"СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ" ЦЗЯН ШИЛУНЯ
Г.Лаевская, зав. выставочным залом Дома ученых СО РАН.
Цзян Шилунь приехал в нашу страну в начале 50-х годов преподавать
китайский язык и литературу в Ленинградском университете. Но еще
в детстве отец учил его искусству каллиграфии. В странах Востока
каллиграфия издавна рассматривалась как вид искусства, т.к. в
иероглифе всегда присутствует элемент изобразительности.
Перед поступлением на филологический факультет государственного
университета Северо-Востока в своем родном городе Шэньене он
учился в школе с художественным уклоном. По мнению Цзян Шилуня,
без серьезного филологического образования он не смог бы стать
художником, работающим в традициях национальной китайской
живописи "Гохуа". Тесная связь живописи и литературы
прослеживается в Китае на протяжении столетий.
Цзян Шилуню удалось продолжить эту традицию: многие свои картины
художник создает по мотивам классической китайской литературы.
Особенно ему близка поэзия эпохи Тан VII--X века, которая по
праву считается "золотым веком" китайской литературы. По мотивам
стихов великих танских поэтов Ван Вэя, Мэн Хаожаня, Ли Бо
написана серия пейзажей, где языком живописи рассказано о красоте
и совершенстве мира, гармонии человека и природы.
Цзян Шилунь, следуя традиции китайской живописи, в мельчайших
деталях пейзажа открывает для зрителей радость созерцания красоты
живописи, духовной наполненности картины. Все в картинах
китайского художника проникнуто глубоким философским смыслом. Сам
он говорит: "Мне важно использовать свободный стиль, исследовать
сходство предметов по духу, достигнутая одухотворенного ритма
живого движения. Свободный стиль дает неограниченную свободу
творчеству и фантазии в рамках логики природы. Хорошая картина --
не только внутри рамы, так же как хорошие стихи -- не только на
бумаге".
Углубляя свое мастерство в традиционной живописи, он выходит за
ее пределы. Ведущее место в творчестве Цзян Шилуня занимает
пейзаж -- один из основных жанров китайской живописи, издавна
называемый в Китае "шаньшуй" (горы--воды). Спокойна и задумчива
природа в пейзаже "Тишина". Маленькая фигурка человека
воспринимается здесь как частица огромного дышащего покоем мира.
Такое над рекой сиянье
И тишь такая над рекой,
Что в сердце лишь одно желанье --
Не потревожить бы покой!
Су Ши (1036--1101)
Особое место в творчестве художника отведено теме цветы--птицы.
Прежде чем изобразить ветку бамбука, цветок пиона или сороку, он
изучает их непосредственно в природе. Любимый цветок у Цзян
Шилуня -- пион.
Мирно спокоен
Убор зеленый цветка.
Разных оттенков
Алого платья шелка.
Венчик в тоске
Вот-вот разорваться готов.
Разве душа
Есть у вешних цветов?
Ван Вэй (699--759)
В своих картинах художник использует тушь, акварель, работает на
шелкеу и бумаге.
Так сложилась его жизнь, что он остался в России. В 1977 году
стал членом Союза художников СССР. В 1986 году он, после тридцати
лет разлуки со своей Родиной, впервые приехал в Китай, где
встретился со своей семьей. В 1988 году он стал членом Союза
художников КНР.
Сейчас художник много ездит со своими выставками по всему миру.
Его картины есть в Лувре, Эрмитаже, других известных музеях. К
нам, в Академгородок, он приехал во второй раз. Надеемся, что его
новая выставка будет воспринята с большим интересом.
Ждем всех на выставка. Она работает ежедневно с 10 до 20 часов до
18 апреля.
стр.
|