УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ - УСТОЙЧИВОЕ БУДУЩЕЕ
Нина Коптюг, доцент.
В начале этого года я увидела в Интернет-новостях для учителей
английского языка сообщение о том, что американский учитель ищет
единомышленников для проекта "Устойчивое развитие -- устойчивое
будущее". В нашей семье хранится много материалов по устойчивому
развитию, этой темой академик В.А.Коптюг активно занимался в
девяностых годах. Не откликнуться на призыв было бы грешно. Я
послала короткое сообщение и тотчас получила ответ: информацию о
проекте работы для старшеклассников и предложение участвовать в
ней. К марту собралось несколько заинтересованных учителей из
США, а также по одному учителю из России (школа N 130,
Новосибирск), Латвии и Беларуси. Работа рассчитана на семь
недель, с 1 марта по 19 апреля. В графике мероприятий учитываются
каникулы -- наши задания и сроки их выполнения различаются в связи
с тем, что Пасха у нас отмечается позднее, чем на Западе, да и
мартовские каникулы не привязаны к ней так строго, как там. Вся
работа построена на добровольной основе. Участники вольны
выбирать, что именно их заинтересовало, могут остановиться на
одном аспекте или позднее вернуться к тому, что показалось более
актуальным, интересным.
Первая неделя посвящалась ориентации учителей. Нужно было
определить, сколько человек будет в каждой группе, сколько раз мы
сможем собраться в Интернет-классе, выбрать тему, сочинить
примерные ответы на английском языке. Я привлекла к участию в
проекте старшеклассников. Сначала мы подключились к
подготовленной американским координатором Интернет-страничке,
прочитали привественные послания и написали свои. Система
работает просто: как только ученик заканчивает свое письмо, он
нажимает кнопку Post (поместить), а через несколько секунд
видит свое творение в Интернете среди других. На компьютерном
жаргоне такие мгновенные подсоединения называются cookies
(печенюшки). Приятно было слышать возбужденные возгласы детей,
которые впервые наблюдали подобные чудеса техники.
Интернет-форум постоянно растет, все его участники имеют свой
пароль, читают помещенные на страницах проекта послания и
отвечают друг другу.
В последние годы я часто встречала в английской и американской
литературе выражение "Колесо будущего", хотелось увидеть, что это
такое, узнать, как оно применяется. Поэтому я обрадовалась,
получив задание на вторую неделю: изучить присланное нам колесо
будущего и, если захотим, попробовать построить свое -- на любую
тему. Американка Сэнди Буркстед выстроила свое "колесо" на тему
"Нехватка воды". Это -- центральная предпосылка, "ось" ее колеса.
Что, если в будущем запасы пресной воды начнут иссякать? Какие
возникнут сложности?
Мои ученики начинают свои построения с положительного подхода:
если возникнут сложности, как их решить? Фигурируют такие
понятия, как синтез, использование новых видов энергии для
растопления льда, очищение соленой воды... Удивительно, но наши
взгляды на будущее по-прежнему весьма оптимистичны, может быть,
отчасти потому, что мы живем в Академгородке, где по-прежнему
сохраняется необычная научная атмосфера. Мы решили построить свои
"колеса" на темы "Развитие средств связи" и "Путешествия".
Конечно, идут дискуссии о роботах, о том, как разгрузить людей от
ручного или монотонного труда, чем тогда будет заниматься
человек, как будет развиваться...
Мне кажется, такое общение учителей и
учеников разных стран, находящих общий язык независимо от
национальности, и является одним из факторов, способствующих
построению устойчивого будущего.
Новосибирский
Академгородок.
стр.
|