В оглавление

РОЛЬ И ЗАДАЧИ АКАДЕМИИ НАУК
В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ СТРАНЫ

В июне 2001 года мы отмечаем 70-летие со дня рождения академика В.А.Коптюга. Но это горький юбилей, потому что уже четыре года Валентина Афанасьевича нет среди нас. Он, как и М.А.Лаврентьев, был председателем Сибирского отделения длительный срок — 17 лет. Но на его долю досталось другое время. Эпоха В.А.Коптюга в СО РАН — это развитие и окончательное становление Сибирского отделения, а затем период системного кризиса в стране, время катастроф и разрушений.

В.А.Коптюг был необычным руководителем. Как правило, все свои доклады, значительную часть писем, а часто и проекты распорядительных документов писал он сам. Аппарат Президиума их только оформлял, иногда иллюстрировал или что-то добавлял по просьбе автора.

Публикуемые сегодня тезисы (рукопись) написаны ак. В.А.Коптюгом в 1983 году в период, когда появились новые признаки особой востребованности науки. Пусть они добавят ряд новых штрихов к портрету Валентина Афанасьевича Коптюга.

Академик Валентин Коптюг

Важнейшая задача страны — перевод народного хозяйства на рельсы интенсивного развития, что можно достичь только на основе ускорения научно-технического прогресса (НТП).

Что должно дать это ускорение НТП:

— повышение производительности труда,

— снижение материало- и энергоемкости.

Какую роль в этом может и должна сыграть наука, и в частности академическая. Уместно поговорить и о том, чем отличается академическая наука от отраслевой.

Если мы ставим вопрос о роли науки в развитии производительных сил страны, говорим о ее роли в НТП, обсуждаем ее эффективность, то прежде всего целесообразно выделить компоненты НТП и определить их взаимосвязь.

Очень схематично о компонентах.

1 с — Наука — она является источником, питающим НТП. В сфере науки формируется потенциал знаний общества и потенциал, к которому мы обращаемся в поисках ответа на запросы практики. Под термином "наука" я имею в виду получение новых основополагающих знаний — независимо от того, в каких стенах — академических, вузовских или отраслевых — они добываются.

2 с — Это сфера адаптации достижений науки применительно к решению прикладных задач (прикладные исследования, конструкторские и проектные работы).

3 с — Это собственно материальное производство, где адаптированные достижения науки реализуются в виде новых технологий, машин, материалов и т.д.

Тезис "добиваться органического соединения достижений НТР с преимуществами социалистической системы хозяйства" означает не только обеспечение эффективного развития каждой из этих сфер, но и слаженности их комплексного функционирования.

Как этого добиться — можно идти директивным путем, что требует огромных усилий и огромного аппарата слежения за процессом от идеи до машины. В особых случаях это неизбежно и необходимо (плановое регулирование хозяйства). Но в целом это должно идти естественным путем в рамках соответствующего механизма управления хозяйством — т.е. под влиянием экономических стимулов.

Таким образом, на 3 с надо наложить соответствующий механизм, который стимулировал бы процесс от идеи до производства - каждое следующее звено должно не давать покоя предыдущему в интересах конечной цели.

Классическая формула "потребности производства двигают науку сильнее, чем тысячи университетов" подразумевает именно это — воздействие экономических целей на процесс от идеи до производства.

В связи с этим надо, чтобы было ясное понимание слов "наука должна быть возмутителем спокойствия".

Здесь две крайности:

одна со стороны науки — давайте критиковать все, что не так. Это полезно, если одновременно предлагаются научно обоснованные конструкции решения вопроса;

другая со стороны производства — наука все время что-то придумывает, ей это по статусу положено, вот пусть она и внедряет то, что придумала.

* * *

Возвращаясь к составляющим НТП, можно констатировать: успешное развитие науки есть необходимое, но недостаточное условие ускорения НТП. Необходимо, чтобы оно подкреплялось соответствующим развитием сферы адаптации, производства и хозяйственным механизмом.

Теперь вернемся собственно к тому, что мы называем наукой — к сфере фундаментальных основополагающих исследований.

Здесь надо осветить два тезиса:

1-й тезис — фундаментальные исследования — единственный источник принципиально новых решений задач практики.

Прикладные исследования, изобретательство, конструирование — это поиск окончательного решения задачи в рамках существующей суммы знаний. Своеобразное конструирование из имеющихся кубиков.

Результат может быть очень эффективным, но не может быть революционным.

Атомная энергия, лазеры, генная инженерия — в КБ не могли родиться.

Чем замечательны принципиально новые решения?

А. Исключительно высокая эффективность для практики.

Пример — удаление SO2 из отходящих газов:

— выбросы вредны,

— тыс. т серы, которую импортируем;

трудности — разогрев — энергетика;

традиционное совершенствование мало эффективно.

Решение — отказаться от стационарности — нестационарный катализ 1982 г. — на Красноуральском медеплавильном комбинате — тыс. т серы + экология!!!

Использование в основном производстве серной кислоты: снижение расхода металла на контактные аппараты и капитальных затрат не на процент, а в несколько раз — а ведь это основа производства удобрений.

Б. Множественность выходов:

Нестационарный катализ:

— утилизация SO2,

— производство H2SO4,

— утилизация низкокалорийных газов (рудничных).

Или теория быстропротекающих (взрывных) процессов:

— сварка взрывом,

— штамповка взрывом,

— упрочение крестовин стрелочных переходов,

— опрессовка концов линий высоковольтных передач,

— снятие заусенцев,

— вихрекольцевой способ тушения пожаров.

Все это не просто совершенствование, это кардинальное изменение технологии.

2-й тезис — основной вклад в развитие фундаментальных исследований вносит академическая наука и происходит это по ряду объективных причин.

Еще раз подчеркну — наука, может делаться и в стенах отраслевых НИИ, если для этого созданы необходимые условия. У нас есть очень серьезные отраслевые организации.

Необходимые условия.

1. Определенная свобода поиска, выход за рамки конкретной задачи — риск!!!

— атомная энергетика — 39–40 гг. — закрыть!

— утилизация SO2 — нецелевая работа.

Этого в большинстве отраслевых НИИ не обеспечивается.

Отличие

— поиск решения конкретной задачи сегодняшнего дня,

— поиск решения проблемы, откуда вытекает решение конкретных задач в разных областях (сначала о них можно лишь догадываться).

2. Кадровый потенциал.

Например, отраслевые НИИ и КБ в Сибири имеют в 3,5 раза большую численность и в 3 раза меньше докторов (т.е. в 10 раз более низкую потенциальную возможность решения задач).

Кадры — один из продуктов академической науки.

Есть еще одно исключительно важное обстоятельство — характер организации академической и отраслевой науки.

Структура организации академической науки соответствует существу нашей социалистической системы хозяйства — она централизована по управлению и ресурсному обеспечению. Это обеспечивает возможность объединения усилий специалистов разных областей в решении проблем комплексного характера.

Отраслевая наука, наоборот, рассечена по направлениям с барьерами между ними. Проблемы межотраслевого характера — почти не решаемы.

Например, синтез жидкого топлива из газа и угля.

Институт катализа — после XXVI съезда.

Отраслевая наука — Минуглепром, Минхимпром, Мингазпром — кто будет решать? — 0

Кому Институт катализа передает на решение технологии?

Вопрос должен был решаться давно — накладные расходы на транспорт топлива в Тюмень и Якутск — 300 руб., в сумме 108 млн руб./год. пять реакторов по 5 кубометров.

Слабость академической науки — слабая опытно-производственная база — особенно это тяжело для межотраслевых разработок.

Исключения — АН УССР, ускорители ИЯФ (25 лет).

Опытное производство сильное!

Несколько типов ускорителей.

Технологии:

— упрочнение кабельного пластиката;

— тремоусаживаемые манжеты — изоляция!;

— дезинсекция зерна — простои судов;

Поставили 70 ускорителей.

Рынок внутри и за.

10 лет усилий + обком, Сибэлектротерм, Электроагрегат, ИЯФ — кооперация.

Надо развивать сеть КБ и опытных производств!

Роль АН в решении межотраслевых проблем огромна.

Еще одна мощная сила — ГКНТ и ее ЦКП, но и здесь участие АН очень весомо (всего 170 тем, затраты 38 млрд руб., высокая экономическая эффективность: XI — 24 млрд, XII — 50 млрд).

Академическая наука — основа прогнозных работ.

"Сибирь" и ее прогнозная роль.

Конференция по развитию производительных сил Сибири.

Основа — надотраслевой характер (опора на все направления наук).

Нефть и газ Западной Сибири и Восточной Сибири.

Удобрения и калийные соли — что надо для Сибири и как обеспечить.

Фосфориты, алмазы.

Таким образом сила академической науки

— в высоком удельном весе фундаментальных исследований;

— в кадровом потенциале;

— в централизации.

Это надо беречь и использовать по назначению, тем более что удельный вес в расходах на науку мал — менее 10% от бюджетных расходов на НИР.

СО АН 1/3 получает по хоздоговорам.

Кажется, что академическая наука велика потому, что она централизована и эффективна.

Сегодня межотраслевые проблемы невозможно решать без академической науки.

Есть еще один важный канал влияния на народное хозяйство. У нас отмечалась роль химического машиностроения в ускорении НТП. Как надо его корректировать?

Ответ — научно обоснованно!

Здесь исключительно велика роль экономической науки и ответственность!!!

Как сделать, чтобы экономические интересы личности, организации, ведомства всегда соответствовали интересам народного хозяйства в целом?

* * *

Ю.В. Андропов на ноябрьском Пленуме:

"Соединению науки и производства должны способствовать методы планирования и система материального стимулирования".

Но это тема отдельного разговора.

1983 г.
Новосибирск.