РЕГИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ -- РОССИЙСКИЙ ФЕНОМЕН
Профессор Б.ЛАВРОВСКИЙ, эксперт Европейского Союза проекта ТАСИС.
При всем разнообразии природных и иных условий на территории
любого современного федеративного государства его реальная
целостность, политическая и социальная стабильность
поддерживаются большим или меньшим региональным единством
комплекса социальных благ и способностью хозяйства каждой из
территорий обеспечивать этот комплекс. В России региональное
пространство и в советские времена не отличалось особой
однородностью. Интенсивно формируемая рыночная среда в 90-е годы
в свою очередь оказала серьезное влияние на территориальную
дифференциацию экономических и социальных показателей, все
большую их поляризацию. Между тем за известным пределом
региональное расслоение неизбежно приводит к неконтролируемым
дезинтеграционным процессам, разрушению государства.
***
Есть ли возможность предотвратить негативные тенденции
регионального развития последних лет? Какое влияние на процесс
региональной поляризации оказывает характер экономического
развития? Как выглядит знаменитая дилемма экономического роста и
социальной справедливости применительно к территориальному
развитию? До какой степени имеет смысл направлять эффективные
ресурсы в регионы с недостаточной экономической отдачей, имея в
виду достижение (региональной) социальной справедливости? Для
обсуждения этих вопросов попробуем воспользоваться сухим языком
цифр, относящихся не только к отечественной экономике, но и к
зарубежной.
Предварительно договоримся, что асимметричным, или дисгармоничным
будем называть такой тип регионального развития, при котором
регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному
показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а
регионы, имеющие относительное отставание, его усугубляют;
наоборот, гармоничным (симметричным) -- тип регионального
развития, при котором разрыв в уровне региональных показателей
сокращается. С целью вычленения того или иного типа развития, его
измерения может быть использован любой классический индикатор из
арсенала математической статистики, используемый для оценки
разброса (рассеяния) компонент вектора от среднего значения. В
дальнейшем мы используем коэффициент вариации. Его значение во
времени характеризует увеличение или уменьшение разброса
региональных показателей субъектов РФ от среднероссийского
значения.
ПАДАЕМ ВСЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Процесс регионального расслоения важнейших экономических
показателей осуществлялся в первой половине 90-х годов с
исключительно высокой интенсивностью. Например, вариация
региональных показателей объема промышленной продукции в 1997
году по отношению к 1990 году возросла в 2,5 раза. Все это
означает лишь то, что сокращение производства осуществлялось по
территории страны отнюдь не равномерно. Скажем, индекс
физического объема промышленной продукции в целом по РФ в 1997 г.
по отношению к 1990 г. составил чуть менее половины. Одновременно
в 1997г число субъектов РФ, динамика производства в которых
близка к средней величине, составляет только около 1/5. Резко
увеличивается даже по сравнению с 1995 г. число регионов с более
глубоким (чем в среднем) спадом и уменьшается -- с относительно
благоприятной динамикой.
В 1995 г. число регионов, сохранивших не более трети промышленной
продукции, составило чуть более 10%, в 1997 году -- уже около
40%. В ряде случаев производство практически исчезло.
Тоже происходит с инвестиционной деятельностью. Масштабы
производственных инвестиций в 1997г составили менее 1/5 от уровня
1990 г. Непроизводственные капиталовложения сократились немногим
меньше. Стремительное сокращение инвестиционных ресурсов
сопровождалось все большей территориальной дифференциацией: в 1,9
раза в 1996--1997 гг. по сравнению с 1990 г. При этом семь
регионов (г. Москва, Московская область, Республика Татарстан,
Республика Башкортостан, Свердловская область, Тюменская область
и Красноярский край со своими автономными округами) поглощали в
1997г чуть менее половины от суммы всех региональных инвестиций.
В то время как аналогичный показатель составлял в 1991 г. только
примерно 1/4 и в 1993 г. -- 1/3. Еще более впечатляет
концентрация иностранных инвестиций.
В последние советские пятилетки масштабы инвестиционной
деятельности были совершенно недостаточны для сколько-нибудь
серьезных структурных преобразований, позволяя лишь поддерживать
наличный производственный потенциал. Современная инвестиционная
действительность на порядок мрачнее. Масштабы, динамика и
территориальная структура инвестиций не оставляют, в сущности,
шансов для развития.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Важнейшая группа социальных показателей связана с продуктами
питания, потребление которых в первой половине 90-х годов в РФ,
как известно, заметно сократилось. Исключение составляют хлеб и
особенно картофель. По обоим этим продуктам региональная вариация
практически не изменилась. Иначе говоря, потребление хлеба и
картофеля менялось (росло) в течение периода более-менее
равномерно по регионам.
Асимметричное развитие устойчиво наблюдается по потреблению всех
других рассмотренных продуктов: мяса, овощей и бахчевых, сахара и
молока. Еще в 1990 г. в подавляющем большинстве регионов
потребление этих четырех важнейших видов продукции, как правило,
находилось в достаточно узком интервале поблизости от средней
величины. В дальнейшем в сфере потребления продуктов питания
происходит заметное расслоение регионов. Резко увеличивается
число регионов с относительно (по отношению к среднему значению)
низкими показателями потребления и уменьшается -- с относительно
высокими. С разной степенью интенсивности это явление наблюдается
по всем четырем продуктам, но наиболее ярко в потреблении молока.
Потребление молока и молочных продуктов в расчете на душу
населения сократилось в соответствии с официальной статистикой в
целом по РФ с 386 кг в 1990 г. до 253 кг в 1995 г. При этом в
ряде регионов (Архангельская область, Мурманская область,
республика Дагестан, республика Бурятия, республика Тыва,
Еврейская автономная область, Приморский край, Амурская область)
потребление этого продукта составило в 1995 г. только от 121 до
173 кг.
В группу социальных параметров -- денежные показатели уровня
жизни и продолжительность жизни -- были включены показатели
товарооборота, среднемесячного дохода, а также вкладов населения
в сбербанки. Относительно этих показателей можно сказать
достаточно уверенно, что в реальном выражении все они во всяком
случае не выросли, а скорее заметно сократились в течение первой
половины 90-х годов. Дифференциация названных показателей
возросла от 2,1 до 2,5 в 1995 г. по сравнению с 1990 г.
В этой группе показателей выделяется один, который может
рассматриваться как производный от совокупности всех социальных
процессов и являющийся итогом, венцом этих процессов -- величина
(ожидаемой) продолжительности жизни. В целом по РФ ожидаемая
продолжительность жизни при рождении снизилась у мужчин с 64 лет
в 1989--1990 гг. до 58,3 в 1995 г., у женщин -- с 74,4 до 71,7
года, соответственно.
С разным темпом процесс сокращения продолжительности жизни
наблюдался (за одним исключением) во всех субъектах РФ. При этом
вариация показателя продолжительности жизни как у мужчин, так и
женщин с конца 80-х до середины 90-х годов увеличилась
практически вдвое.
Вместе с тем, по некоторым социальным показателям, таким как
обеспеченность жильем, телефонами, легковыми автомобилями,
наблюдаются принципиально иные тенденции. Например,
обеспеченность населения жильем в целом по РФ возросла с 16,4 кв.
м на человека в 1990 г. до 18,1 кв. м в 1995 г. Одновременно
наблюдается тенденция к сокращению дифференциации этого
показателя по всем субъектам РФ: от 1 в 1990 г. (база) до
0,88--0,90 в 1993--1995 гг.
В расчете на 100 семей обеспеченность городского населения
телефонными аппаратами в целом по РФ возросла за период
1991--1995 гг на 28,8%, сельского -- на 35,2%. Рост наблюдается
также во всех экономических районах.
Высокие для современной России темпы обеспеченности
сопровождались очевидными процессами регионального межрайонного и
межсубъектного выравнивания. За период 1991--1995 гг. рост
показателя обеспеченности населения собственными легковыми
автомобилями в целом по РФ составил почти 60%. Во всех
экономических районах и субъектах РФ (за одним исключением)
количество легковых автомобилей на душу населения заметно
возросло. За этот же период разброс показателя по территории
практически не увеличился: применительно к субъектам РФ --
приблизительно на 10%.
Из данных статистики видно, что улучшению (росту) социальных
показателей часто соответствует территориальная гармонизация (или
во всяком случае отсутствие резких территориальных диспропорций)
и наоборот.
РАЗВИТИЕ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ОПЫТ ФРГ
Опыт ФРГ в области региональных отношений интересен по крайней
мере в трех отношениях. ФРГ на уровне государственного права
стремится к территориальной социальной справедливости, причем,
понимаемой достаточно буквально. Поэтому любопытно проследить
реализацию этих правовых норм на исторической стадии объединения
старых и новых федеративных земель в 90-годы. Кроме того,
реальный опыт демократических федеративных государств, в
частности, старых земель ФРГ интересен с точки зрения оценки
естественной меры разброса региональных и прежде всего социальных
показателей на длительном промежутке времени. Наконец, важное
значение имеет сопоставление закономерностей, выявленных при
анализе региональных процессов в России, с мировым опытом.
Экономика ФРГ в 90-е годы развивалась достаточно динамично. В
первые годы объединения разрыв в уровне экономического развития
старых и новых земель ФРГ был весьма значителен. В дальнейшем он
заметно сокращается. Это касается региональных ВВП и
производственных инвестиций.
Обеспеченность на душу населения социальными благами в ФРГ в
первой половине 90-х годов заметно росла. При этом дифференциация
показателей уровня жизни по землям в период объединения немецкого
государства сокращается. Стремление к региональной гармонизации
отчетливо присутствует. В этом смысле нет противоречия между
программными (правовыми) установками и реальными процессами.
Феерическим темпом сокращается разрыв по обеспеченности легковыми
автомобилями и особенно по уровню заработной платы. В меньшей
степени это касается других показателей: денежных накоплений,
обеспеченности жильем.
В 90-е происходит интенсивное подтягивание социальных показателей
новых земель к уровню старых. Вместе с тем процесс сближения
показателей по старым и новым землям во многих случаях еще отнюдь
не завершен. Одновременно потенциал ослабления региональных
социальных диспропорций в последние годы в значительной степени
исчерпывается. По-видимому, применительно к ФРГ к началу второй
половины 90-х годов (при данных темпах экономического развития)
достигнут предел перераспределения эффективных ресурсов в новые
земли -- регионы с неадекватной экономической отдачей. В
сущности, это ключевой вопрос региональной экономической
политики.
На примере ряда социальных показателей (жилье, легковые
автомобили, зарплата, сберегательный вклад) был рассчитан
коэффициент вариации среди старых земель ФРГ за период 1975--1995
гг. По разным показателям наблюдается различная их динамика, что
интересно само по себе. Важно, однако, то обстоятельство, что все
они в течение этого периода в общем не выходят за границу
12--15%, характеризуя тем самым, по-видимому, некоторый
естественный предел региональной дифференциации, который может
быть полезен при анализе тенденций в России.
СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ?!
Итак, бытующее мнение о чрезвычайном усилении территориальной
дифференциации в России, глубоком региональном расслоении,
возникшем в последние годы, подтверждается статистически. В
контексте проведенных исследований можно дать приблизительную
оценку интенсивности процессов региональной асимметрии в течение
первой половины 90-х годов в целом -- 1,5--2,0 раза. Складывается
впечатление, что сумма накопленных региональных диспропорций
близка к критической массе, и требуются срочные меры для их
сглаживания. С чего начать подобную программу действий? Является
ли развитие решающим инструментом преодоления проблем
территориального расслоения?
Сотрудники отдела региональных проблем Аналитического управления
Президента РФ еще в 1995 году подготовили документ, который
называется "Концепция региональной стратегии России (проект)".
При этом "все принципиальные положения документа вошли в речи или
интервью Президента РФ, были широко использованы в его первых
двух посланиях". Применительно к вопросу о развитии и
региональных диспропорциях в упомянутом документе сформулирован
следующий тезис: "если наращивать темпы экономического роста,
то... тогда будет нарастать неравенство районов по уровню
развития, а если выравнивать эти уровни, то... тогда будут
снижаться темпы экономического роста". Не в этой ли "парадигме"
кроется разгадка российского феномена региональной асимметрии?
г.Москва.
стр.
|