В оглавление

КАК РАЗВИВАТЬСЯ РЕГИОНУ

Из выступления Алексея КУДРИНА, первого вице-премьера, министра финансов России на региональном совещании по вопросам государственной стратегии развития Сибирского региона (г.Новосибирск, 17 ноября 2000 г.)

Сегодня мы должны осветить важный вопрос — роль Сибирского региона в развитии страны. Именно здесь сосредоточены серьезные природные ресурсы в стране, и по масштабам, и по эффективности. По своим топливо-энергетическим ресурсам Сибирь не знает равных ни в России, ни в мире. Вместе с тем приходится констатировать, что мы недостаточно эффективно используем эти ресурсы, хотя бы для повышения жизненного уровня населения Сибирского региона, который сегодня ниже среднего по России.

В течение ряда лет выполнялась Федеральная программа "Сибирь". Сегодня эта программа по срокам практически подходит к концу. Можно сказать, что мы не смогли реально оценить возможности, которые будет иметь страна на поддрежку и решение тех проблем, которые будут обозначены в этой программе, не удалось выдержать объемы финансирования на поддержку этой программы. Часть тех проектов, которые были включены в эту программу, представляли из себя отдельные проекты, зачастую областного уровня, не решающие проблем региона в целом. Сегодня мы должны критически взглянуть на программу, ход ее выполнения и признать, что в целом ее задачи, к сожалению, не выполнены.

Конечно же многое зависит от Правительства, которое частично поддерживает финансовыми ресурсами инвестиционные проекты по региональным программам... В то же время роль экономической политики Правительства по созданию условий бизнеса, условий производства в этом регионе недооценивалась и не реализовывалась достаточно последовательно. <...>

Мы получили в 1999 году экономический прирост по стране в целом 3,2 процента; в 2000 году ожидается до 6,5–7 процентов. При этом серьезный вклад в этот успех развития России дал не только сам факт повышения экспортных возможностей российских производителей, в том числе по импортозамещению. Так получилось, что подкреплено это и промышленным ростом, и ростом цен на энергоресурсы, которые как правило, экспортируются из сибирского региона.

Правительство сконцентрировало свои усилия на том, чтобы сдержать рубль. Мы направили серьезные усилия на выкуп валюты, создание золотовалютных резервов, которые становятся стабилизатором экономики, и одновременно проводили политику сдерживания роста денежной массы и направления дополнительных доходов на погашение долгов, используя этот уникальный период. В результате мы сдержали укрепление рубля, сохранили экспортные возможности и импортозамещение в производстве, сдержали рост денежной массы и обеспечили плановое снижение инфляции по сравнению с прошлым годом.

Если бы мы уступили несколько пунктов этой серьезной работы — курсовой политики, политики сдерживания денежной массы, мы бы серьезно упустили те возможности, которых сегодня достигли регионы.

Но даже на этом фоне регион, используя прежде всего возможности добычи и обработки сырьевых ресурсов, находится, к сожалению, в положении более худшем, чем в среднем по России. Например, если рост регионального валового продукта в целом по крупным экономическим регионам России составляет 4 процента, то в Сибири лишь 3,6.

К тому же Сибирский федеральный округ не включает Тюменскую область и Ханты-Мансийский национальный округ. Поэтому, если ограничиться федеральным округом, то показатель будет еще ниже — 3,2 процента.

Рост инвестиций по России за 9 месяцев 2000 года составил около 16 процентов, как и в целом по Сибирскому округу. Но при среднем размере ежемесячного денежного дохода на душу населения по России около 2450 рублей, в Сибирском округе он чуть больше 1720 рублей. Причем большая разница внутри самого округа, например, между Красноярским краем, который идет по показателям выше среднероссийских и другими регионами, где этот показатель колеблется между 500 и 900 рублями на человека.

Какие возможности видит Правительство РФ для решения назревших вопросов? Недавно рассматривался новый перечень федеральных целевых программ. Он рождался в муках. Дело в том, что имеющиеся федеральные целевые программы намного превышают по потребности финансирования весь федеральный бюджет страны. А ранее утвержденные правительством программы лишь позволяли претендовать на некое годовое финансирование в сложной борьбе с Минэкономикой и Минфином.

Чтобы успешнее бороться за финансы, некоторые программы, например такие, как "Дальний Восток" и "Забайкалье", получили статус Президентских программ. Сегодня многие программы хотят выйти на уровень Президентских. Мы ставим вопрос иначе. Необходимо спрогнозировать ориентировочно на 10 лет объемы расходов федерального бюджета и его инвестиционную составляющую, четко распределить эти средства на решение приоритетных задач федерального или межрегионального уровня. Переутвержденные программы необходимо ежегодно обеспечивать финансированием на все время выполнения программ — пять или семь лет.

Выделено несколько приоритетных блоков программ: создание инфраструктуры, социальные программы, обеспечение жизнедеятельности населения, а также программы, включающие борьбу с последствиями радиационных загрязнений окружающей среды. Это программы, в том числе регионального уровня.

До сих пор было 36 региональных программ, касающихся развития отельных субъектов Российской Федерации и несколько комплексных программ развития регионов, например, Дальнего Востока, Забайкалья, Сибири.

Будем смотреть на региональные программы, только как на имеющие межрегиональный уровень. Остальные программы могут быть отраслевыми, внутрирегиональными и утверждаться на уровне более низком, чем федеральный.

В этой связи мы считаем, что федеральный бюджет становится источником выравнивания бюджетной обеспеченности социально-экономического развития через межбюджетные отношения и через фонд регионального развития. Но в части федеральных целевых программы ограничились только программами развития Дальнего Востока и Забайкалья, Северного Кавказа, Курильских островов.

Все остальные проблемы федерального уровня, в том числе те, которые сконцентрировались на уровне регионов, таких как Сибирь, будем решать через основные программы, например, такие как "Развитие транспортного комплекса", "Развитие технологической базы промышленности", "Развитие науки". И через эти программы, через их региональный аспект, поскольку они имеют свою географию, мы и собираемся решить главные федеральные структурные проблемы в России.

Серьезным шагом правительства является осуществление структурных мер, в результате которых развитие Сибирского региона станет более активным и эффективным.

К проблемам региона прежде всего относят транспортные проблемы. В Сибири, расположенной как бы в середине России, развитие бизнеса и конкуренции сдерживается именно ее удаленностью как от восточных, так и от западных границ России, от крупных экономических центров. Получается, что решение транспортной проблемы, улучшение связи Сибири с другими регионами является ключевой проблемой взращивания здесь бизнеса.

В связи с этим следует поставить перед собой не только задачу формирования транспортного, транссибирского коридора по территории России, который облегчит эту связь в части железных и автомобильных дорог, но и задачи в сфере использования новых финансово-экономических методов.

В Правительстве России обсуждают программу реструктуризации МПС, ставится вопрос сокращения субсидирования железнодорожных тарифов по пассажирским и промышленным перевозкам, сегодня ставится вопрос о создании конкуренции среди перевозчиков грузов.

Постановка такого вопроса для 2002 года абсолютно реалистична. Можно продолжить эту линию и говорить о том, что мы должны еще более сблизить наши экономические регионы, чтобы сделать выгодным производство здесь, на месте.

Мы также подступаем к проблемам реструктуризации РАО ЕС. К заседанию Правительства готовятся материалы, они должны пройти обсуждение и среди губернаторов... Правительство пока не принимало никаких решений, хотя участвуя в работе Совета директоров уже высказывало свою позицию, но готовится полноценное рассмотрение вопроса на заседании Правительства. Оно наверное будет не менее сложным, чем по железным дорогам. Здесь мы видим необходимость решения главной задачи — обеспечение регионов энергетическими ресурсами. В интересах региона сегодня сделать более четкой и прозрачной всю картину, отделить основные мощности по передаче энергии от производителей, обеспечить выход производителей электроэнергии на конкурентный рынок.

Без решения этой задачи в рамках ныне действующей структуры, мы сохраняем перекрестное субсидирование между видами деятельности, как по передаче энергии, так и по ее производству... Мы не даем войти на этот рынок более эффективным производителям электроэнергии.

Принятие новых решений даст толчок не только развитию этого сектора, но и улучшит возможности реализации, использования тех ресурсов, которые добываются в Сибирском регионе.

Можно говорить о структурных изменениях, которые планируются в части межбюджетных отношений. До этого года казалось естественным, когда Правительство и субъекты Федерации говорили о перераспределении налоговых средств и платежей, собираемых в России, между территорией и центром в соотношении 50:50. И сложилась ситуация, когда значительная часть высокодотационных регионов Сибири (а у нас, кстати, сегодня здесь лишь один донор — Красноярский край; середнячки — Томская, Новосибирская области, но есть и высокодотационные — Алтайский край, Тыва. А Республика Алтай, это боль нашего правительства, поскольку здесь самые высокие задолженности по зарплате, в то время как в других регионах эти задолженности ликвидированы.

И самое интересное, что мы до сих пор использовали практически ту схему межбюджетных отношений, в которую закладывался плановый дефицит, что и вызывало неплатежи по зарплатам, по коммунальным услугам, накопление долга. Мы можем уже в 2001 году ликвидировать этот дисбаланс и обеспечить в целом по основному объему финансирования всех субъектов Федерации и даже Республику Алтай в основном балансе.

Мы знаем, насколько сейчас тяжело обеспечить 100-процентную оплату тепла и электроэнергии. Но пока мы не обеспечим эту сбалансированность, не будет нормальной экономики. И если в следующем году такой шаг будет сделан, значит в регионе оздоровится экономика.

Мы готовы продолжать разговор об инвестициях в регион со стороны федерального правительства. Я уже сказал, на решение каких проблем будут направлены основные средства федерального бюджета. Это значительно больше, чем на решение других важных проблем, связанных с развитием социальной сферы, созданием системы здравоохранения или образования. Дело в том, что у нас сегодня по инвестиционной программе финансируется все — от метро и энергетических объектов до школ и домов культуры.

Прежде — экономическая политика, определяющая темпы экономического роста, структурные сдвиги, которые обеспечивают решение ключевых структурных проблем региона. Давайте решать ключевую проблему, сконцентрируем на ней усилия, которые создадут возможности для расширения производства и создания налогооблагаемой базы. Должны быть точки роста!

Во вторую очередь будем сосредотачиваться на отдельных вопросах, на отдельной школе, на отдельной больнице, которая должна получить доходную налоговую финансовую базу в бюджете Российской Федерации для решения тех или иных вопросов. Такое направление мы должны видеть сегодня.

Проводя инвентаризацию всех программ, в правительстве выделили около 40 программ и в течение первого полугодия 2001 года пройдет их переутверждение. Переутвержденные программы начнут действовать с 2002 года, а в 2001 году будет действовать прежний механизм программ. Но надо подумать о тех объектах, которые мы выводим из программ с 2002 года, не завершив их. Надо подумать об их судьбе по договоренности с основными субъектами Федерации и отраслевыми министерствами.

Вот главные подходы, которые мне хотелось сегодня отметить.