В оглавление

ПРОСТРАНСТВО ПОЭЗИИ

Г.Саруханова

Как в трапезной — скамейки, стол, окно
С огромною серебряной луною.
Мы кофе пьем и черное вино,
Мы музыкою бредим... Все равно.
И зацветает ветка над стеною.
И в этом сладость острая была,
Неповторимая, пожалуй, сладость
Бессмертных роз, сухого винограда.
Нам родина пристанище дала.

Эти и другие стихи Анны Андреевны Ахматовой из цикла "Ташкентские страницы" звучали на литературно-музыкальном вечере в библиотеке НГУ. Устроитель и ведущая Юлия Лихачева так и назвала его поэтической ахматовской строчкой: "Это рысьи глаза твои, Азия". Вечер, по современным меркам, можно назвать "международным", интернационального характера. Г.Багдасарова из Ташкента рассказала о Э.Бабаеве (1927–1995), литературоведе, писателе и поэте, профессоре МГУ, его воспоминаниях об А.Ахматовой, чьим гидом по городу он был в годы ее южной эвакуации (1941–1944).

Екатерина Тетельман из Иерусалима с душевной проникновенностью, трепетно прочитала наизусть стихи А.Ахматовой. Известно, как ревностно относилась гениальная поэтесса к звучащему слову, и даже слушая граммофонную запись своего низкого, глуховатого голоса, она сдержанно и строго оценивала: "Ничего..."

Сергей Ступаков из Санкт-Петербурга и Валя Дюдуи из Новосибирска изысканно исполнили узбекские национальные произведения в обработке А.Козловского, талантливого композитора, жившего в Ташкенте, преподававшего в Узбекской государственной консерватории, написавшего музыку к Прологу ахматовской "Поэмы без героя", которая росла и формировалась в Ташкенте. И друзья знали об этом. В этот круг входили и супруги Галина Лонгиновна и Алексей Федорович Козловские, которым наряду с другими А. Ахматова посвятила стихотворение "В трапезной".

... Вечер продолжился в гостях у Ю.Лихачевой. Шумное застолье объединил пушкинский завет: "Друзья мои, прекрасен наш союз!/ Он, как душа, неразделим и вечен..."

Поклонники поэзии А.Ахматовой, не знавшей границ, ведь в искусстве и в любви границы не признаются, — снова читали ее стихи, посвященные Азии:

Заснуть огорченной,
Проснуться влюбленной,
Увидеть, как красен мак.
Какая-то сила
Сегодня входила
В твое святилище, мрак.
Мангалочий дворик,
Как дым твой горек,
И как твой тополь высок.
Шехерезада
Идет из сада...
Так вот ты какой, Восток.