БЮДЖЕТ-99 НА НАУКУ:
НЕ ПРОСТО ЖЕСТКИЙ, А ОЧЕНЬ ЖЕСТКИЙ
Беседу вела Вера Басарева, "НВС".
Александр Сергеевич, когда-то обронивший: нам не дано
предугадать, как наше слово отзовется ..., менее всего мог
ожидать, что подтверждение этой мудрости проявится в воздействии
неудачно оформленных рекламных роликов на ТВ (кончающихся
независимо от содержания одной и той же мрачной просьбой:
заплатите налоги) на возможности фундаментальных исследований в
России конца второго тысячелетия. Правда, мудрено? Но не
торопитесь с выводами. Вот что рассказала нашему корреспонденту
начальник Планово-финансового управления Отделения Т.Ф.КОПАНЕВА.
-- Татьяна Федоровна, нас можно поздравить! Бюджетная эпопея-99
окончена, и в соответствии с Федеральным законом РФ "О
федеральном бюджете на 1999 год" Сибирскому отделению РАН
доведены расходы федерального бюджета на фундаментальные
исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
Достаточны ли эти суммы? Вернее, на что их хватит, и есть ли
изменения методики определения сумм, направляемых на науку?
-- Минфином доведены Отделению расходы на текущий год в сумме
756 681,1 тыс. рублей, что на 12,9% выше объема 1998 года. Это
превышение подсчитано с учетом задолженности за 1998 год. Но рост
закладывался не от плановых показателей, утвержденных в бюджете
предыдущего года, как это делалось раньше, а от лимитов бюджетных
обязательств, которые составили 73% от объема расходов,
утвержденных законодательно на 1998г.
-- А это что за показатель "лимит бюджетных обязательств"?
Простите, но от неожиданности даже в рифму получилось!
-- Показатель расчетный. Финансирование бюджетных учреждений,
государство поставило в зависимость от уровня собираемости
налогов. Не добрали налоги -- и средства пропорционально
урезаются. Лимит бюджетных обязательств 1998 года на 87% состоял
из расходов на оплату труда с начислениями на нее, 10% составили
коммунальные платежи и 1,6% -- стипендии. Это и есть база, из
которой рассчитаны расходы этого года.
-- Значит, если бы для налоговой полиции придумали более
талантливые рекламные ролики, которые возымели бы свое действие,
наука вздохнула бы с облегчением?
-- Это слишком грубое обобщение, но связь между тем, что мы можем
расходовать, и тем, что поступает в казну, конечно есть.
Методически бюджет 1999 года считался в следующем порядке. Первый
квартал определен на уровне 1998 года с включением сумм
задолженности по оплате труда с начислениями на нее за 1998 г. Во
втором---четвертом кварталах оплата труда с начислениями по
лимитам 1998 г. увеличена в 1,5 раза, а прочие статьи бюджета
увеличены в 1,1 раза.
При этом расходы на оплату коммунальных услуг запланированы на
уровне 60% от потребности, стипендии -- расчетно по планам
приема--увольнения аспирантов. При обсуждении бюджета увеличение
зарплаты планировалось в большем объеме: во втором квартале
планировалось увеличение в 1,5 раза, а в четвертом еще в 1,2
раза, то есть зарплата к 2000 г. возрастала бы в 1,8 раза по
сравнению с текущей. Ну, да что вспоминать... Такие статьи
расходов, как приобретение расходных материалов, командировочные
расходы, расходы на транспорт, связь, спецпитание и компенсации
проезда в отпуск северянам законом на 1999 год не предусмотрены
вовсе.
-- А как предусматривается введение Федерального закона "Об
упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной
сферы?"
-- Мы поступили следующим образом. В Постановлении Президиума СО
РАН представлено распределение объема финансирования на
проведение фундаментальных исследований на 1999 г. по
направлениям расходования. Оплата труда и начисления на нее
утверждены на уровне "базы" 1998 г. с учетом текущих
организационных изменений, а все изменения в оплате, связанные с
упомянутым законом, выделены отдельной строкой -- упорядочение
оплаты труда, изменение Единой тарифной сетки. Такая мера
вынужденная, в связи с отсутствием механизма реализации данного
закона. Мы исходили из того, что определен лишь размер ставки I
разряда -- 110 рублей и срок введения закона -- с 1 апреля 1999
года.
-- Новая тарифная сетка уже готова?
-- Готов проект Постановления РФ. Ничего особенного в новой сетке
не будет. Первый разряд -- 110 руб., и по отношению к старой
сетке меньший разброс между разрядами. Раньше в ЕТС соотношение
последнего и первого разрядов было равно 10,07, а теперь 8,18.
Увеличена оплата в соответствии с законом. Если раньше последнему
разряду соответствовала оплата на уровне 600 рублей, то теперь
будет 900 рублей, то есть увеличение в 1,5 раза по каждому
разряду.
-- А как обстоят дела с надбавками за степень?
-- Их размер не изменился, так как надбавки за ученую степень
кандидата и доктора наук привязаны к минимальной зарплате, а ее
размер не изменился.
-- Есть еще направление расходования средств по институтам
-- на оплату труда
по результатам рейтинговой оценки. Здесь есть изменения?
-- В общем, нет. По результатам проведения рейтинговой оценки
институтов на 1999, будет перераспределена сумма 7 200 тыс. руб.,
предусмотренная на эти цели в 1998 году.
-- Вы сказали, что суммы, предусмотренные на коммунальные
платежи, покрывают 60% фактической потребности. Мы не замерзнем в
следующем году?
-- Сибирское отделение обратилось в Государственную думу с
просьбой исправить положение и увеличить финансирование по этой
статье. Есть надежда, что будет добавлено 10--15%. Оставшиеся
расходы научные учреждения должны закрывать за счет
дополнительных источников финансирования.
-- Что будет, если бюджет "полетит"?
-- Такая ситуация уже была. В 1998 году. В течение I квартала
Отделение получало финансирование только по оплате труда и
начислениям на нее. Во II квартале за апрель, май месяцы
недофинансирование по отношению к лимиту бюджетных обязательств
составило 35%, что привело к задолженности по заработной плате
научных учреждений Отделения. В целом II квартал профинансирован
на 72,6% от установленных лимитов, а I полугодие -- на 86,3%.
Утвержденный лимит третьего квартала профинансирован на 22,6%,
поступление средств из Минфина РФ началось вместо июля лишь
в конце августа.
Таким образом, задолженность по заработной плате с начислениями
на нее перед учреждениями Отделения возросла и составила за 9
месяцев 101,2 млн руб. по разделу "Наука и научное обслуживание".
В целом финансирование Сибирского отделения за 9 месяцев
составило 60% от установленного лимита.
В четвертом квартале, на совещании у заместителя председателя
Правительства РФ В.Булгака был подписан протокол о финансировании
науки в IV квартале и погашении задолженности
бюджета за II--III кварталы 1998 года.
В соответствии с протоколом финансирование Отделения в IV
квартале поступало ежемесячно и с учетом частичного погашения
задолженности. В целом за 1998 год Отделение профинансировано на
79% от установленного лимита бюджетных обязательств и на 58% от
показателей, утвержденных Законом о бюджете. В январе 1999 года
Отделение получило задолженность по оплате труда и начислениям на
нее. По Закону о бюджете задолженность по заработной плате с
начислениями на нее осталась в сумме 49,5 млн рублей.
-- И все же, есть ли надежды на стабильность? Какая нас ждет
жизнь?
-- Нас ждет очень жесткая жизнь. В 1998 году Отделение
финансировалось в пределах лимита бюджетных обязательств, но
Закон о бюджете сохранял право Отделения на погашение
задолженности средств федерального бюджета путем проведения
зачетов за выполненные работы и оказанные услуги, в основном, по
оплате коммунальных услуг.
В 1999 году лимит бюджетных обязательств 1998 года заложен в
основу плановых показателей, утвержденных Законом о бюджете, из
чего следует, что финансирование будет поступать только по
защищенным статья (заработная плата с начислениями, стипендии), и
частично -- по оплате коммунальных услуг.
-- Ну, что ж, тогда жизнь обещает быть веселой! Ведь согласно
известной притче о падишахе, собиравшем налоги с города, жители
начинают смеяться при виде сборщиков налогов, когда у них ничего
не осталось!
стр.
|