Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7 (2193) 19 февраля 1999 г.

СУЛЬФИДНЫЕ ВАРИАЦИИ

Подготовила Л. Юдина.

Институт катализа СО РАН провел в Санкт-Петербурге международный симпозиум "Молекулярные аспекты катализа сульфидами"

На симпозиум прибыли около 70 иностранных участников, почти два десятка российских ученых (самая представительная делегация, разумеется, -- из Института катализа).

Разного рода научные учреждения любят проводить свои мероприятия в прекрасном городе на Неве. Понять подобное стремление не составит труда -- город-сказка! И основной довод -- добраться в Санкт-Петербург легко из любой точки Земного шара. Этим прежде всего руководствовались и сибиряки, замышляя научный сбор (большую часть приглашенных составляли зарубежные ученые). Кроме того, у Института катализа с наукой Питера давние и прочные связи.

О сути обсуждаемой проблемы нашему корреспонденту рассказывает сопредседатель оргкомитета симпозиума, заведующий лабораторией сульфидных катализаторов доктор химических наук А.СТАРЦЕВ.

-- Сульфидные катализаторы привлекают в последнее время внимание многих исследователей вследствие того, что на этих катализаторах осуществляются самые крупнотоннажные процессы нефтепереработки -- гидроочистка и гидрооблагораживание нефтяных фракций. Эти процессы предполагают удаление примесей из различных нефтяных фракций (карбюраторные, реактивные, дизельные, печные топлива), улучшение качества и эксплуатационных характеристик топлив, масел, а также сырья вторичного происхождения, которое получают при деструктивной переработке тяжелых нефтяных фракций. Роль этих процессов неуклонно растет из-за жестких экологических требований к качеству топлива, которые введены во всех развитых странах. Речь идет о высокой степени очистки топлива, прежде всего от соединений серы, а доля ароматических соединений должна быть сведена до очень низкого уровня. Добиться таких показателей можно лишь с использованием высокоэффективных катализаторов, поэтому усилия многих исследовательских лабораторий направлены на поиск наилучшего химического состава и оптимальной структуры катализаторов. В настоящее время ассортимент только промышленных катализаторов гидроочистки, выпускаемых за рубежом, насчитывает более 200 наименований. Именно исключительно высокой практической значимостью сульфидных катализаторов и обусловлен тот интерес многих научных коллективов, который направлен на понимание структуры активного компонента этих катализаторов и механизма их каталитического действия.

Итак, сульфидные катализаторы. Эта каталитическая система является в настоящее время одной из наиболее изученных в гетерогенном катализе. Дело в том, что активный компонент данных катализаторов устроен таким образом, что его легко распознать на фоне других, неактивных в катализе, поверхностных образований. Однако несмотря на то, что в науке сложилось достаточно однозначное мнение о структуре активного компонента, остается открытым вопрос о природе каталитического действия данных катализаторов. Это связано с тем, что до сих пор не существует прямых физических методов исследования поверхностных явлений в реальных гетерогенных каталитических системах. Поэтому исследователям приходится довольствоваться косвенными методами с привлечением знаний из смежных областей науки. Это приводит к тому, что наблюдаемые закономерности поведения данной каталитической системы могут быть интерпретированы по разному. Отсюда появляются различные концепции и теории.

-- Вы упомянули, что нет единой концепции по данной проблеме...

-- Скажем так, на сегодня наиболее известны две концепции на тему, как функционирует активный компонент катализатора. До недавнего времени в катализе сульфидами существовала общепринятая концепция о механизме их каталитического действия. Эта концепция базировалась на представлениях, развитых в гетерогенном катализе оксидами в 60--70-х годах. Суть ее заключается в том, что поверхность твердого катализатора рассматривается как вещество, способное многократно отдавать поверхностные атомы с образованием дефектов -- анионных вакансий, которые и считаются каталитически активными центрами. Однако несколько лет назад в Институте катализа была разработана альтернативная концепция, которая базируется на единстве сущности всех видов катализа как явления природы -- гетерогенного, гомогенного и ферментативного. В свете этой концепции твердый катализатор рассматривается как устойчивая макромолекула, в координационной сфере которой и протекает химическое превращение. Данная концепция основывается на обширном экспериментальном материале, опубликована во многих научных журналах и была представлена на многих международных конференциях, однако, как это нередко бывает, не находила поддержки в работах зарубежных ученых. Поэтому года три назад и возникла идея организовать международный симпозиум, на котором можно было бы в узком кругу специалистов обсудить проблемы, связанные с функционированием сульфидных катализаторов на молекулярном уровне. На симпозиум были приглашены также специалисты из смежных областей химии, из докладов которых можно было бы найти дополнительные аргументы в пользу той или иной гипотезы.

-- Как сегодня реагируют коллеги на изменение подхода к общепринятой точке зрения?

-- Вы ведь знаете, что всякая идея проходит через три стадии. Поначалу -- "этого не может быть, потому что не может быть никогда", следующий этап -- "в этом что-то есть". И, наконец -- "а иначе и быть не могло!". Я надеюсь, что после симпозиума мы -- на второй позиции. Коллеги до сих пор как бы внимательно присматриваются к нашим расчетам.

-- Что же предпринимаете, чтобы новые идеи побыстрее обрели законную силу?

-- Работаем, накапливаем доказательства. Симпозиум показал прежде всего нам самим, что идем в верном направлении.

-- Что дает науке ваша концепция?

-- Это шаг вперед в теории катализа. Многое прояснила встреча в Питере. Уровень докладов был очень высок -- в частности, об исследованиях в области гетерогенного катализа. Я уже упоминал -- есть разные методы изучения катализаторов. Невозможно постичь суть процесса со стопроцентной достоверностью -- общепринято некое приближение для истолкования того или иного физического феномена, экспериментальных данных, прямых и косвенных. Отклики на воздействие на систему различных методов тоже можно интерпретировать по-разному. Мы, например, чтобы объяснить экспериментальные факты, доказать ту или иную точку зрения, запускаем серию новых экспериментов. И так -- пока не наступит относительная ясность. На симпозиуме мы представили весьма убедительные материалы.

-- Результаты первой встречи вдохновили организаторов симпозиума на продолжение дискуссий?

-- Да, встретились мы первый раз, но, надеюсь, не последний: обговариваем, где собраться через три года. Главное, чего достигли -- донесли до коллег идею, привлекли к ней внимание. В ходе многочисленных выступлений (надо заметить, только от Института катализа на симпозиуме были представлены: одна пленарная лекция, четыре доклада и десять постеров) возникли новые предложения, интересные мысли. Надеемся трансформировать материалы симпозиума в печатную продукцию.

-- Ваши исследования могут что-либо дать практике?

-- Безусловно! Если мы знаем принцип работы катализатора, то можем целенаправленно улучшать его свойства, воздействовать на структуру. И это оптимальный путь повышения производительности катализаторов. Теория в данном случае -- более быстрый путь решения проблемы. Экспериментальный выбор значительно усложняет получение результата. Кстати, на Западе развит другой подход -- метод перебора каталитических систем: есть возможность быстро нарабатывать различные катализаторы, тестировать, выбирать лучшие варианты.

В настоящий момент, как я уже упоминал, одна из злободневнейших проблем -- гидропереработка нефтяных фракций. Нужны очень хорошие, эффективные катализаторы. Пробиться на рынок практически невозможно, кажется, все возможные ситуации перебраны, идеи воплощены в продукт, запатентованы. И прорыв возможен только в том случае, если предложить нечто новое, целенаправленно двигаясь в нужном (и верном) направлении. Мы стремимся к этому.

Хотелось бы выразить глубокую признательность нашим спонсорам -- международной фирме по производству катализаторов Haldor Topsoe A/S и Российскому фонду фундаментальных исследований, без финансовой помощи которых вряд ли удалось организовать этот симпозиум. Кроме того, хочу поблагодарить Санкт-Петербургское отделение Менделеевского Общества и НПП "Буревестник" за помощь в организации симпозиума.

На снимке: члены оргкомитета симпозиума "Молекулярные аспекты катализа сульфидами" перед отлетом в Санкт-Петербург.

Фото Л.Старцевой.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+127+1