумме 108 млн
руб./год. пять реакторов по 5 кубометров.
Слабость академической науки слабая опытно-производственная
база особенно это тяжело для межотраслевых разработок.
Исключения АН УССР, ускорители ИЯФ (25 лет).
Опытное производство сильное!
Несколько типов ускорителей.
Технологии:
упрочнение кабельного пластиката;
тремоусаживаемые манжеты изоляция!;
дезинсекция зерна простои судов;
Поставили 70 ускорителей.
Рынок внутри и за.
10 лет усилий + обком, Сибэлектротерм, Электроагрегат, ИЯФ
кооперация.
Надо развивать сеть КБ и опытных производств!
Роль АН в решении межотраслевых проблем огромна.
Еще одна мощная сила ГКНТ и ее ЦКП, но и здесь участие АН
очень весомо (всего 170 тем, затраты 38 млрд руб., высокая
экономическая эффективность: XI 24 млрд, XII 50 млрд).
Академическая наука основа прогнозных работ.
"Сибирь" и ее прогнозная роль.
Конференция по развитию производительных сил Сибири.
Основа надотраслевой характер (опора на все направления наук).
Нефть и газ Западной Сибири и Восточной Сибири.
Удобрения и калийные соли что надо для Сибири и как
обеспечить.
Фосфориты, алмазы.
Таким образом сила академической науки
в высоком удельном весе фундаментальных исследований;
в кадровом потенциале;
в централизации.
Это надо беречь и использовать по назначению, тем более что
удельный вес в расходах на науку мал менее 10% от бюджетных
расходов на НИР.
СО АН 1/3 получает по хоздоговорам.
Кажется, что академическая наука велика потому, что она
централизована и эффективна.
Сегодня межотраслевые проблемы невозможно решать без
академической науки.
Есть еще один важный канал влияния на народное хозяйство. У нас
отмечалась роль химического машиностроения в ускорении НТП. Как
надо его корректировать?
Ответ научно обоснованно!
Здесь исключительно велика роль экономической науки и
ответственность!!!
Как сделать, чтобы экономические интересы личности, организации,
ведомства всегда соответствовали интересам народного хозяйства в
целом?
* * *
Ю.В. Андропов на ноябрьском Пленуме:
"Соединению науки и производства должны способствовать методы
планирования и система материального стимулирования".
Но это тема отдельного разговора.
1983 г.
Новосибирск.
|