В оглавление

"МАРШАЛ" ЛЕСА

6 августа 2001 года исполнилось 100 лет со дня рождения академика Анатолия Борисовича Жукова (1901–1979) — организатора и первого директора (1958–1977) Института леса и древесины СО АН СССР.

Евгений Петренко
кандидат биологических наук,
Институт леса им. В.Сукачева СО РАН.

Анатолий Борисович Жуков — ровесник минувшего века, его жизненный путь отразил черты двадцатого столетия, характерные для нашей страны: решительные преобразования, энтузиазм обновления, испытания военных лет, созидание и продвижение по пути прогресса, социальные и политические особенности общественного строя.

Он родился в Харькове, в семье с прочными лесными традициями. Его прадед и дед были лесничими, отец также трудился на лесной ниве. Уже в детские годы, в лесничестве деда, он получил наглядное представление о разнообразии жизни и работы в лесу. В 1919 году, после окончания с серебряной медалью Харьковской мужской гимназии Анатолий Борисович некоторое время, ради хлебного довольствия, работал на железной дороге, откуда вскоре был командирован для продолжения учебы. Выбор был естественным, он стал студентом лесохозяйственного факультета Харьковского института сельского хозяйства и лесоводства.

Этот институт возник на базе старейшего в России высшего учебного заведения лесного профиля — Ново-Александрийского института, эвакуированного в Харьков с западных рубежей после начала первой мировой войны. Институт располагал первоклассной профессурой, что не могло не отразиться на уровне подготовки специалистов. В целом Анатолий Борисович получил прекрасное образование. Спустя десятилетия он демонстрировал энциклопедические знания не только в области лесоведения, и даже в последние годы жизни мог декламировать на языке подлинника древних поэтов. Молодым сотрудникам он всегда объяснял смысл латинских названий лесных растений и животных, а свое лесное дело он знал в совершенстве, постоянно подкрепляя базовое образование живым интересом ко всему новому в естествознании. Он всегда подчеркивал, что нельзя ограничиваться только рамками специальности, необходимо обязательно ориентироваться в смежных разделах знаний.

В 1923 году после окончания института Анатолий Борисович был направлен в Сумскую область помощником лесничего Тростянецкого опытного лесничества "для научной цели". Эта первая официальная ориентация стала определяющей в его дальнейшей судьбе. Послеоктябрьские перемены непосредственно коснулись и лесного дела. Леса были объявлены народным достоянием. Тем самым государство брало на себя ответственность за их состояние и использование. В этот период в стране отсутствовали научно-исследовательские институты лесного профиля. Научные основы ведения лесного хозяйства формировались на немногочисленных вузовских кафедрах и в опытных лесничествах, размещенных в различных районах европейской части страны. В них проводились работы, направленные на поиск наиболее эффективных способов лесоразведения и использования лесных ресурсов.

В южных районах страны леса всегда имели важное значение. Здесь велось интенсивное лесное хозяйство, сопровождавшееся масштабным лесоразведением. За короткий период Анатолий Борисович развернул серию экспериментальных работ производственной направленности. Выпускники института поддерживали тесную связь с кафедрами, где обсуждались результаты их деятельности. Вскоре Анатолий Борисович был приглашен академиком Г.Высоцким в заочную аспирантуру. В 1925 году появились его первые научные публикации, а в 1928 г. он уже заведовал лесотехническим сектором Центральной лесной опытной станции Украины.

В 1930г было положено начало созданию в нашей стране системы научно-исследовательских институтов лесного профиля. С 1930 по 1937 год А.Жуков — заместитель директора по научной работе Украинского, а в 1938–42 гг. — Белорусского НИИ лесного хозяйства. Последний он под бомбежками эвакуировал в Заволжье, где организовал его работу с ориентацией на запросы военного времени. В 1942 г. Анатолий Борисович стал заместителем директора Всесоюзного научно-исследовательского института лесного хозяйства, в котором проработал до 1956 года. В те годы директора отраслевых институтов выполняли административно-финансовые функции, а исследовательский процесс координировали заместители по научной работе. Таким образом, в течение четверти века А.Жуков возглавлял исследовательские коллективы лесных институтов Украины, Белоруссии и России. За эти годы были созданы научные основы ведения лесного хозяйства в лесах европейской части Союза, разработаны приемы использования их ресурсов и способы воспроизводства лесов.

Особо ответственные задачи стояли перед лесоводами в послевоенное время. Лесной покров был нарушен военными действиями, послевоенное восстановление народного хозяйства сопровождалось избыточным изъятием древесины, расстройством лесов и потерей их экологических функций. Анатолий Борисович был в числе тех, кто настоял на дифференциации лесов по их значению. Большую роль сыграло выделение особенно ценных, средообразующих массивов вдоль рек, вокруг городов, разработка норм изъятия древесины, сопоставимых с размерами естественного годичного прироста.

Опыт работы Анатолия Борисовича в южных лесах был востребован в 50-е годы, когда развернулся масштабный "сталинский" план преобразования природы. Создание защитных лесонасаждений разного назначения — от защиты колхозных полей от эрозии до устройства с помощью, так называемых "государственных полос", преграды на пути суховеев юго-востока — проходило "ударными" темпами, часто без научного сопровождения и даже вопреки рекомендациям ученых. Руководящим считались лишь указания Т.Лысенко, замешанные на теории отсутствия внутривидовой борьбы и прочих "новациях". Всякие возражения, ссылки на опыты отвергались без какой-либо аргументации, тем более дискуссии. Особенным нападкам подвергалось разработанное академиком В.Сукачевым представление о лесном биогеоценозе, как природной системе, функционирующей при взаимодействии ряда факторов. Анатолий Борисович был одним из немногих, кто в центральном лесном журнале в 1952 году, в пору наиболее жесткого пресса со стороны поддерживаемых властями "прогрессивных биологов", выступил с резким протестом против огульного отрицания теории биогеоценоза. Спустя 15 лет эта научная концепция в специальном Постановлении Президиума АН СССР справедливо рассматривалась как теоретическая база изучения природных сообществ.

Анатолий Борисович в эти же годы внес значительный вклад в решение проблемы повышения продуктивности лесов. Вся страна была охвачена поисками путей расширенного воспроизводства. В большинстве отраслей усилия сводились к увеличению производственных мощностей, строительству новых предприятий. Лесные площади расширять было невозможно. Они скорее сокращались за счет изъятия земель для других ведомств. Выход заключался в увеличении их "работоспособности", возможности получения с единицы лесной площади дополнительной продукции. Это было достижимо лишь при использовании новых приемов ведения лесного хозяйства. Обобщая опыт ученых разных регионов и зарубежных стран, Анатолий Борисович принимал самое активное участие в разработке программы повышения продуктивности лесов СССР.

Новый этап в жизни А.Жукова начался в 1956 году, когда он принял приглашение академика В.Сукачева и перешел в Институт леса АН СССР. Он сразу же воспользовался возможностями академического института в комплексном исследовании проблем, возглавил северную экспедицию и стал успешно реализовывать представление о необходимости специализации ведения лесного хозяйства в различных регионах страны. При этом учитывались как ресурсные, так и экологические, и экономические особенности территорий. Научные и гражданские позиции Анатолия Борисовича пользовались одобрением всей лесной общественности. Не случайно в конце 1958 года, когда принципиальные позиции института, выступавшего против извращений теоретических основ биологии и эволюции живого мира, приняли организационные формы в виде решения о его перебазировании в Сибирь, директором-организатором института в новых условиях мог стать только Анатолий Борисович.

Сегодня, спустя 40 лет после событий, можно уверенно утверждать, что благодаря его научному авторитету и организаторским способностям, первый академический институт лесобиологического профиля не только не прекратил своего существования, но влившись в состав Сибирского отделения АН СССР, превратился в наиболее крупное и квалифицированное учреждение, пользующееся признанием лесоводов во всем мире.

На приглашение А.Жукова принять участие в исследовании лесов Сибири откликнулись ученые из Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Впоследствии ими были созданы в институте научные школы лесоводства, лесной пирологии, экономики лесного хозяйства, лесной микробиологии, лесной картографии. В состав института влились выпускники вузов Москвы, Ленинграда, Томска, Новосибирска, Красноярска. В течение 4–5 лет был сформирован работоспособный коллектив исследователей-энтузиастов. Этому способствовало внимание директора, обращенное к каждому исполнителю, и непосредственное участие А.Жукова в выборе объектов долговременных исследований в Западном Саяне, в лесах бассейна озера Байкал и др.

Анатолий Борисович четко определил задачи института в Сибири: выявить особенности сибирских лесов и создать научные основы их использования и воспроизводства. Десятки экспедиционных отрядов направлялись в различные ландшафтно-экологические районы Сибири, также была создана сеть стационаров. Получаемая информация анализировалась на заседаниях ученого совета института с активным участием всего коллектива. Через 5–7 лет институт начал "выдавать" предложения, которые составили нормативную базу ведения лесного хозяйства в Сибири. До этого момента правила хозяйствования в лесу не делали различий между лесами европейской части страны, Урала и Сибири. Вскоре институт возобновил и координационную деятельность путем проведения всесоюзных совещаний и конференций, наладил выпуск научной продукции в виде книг и тематических сборников. Позиции института приобрели заслуженный авторитет.

В 1966 году Анатолий Борисович был избран действительным членом АН СССР. Такого высокого научного звания в нашей стране лесоводы ранее не удостаивались. Его научный авторитет стал общепризнанным. Это незамедлительно было использовано в интересах лесной науки. Под редакцией Анатолия Борисовича в 1966–70-е гг. был издан 5-ти томный труд "Леса СССР". К его подготовке были привлечены специалисты всех "лесных" территорий Союза. В этой научной сводке впервые по республикам, краям и областям были обобщены сведения о природе лесов, их продуктивности, состоянии и перспективах развития лесного хозяйства. Работа над пятитомником показала, насколько необходимы коллективная оценка лесоводами страны состояния лесных дел, разработка взвешенных направлений рационального использования лесных богатств. В 1972 году по инициативе Анатолия Борисовича в Академии наук СССР был создан Научный совет по проблемам леса, на который возлагалась координация всех исследований в стране в лесной сфере. Создание совета подчеркнуло важность теоретических и практических разработок лесных проблем в нашей самой лесной стране. Оно с одобрением было встречено лесной общественностью, которое выражалось в готовности "сверять" свои работы с общими проблемами лесной науки. Научный совет в первые же годы стал организатором совещаний, конференций по самым актуальным проблемам: дифференциации лесного покрова, повышения продуктивности лесов, защиты их от повреждений огнем и насекомыми, средообразующих функций леса.

Академик А.Жуков с 1970 года дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Свои депутатские полномочия он использовал для отстаивания правового статуса лесов страны как ее национального достояния. Он одним из первых оценил тенденции формирующегося взгляда мирового сообщества на леса, как на важную часть биосферы Земли. Перед сотрудниками института он ставил задачу "не отстать" от экологической оценки лесов учеными других стран. Экологический подход к решению лесных задач наиболее ярко проявился в исследованиях института лесного покрова бассейна озера Байкал. Приоритетным было признано ведение лесного хозяйства в этом уникальном регионе не на ресурсной, а на водоохранно-защитной основе. Анатолий Борисович предложил, наряду с существующим представлением о ресурсной продуктивности лесов (выход древесной продукции с единицы лесной площади за определенное время), ориентироваться также на экологическую продуктивность. Под ней подразумевалось оптимальное выполнение лесными насаждениями средообразующих функций. В этом смысле, например, лесную растительность с относительно небольшим запасом древесины вдоль рек, но эффективно защищающую почву от размыва, разрушения, или низкорослые леса северных районов, следует считать не только ценными, но и продуктивными. Такой подход в наши дни стал общепризнанным при оценке лесов нашей планеты, что отражено в специальном документе, принятом в 1992 г. на известном мировом форуме в Рио-де-Жанейро.

Возглавляемый А.Жуковым Институт леса и древесины превратился в квалифицированный центр лесной науки. Защитить в его Совете докторскую диссертацию было очень престижно. Этим воспользовались ученые не только России, но и Украины, Белоруссии, республик Прибалтики, Закавказья.

На протяжении многих лет Анатолий Борисович входил в состав Научно-технических советов Министерства лесного хозяйства РСФСР и Государственного комитета лесного хозяйства СССР, неоднократно возглавлял делегации нашей страны на международных лесных конгрессах.

Нельзя не отметить также огромную роль Анатолия Борисовича в развитии научных учреждений биологического профиля в Сибири и на Дальнем Востоке. Как председатель Объединенного ученого совета по биологическим наукам Сибирского отделения АН СССР, член Президиума СО АН СССР (1959–1979), первый председатель Научного совета АН СССР по проблемам леса (1972–1979), главный редактор академического журнала "Лесоведение" (1967–1979), он настойчиво добивался открытия новых институтов в Иркутске, Новосибирске, Владивостоке. На заседаниях возглавляемого им совета защитили докторские диссертации многие известные ученые.

Трудовая деятельность академика Анатолия Борисовича Жукова была отмечена двумя Орденами Ленина и другими орденами и медалями. Его имя, наряду с другими именами основателей Сибирского отделения, носит одна из премий, учрежденных Президиумом СО РАН для поощрения молодых ученых. Самой же высокой наградой и памятью об ученом такого масштаба являются востребованность его научных трудов и успешная деятельность созданного им научного коллектива.