ПОВЕСТКА ДНЯ И ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
В ОБЛАСТИ НАУКИ -- РАМОК ДЕЙСТВИЙ
Цель настоящего документа, подготовленного секретариатом
Конференции, состоит в том, чтобы облегчить понимание проекта
Повестки дня, который представляется для утверждения. Для самого
этого документа не требуется утверждения.
НОВЫЕ УСЛОВИЯ
1. Несколько важных факторов изменили отношения между наукой и
обществом по мере их развития во второй половине столетия и будут
по-прежнему влиять на них.
(а) Научные исследования увеличивают наши знания и способность
понимать сложные системы и процессы в несравненно более широких
пространственных и временных масштабах. Естественные науки
переживают период расцвета в результате открытий и достижений в
различных областях, будь то молекулярная биология и биохимия,
квантовая физика и материаловедение или планетарные науки и
астрономия. Возникновение новых дисциплин и взаимодействия между
ними, все более мощной вычислительной техники, быстрое накопление
научных знаний и необходимость объединения естественных и
социальных наук в рамках совместных повесток дня оказывают
серьезное воздействие на научные исследования и образование.
(b) Условия разработки и совместного использования научных знаний
меняются в результате повышения интенсивности коммуникации,
усиления взаимодействия между дисциплинами и установления более
тесных связей между наукой и техникой, университетами и
промышленностью, лабораториями и заводами. Серьезные последствия
экономического и социального характера возникают в результате
установления более тесных связей между научными открытиями и их
практическим применением, техническим опытом и коммерческим
использованием. Информационные и коммуникационные технологии
вызывают во всех областях изменения, которые по своей глубине
можно сравнить с изменениями, произошедшими после изобретения
печатного станка.
(c) С этими изменениями, происходящими в научно-технической
сфере, связаны процессы глобализации торговли и бизнеса,
возрастание роли транснациональных компаний, а также сокращение
возможностей правительств регулировать экономическую деятельность
и ее воздействие на общество. В условиях, которые характеризуются
ростом транснациональных проблем и краткосрочных потребностей,
конкурентоспособными зачастую являются те предприятия, которые
способны овладевать потоками информации и быстро использовать их
на практике вместо того, чтобы самим заниматься открытиями и
изобретениями.
(d) После окончания холодной войны в некоторых странах произошла
существенная переориентация инвестирования в сферу науки и
техники. В большинстве промышленно развитых стран средства,
выделявшиеся на оборонные исследования в этот период, составляли
основную часть государственных расходов на НИОКР. К сожалению, в
последние годы доля ВНП, предусмотренная на цели международного
сотрудничества, особенно с развивающимися странами, за некоторыми
исключениями, оставалась на прежнем уровне или сократилась.
Вместе с экономическими трудностями это привело к тому, что
общемировой рост государственного финансирования фундаментальных
исследований был незначительным или отсутствовал, тогда как
частные НИОКР в некоторых секторах сократились, что явилось
естественным последствием стагнации мировой экономики. В то же
время отмечается рост расходов на программы научных исследований,
особенно крупные программы, которые направлены на решение
глобальных проблем.
(e) Сегодняшний мир характеризуется усилением неравенства, что
служит причиной новой напряженности и конфликтов. Современные
формы неравенства являются более сложными и контрастными. В
качестве одного из многих примеров, характеризующих эту ситуацию
в глобальном масштабе, мы хотели бы отметить, что на 20 процентов
мирового населения приходится 86 процентов общего объема личного
потребления. Внутри стран и между ними усиливаются процессы
неравного распределения благ в областях образования, культуры,
здравоохранения, а также других факторов человеческого и
социального благосостояния. В целом, хотя более развитые в
промышленном отношении страны создали мощный потенциал в области
научных исследований и технологических нововведений, другим
странам, которые составляют большинство, еще предстоит решить
проблемы удовлетворения основных потребностей своего населения, а
наименее развитые страны борются за выживание. Положение, при
котором страны и регионы в различной степени адаптируются к
научным и техническим изменениям, чревато еще большим усилением
неравенства в плане доступа к научным знаниям и техническому
опыту и их приумножения.
(f) Еще одним важным фактором является рост экологических
проблем, отягощающих будущее нашей планеты. Помимо увеличения
численности населения и роста урбанизации, промышленная и
сельскохозяйственная деятельность, а также развитие транспорта
вызывают значительную трансформацию глобальной окружающей среды,
что имеет серьезные последствия для здоровья человека и
продуктивности экосистем. Человеческая деятельность стала даже
оказывать влияние на функционирование глобальных систем
жизнеобеспечения, таких, как климатическая система. Необходимость
применения принципа предосторожности, проведения прогностических
исследований, осуществления превентивной деятельности и
рассмотрения фактора устойчивости в качестве действительно
важного составного элемента любой модели развития стала более
очевидной в нынешний период, когда возрастает взаимозависимость
обществ, культур, экономики и окружающей среды.
(g) За последние несколько лет необходимость учета этических
последствий при обсуждении будущих направлений развития науки
стала более насущной и требует открытого обсуждения в рамках
научного сообщества и общества в целом. В этой связи сами ученые
стали играть активную роль в определении и установлении своей
этической ответственности. Понимание и осознание общественностью
вопросов науки являются важными факторами выработки
соответствующих этических руководящих принципов и процедур.
(h) Одной из особенностей нашего времени является возникновение
организованных секторов общества, требующих участия в процессах
демократического обсуждения и принятия решений, а также гласности
во всех общественных вопросах. Наряду с традиционными
участниками, такими, как профсоюзы и политические партии, на
передний край выдвигаются новые мощные группы, включая средства
коммуникации, гражданские движения и различные
неправительственные организации, такие, как ассоциации
парламентариев, промышленников и предпринимателей. Многие из них
выражают озабоченность по поводу экологических и других проблем,
решением которых, как ожидается, должна заняться наука. Другие
выражают определенное разочарование наукой и пренебрежение к ней,
а также чувство страха перед непредвиденными или неизвестными
последствиями некоторых видов применения ее достижений. Эта
путаница относительно того, кто среди множества секторов
выступает в защиту науки и какой науке можно доверять, лишь
усиливает недоверие к ней со стороны общественности.
(i) Женщины, составляющие большинство мирового населения, требуют
повышения своей роли во всех видах деятельности, в частности в
области науки и техники (НТ). Еще предстоит устранить важные
институциональные и культурные барьеры, препятствующие
продвижению женщин в области естественнонаучного образования и
научных исследований и выполнению ими обязанностей наравне с
мужчинами. Обеспечение лучшей сбалансированности между мужчинами
и женщинами в научной деятельности, являющееся крайне желаемой
целью по причине стремления к равноправию, означает также, что
подход к научным достижениям и даже их содержание могут
измениться и в центре внимания будут находиться потребности и
устремления человечества.
2. В настоящее время происходит накопление открытий, различных
видов применения и опыта, что представляет собой беспрецедентный
источник знаний, информации и власти. Никогда ранее открытия и
нововведения не позволяли добиться такого значительного
материального прогресса, как сегодня, но и никогда ранее
производительный -- или разрушительный -- потенциал человечества
не оставлял нерешенным столь большое число проблем. Главный вызов
наступающего столетия связан с границей, разделяющей власть,
которой обладает человечество, и мудрость, которую оно способно
проявить, используя ее.
3. Руководствуясь убежденностью в том, что принять этот вызов
необходимо и что для этого имеются все возможности, участники
Конференции преисполнены решимости сосредоточить усилия на
приобретении и совместном использовании знаний, опыта и
технических средств с целью решения стоящих перед будущим
серьезных проблем, независимо от того, являются ли они местными,
региональными или глобальными. Однако сегодня каждому ясно, что с
помощью одной только науки решить эти проблемы невозможно.
Необходимо установить новые отношения между теми, кто создает и
использует научные знания, теми, кто оказывает им поддержку и
финансирует их, и теми, кто занимается вопросами их применения и
воздействия: таковы суть и дух новых обязательств.
4. При рассмотрении вопроса о практической реализации этих
обязательств необходимо признать, что взаимосвязь между научными
исследованиями, образованием, технологическими нововведениями и
практическими выгодами сегодня является гораздо более
разнообразной и сложной, чем в прошлом, и зачастую помимо научных
работников охватывает многих других участников. Необходимость
научного прогресса не может обосновываться только потребностью
поиска знаний. Его необходимо также отстаивать, -- и еще более
энергично с учетом бюджетных ограничений, -- подчеркивая его
адекватность и эффективность в деле удовлетворения потребностей и
чаяний наших обществ.
5. Процесс демократического принятия решений по научным вопросам
требует участия всех групп общества. При этом необходимо также
учитывать и уважать национальное разнообразие в духе солидарности
и сотрудничества. Если в области науки и ее прикладных аспектов
активную роль будет играть только один слой населения или одна
группа стран, то, по всей вероятности, возникнет
неуравновешенность и возрастут разрыв и диспропорции. Поэтому при
определении и выполнении многосторонних обязательств перед наукой
важно не только, чтобы каждая страна могла вносить свой
обоснованный и согласованный вклад, но также чтобы все участники
-- общественность, средства информации, ученые, педагоги,
представители промышленности, политические деятели и лица,
ответственные за принятие решений, -- были вовлечены в этот
процесс.
НОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
6. В ходе подготовки Всемирной конференции по науке и составления
настоящей Повестки дня были проведены многочисленные мероприятия,
посвященные анализу и плодотворному обсуждению. Среди многих
высказанных опасений и предложений прослеживается общность
взглядов по ряду главных проблем. Они перечислены ниже в качестве
общих руководящих принципов, которые должны способствовать
определению новых обязательств.
(a) Необходимо коренным образом изменить отношение и подход к
проблемам развития, особенно к их социальным, гуманитарным и
экологическим аспектам. Науки должны служить делу устойчивого
мира и развития в постепенно меняющихся и демократических
условиях; ученые и все другие заинтересованные стороны должны,
соответственно, признать свою этическую, социальную и
политическую ответственность.
(b) Необходимо улучшить, усилить и диверсифицировать научное
образование, как формальное, так и неформальное, на всех ступенях
и во всех секторах и сделать науку составной частью общей
культуры, подчеркивая ее вклад в формирование открытого и
критического мышления, а также в развитие способности людей
решать проблемы современного общества. Необходимо устранить
любого рода дискриминационные барьеры, препятствующие
справедливому участию в научной деятельности, и предпринять
позитивные усилия для полной интеграции женщин в науку.
(c) Необходимо укрепить национальную научно-техническую базу,
пересмотрев национальную политику в области науки, увеличив
численность научных кадров и обеспечив стабильные и благоприятные
условия для научной деятельности, особенно в областях, имеющих
местное и глобальное значение. Необходимо увеличить
финансирование науки и техники в развивающихся странах с учетом
местных возможностей и приоритетов; такого увеличения
финансирования следует добиться за счет аналогичных обязательств
со стороны развитых партнеров.
(d) Необходимо устранить традиционные барьеры между естественными
и социальными науками и применять междисциплинарный подход в
качестве повсеместной практики. Кроме того, поскольку процессы,
лежащие в основе нынешних глобальных задач и проблем, требуют
привлечения всех научных дисциплин, необходимо обеспечить
надлежащую сбалансированность их поддержки.
(e) Необходимо открыть научную проблематику для публичного
обсуждения и демократического участия в целях достижения
консенсуса и осуществления согласованной деятельности. Ожидается,
что научное сообщество само станет открытым для проведения на
постоянной основе диалога с обществом. Поддержание диалога с
другими формами знаний и проявлений культуры имеет особо
актуальное значение.
(f) Необходимо укрепить и расширить региональное и международное
научное сотрудничество путем создания сетей и заключения
организационных соглашений с МПО, НПО, научно-исследовательскими
и учебными центрами. В этой связи необходимо укрепить программы
ЮНЕСКО и МСНС, в частности посредством сотрудничества между ними,
а также с другими органами ООН. Ставится задача улучшения
координации разнообразных усилий, предпринимаемых этими
партнерами при уважении их различных ролей и стимулировании
синергии между ними.
ОСНОВА ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В нижеследующем тексте используются все разделы проекта "Повестки
дня в области науки -- Рамок действий" и предпринята попытка
изложить общие идеи, лежащие в основе перечисленных в нем
руководящих принципов деятельности.
1. НАУКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ; ЗНАНИЯ ДЛЯ ПРОГРЕССА
1.1. Роль фундаментальных исследований
7. Ожидается, что наука будет и впредь выполнять присущую ей
функцию, которая заключается в получении знаний и обеспечении
более глубокого понимания явлений силами ученых всего мира. Это
-- центральный аргумент в пользу дальнейшего развития
фундаментальных исследований и образования в рамках всех научных
дисциплин.
8. У государственных органов, частных компаний, университетов,
исследовательских лабораторий и институтов имеется собственная
динамика и свои области деятельности. При проведении научных
исследований, к которым имеют отношение все вышеуказанные
партнеры, необходимо определять целостную программу, учитывающую
многообразие основных взаимодействующих факторов, обеспечивая при
этом равновесие между ближайшими и долгосрочными целями.
9. При разработке международной политики и программ в области
науки необходимо принимать во внимание многообразие условий для
научных исследований, подходов к науке, а также проблем,
потребностей и возможностей, связанных с использованием научных
знаний. В идеале международная наука должна строиться на
плюрализме и разнообразии вкладов, которые все страны могут
вносить в научную деятельность с учетом своих возможностей,
потребностей и интересов.
1.2. Государственный и частный секторы
10. Фундаментальные исследования нуждаются в постоянной
государственной поддержке, поскольку они представляют собой
"внерыночное" государственное достояние с не гарантированной в
краткосрочном плане рентабельностью. Отдача от фундаментальных
исследований и прикладное использование в свою очередь служат
дополнительной подпиткой для всей научно-исследовательской
системы и в то же время содействуют решению конкретных проблем и
развитию технологических знаний.
11. В новых условиях необходимы новые механизмы финансирования
науки. В большинстве промышленно развитых стран частные
инвестиции в научно-технические исследования превышают финансовые
ассигнования со стороны государственного сектора, а ряд
государственных учреждений уже приватизирован или
приватизируется. Учреждения, предоставляющие гранты, склонны
отдавать предпочтение исследованиям, нацеленным на решение
ближайших задач, а при оценке результатов все больше учитываются
прикладные технологические аспекты и патенты, а не приобретение
базовых знаний. С другой стороны, в большинстве развивающихся
стран преобладающая часть научных исследований финансируется
государством. Даже в тех странах, где удалось создать критическую
массу ученых, частный сектор ориентируется на исследования,
преследующие краткосрочные цели или же вовсе не инвестирует
средства в исследования. Научная система слабо связана с
производственной системой, а местная промышленность не использует
возможности, предоставляемые наукой. В результате этого наука и
техника в недостаточной степени содействуют созданию
национального богатства в этих странах.
1.3. Совместное использование научной информации и знаний
12. Новые коммуникационные и информационные технологии стали
одним из важных факторов изменений, порождающих новые
направления, методологии и области научной работы, а также новые
методы разработки, оценки и использования информации. Усиление
воздействия новых технологий требует от ученых и учреждений
адаптации в целях всестороннего использования тех преимуществ,
которые такие технологии могут дать. В этой связи важно, чтобы их
разработка и использование осуществлялись при обеспечении равных
возможностей для ученых в различных регионах мира, содействия
широкому распространению информации и доступу к ней, а также для
оказания поддержки подлинному международному научному диалогу.
Необходимо разработать компьютерные и информационные системы, в
рамках которых учитывались бы различные культуры, языки,
технические ресурсы, обычаи и потребности людей во всем мире.
13. Совместное использование научных знаний на реальной и
всеобъемлющей основе не может быть обеспечено с помощью только
лишь электронных средств. Важными инструментами, заслуживающими
более широкого распространения и использования, служат
региональные и международные сети исследований и подготовки
кадров, партнерские связи с научными сообществами в развитых и
развивающихся странах и конкретные программы передачи научных
знаний и опыта и обменов ими.
2. НАУКА НА СЛУЖБЕ МИРА И РАЗВИТИЯ
2.1. Наука для удовлетворения основных человеческих потребностей
14. Продовольствие, водные ресурсы, жилье, доступ к
здравоохранению, социальное обеспечение и образование являются
основами благосостояния человечества. От нищеты и зависимости, с
которыми сталкивается ряд стран, можно избавиться лишь с помощью
социально-экономических преобразований, политической воли,
всеобъемлющей и эффективной системы образования и надлежащего
развития и использования науки и техники. Научные знания
необходимо использовать для поиска путей уменьшения дисбаланса,
несправедливости и нехватки ресурсов, т.е. факторов, которые
особенно тяжело сказываются на маргинальных слоях общества и
более бедных странах мира.
15. В отношениях между нациями наука является сегодня твердой
валютой. Развивающимся странами необходимо укреплять свой
научно-технический потенциал в областях, где открываются
возможности решения проблем, стоящих перед населением этих стран,
и проблем национального развития. Однако при этом нельзя
забывать, что эти страны представляют собой весьма неоднородную
группу, причем некоторые из них во многих отношениях более близки
к промышленно развитому миру, чем к странам, входящим с ними в
одну категорию. Существенно важно, чтобы каждая страна обладала
потенциалом и брала на себя ответственность в том, что касается
определения своих приоритетов и областей деятельности, а также
путей решения стоящих перед ней проблем.
16. Именно в такой плоскости ставится вопрос об оказании
поддержки науке и технике в развивающихся странах. Такие усилия
помогут этим странам в решении их актуальных проблем и в
обеспечении более здорового, устойчивого развития. По сути дела,
от этого выиграет весь мир, поскольку в нем насчитывается свыше
120 развивающихся стран, население которых составляет три
четверти от общемирового. Пока эти страны не будут принимать
эффективного участия в научной деятельности, разве вправе мы
говорить о "мировой науке"?
17. Эта проблема требует безотлагательных действий. Обеспечение
всеобъемлющего и всеохватывающего развития стабильного характера
представляет собой задачу общемирового масштаба, которая отнюдь
не является уделом какой-то отдельной группы стран. Ее решение
требует целостной, плюралистической и многогранной деятельности,
значительный вклад в которую должно внести международное
сообщество.
2.2 Наука, окружающая среда и устойчивое развитие
18. Одной из крупнейших задач, которая будет стоять перед мировым
сообществом в следующем веке, будет достижение устойчивого
развития, требующего проведения сбалансированной взаимосвязанной
политики, направленной на обеспечение экономического роста,
уменьшение нищеты, благосостояния человека, социального равенства
и охраны ресурсов, всеобщего достояния Земли и систем
жизнеобеспечения. Растет понимание того, что устойчивое
управление ресурсами и их использование наряду с устойчивыми
системами производства и потребления в целом являются
единственным путем удовлетворения потребностей сегодняшнего и
будущих поколений с учетом требований, предъявляемых задачами
развития и охраны окружающей среды. Мы должны расширить наши
научные возможности и поставить их на службу делу устойчивого
развития.
19. С учетом Программы действий по дальнейшему осуществлению
Повестки дня на XXI век, принятой Генеральной Ассамблеей в 1997
г., предполагается, что руководящие принципы деятельности,
предусмотренные в Повестке дня будут посвящены следующим основным
задачам: укрепление научного потенциала и возможностей науки в
интересах устойчивого развития с особым акцентом на потребности
развивающихся стран; уменьшение научной неопределенности и
расширение возможностей долгосрочного прогнозирования вопросов,
связанных с взвешенным управлением процессами развития и их
воздействия на окружающую среду; укрепление международного
научного сотрудничества и передача и совместное использование
научных знаний; сокращение отрыва науки от производства, сферы,
где принимаются решения, и основных связанных с ней партнеров в
целях расширения и укрепление прикладного использования науки.
2.3. Наука и техника
20. Наука, технология и инженерия являются движущими силами
промышленного и экономического развития. Разрыв между
возможностями стран использовать самые современные достижения
науки и техники ведет к дальнейшему росту различий между уровнями
экономической эффективности, а также к увеличению разрыва между
промышленно развитыми и развивающимися странами в том, что
касается доходов.
21. Нововведения во всех областях все в большей степени
характеризуются двусторонней обратной связью между
фундаментальными исследованиями и техническими разработками и их
распространением. Это меняет характер потребностей, связанных с
передачей технологии, и расширяет возможности развивающихся стран
в плане хорошо зарекомендовавших себя нововведений, влияя на
внутреннюю политику и международное сотрудничество. Сейчас одним
из основных приоритетов должно быть содействие развитию
национальных научно-технических инфраструктур и соответствующих
людских ресурсов.
2.4. Научное образование
22. Существует настоятельная необходимость обновления, расширения
и диверсификации базового научного образования для всех с
уделением особого внимания научно-техническим знаниям и навыкам,
необходимым для осмысленного участия в жизни будущего общества.
Быстрое развитие научных знаний означает, что существующая
система образования только своими силами не в состоянии
удовлетворить меняющиеся на различных уровнях потребности
населения: формальное образование должно все шире дополняться
различными видами неформального образования. Большую роль в этом
отношении могут сыграть коммуникационные средства и технологии.
Если же говорить в целом, то общество, приобретающее все более
научную направленность, нуждается в популяризации науки в ее
самом широком смысле, с тем чтобы содействовать более глубокому
пониманию науки и соответствующим образом ориентировать
общественность в ее отношении к науке и ее прикладным аспектам.
23. В настоящее время широко признается, что ни одна страна не
может обеспечить подлинное развитие без соответствующих
научно-технических высших учебных и исследовательских учреждений,
создающих критическую массу квалифицированных научных работников.
Признается также, что деятельность на национальном уровне должна
быть направлена на укрепление связей между высшими учебными
заведениями и исследовательскими учреждениями с учетом того, что
в деле созидания знаний образование и научные исследования тесно
связаны друг с другом.
2.5. Наука на службе мира и урегулирования конфликтов
24. Прочный мир невозможен без адекватного решения ключевых
проблем, связанных с развитием; адекватное развитие невозможно,
пока культура и практика мира не получат всеобщего признания.
Если бы наука всегда руководствовалась мирными целями, ее вклад в
благосостояние человечества, вне всякого сомнения, был бы более
значительным.
25. Укоренение идеи защиты мира в сознании людей, как это
провозглашено в преамбуле к Уставу ЮНЕСКО, подразумевает
овладение средствами приобретения научных знаний в целях
выявления, понимания и -- вместе с тем -- предотвращения причин,
лежащих в основе конфликтов. Эта область требует согласованных
усилий представителей широкого круга научных дисциплин, связанных
с такими вопросами, как социальное неравенство, нищета,
обеспечение продуктами питания, справедливость и демократия,
образование для всех, здравоохранение и проблемы окружающей
среды. Другими словами, эта область связана со всеми аспектами
экономической, социальной и политической жизни, которые порождают
насилие.
26. Содействие укоренению идеи защиты мира накладывает большую
ответственность на всех специалистов, работающих в областях науки
и техники. Принципы универсальности, свободы и критического
мышления, которыми дорожит наука, составляют общую основу для
конструктивного диалога между участниками конфликтов и служат
делу борьбы с нетерпимостью, а также идеологическими и
социальными барьерами. Ученые продемонстрировали ту роль, которую
они могут играть в урегулировании конфликтов и в подготовке
мирных соглашений; они должны и далее играть ее с помощью
правительств и независимых учреждений.
2.6 Наука и политика
27. Каждой стране необходимо иметь потенциал для разработки и
осуществления своей собственной политики в области науки,
характеризующейся ответственностью в глобальном контексте, а
также для решения проблем, связанных с установлением приоритетов
и конкуренцией в отношении ресурсов, на конкретной стадии ее
экономического развития и индустриализации. Сбалансированное
развитие научной базы, отвечающей потребностям страны, требует
развитой инфраструктуры и стабильной институциональной поддержки,
а также наличия соответствующих нормативно-правовых рамок. Обмену
национальным опытом и разработке более согласованной политики в
области науки могут способствовать создание сетей и
сотрудничество на региональном и международном уровнях. Особого
внимания требуют правовые вопросы и нормативные акты, которые
определяют международные научные исследования и разработки в
таких стратегических областях, как информационные и
коммуникационные технологии, биоразнообразие и биотехнология.
Необходимо развивать сотрудничество между различными
международными организациями с целью лучшего определения и
понимания нематериальных ценностей и признания их важного
значения, а также с целью охраны результатов нематериальных
инвестиций в таких областях, как права интеллектуальной
собственности. Принятая на международном уровне правовая основа
должна обеспечивать охрану прав интеллектуальной собственности и
признавать положения, закрепленные в существующих рамочных
документах, которые допускают различные подходы.
28. Ввиду возрастающей сложности процесса принятия решений в
современном мире деятельность ученых, вносящих вклад в разработку
национальной политики, должна носить более упреждающий характер.
Никогда ранее наука не играла столь важную роль для общества и
управления. На науку возлагается главная ответственность за
оказание общества помощи в переходе к экологической и
экономической системе, отличающейся динамической стабильностью и
устойчивостью. В процессе этого перехода весьма важное значение
может иметь объединение современных технических знаний с глубокой
мудростью традиционных обществ и философов, представляющих самые
различные культуры.
3. НАУКА В ОБЩЕСТВЕ И НАУКА ДЛЯ ОБЩЕСТВА
3.1. Социальные потребности и человеческое достоинство
29. Наука должна находиться на службе человечества в целом и
способствовать улучшению качества жизни каждого представителя
нынешнего и будущих поколений. Поэтому приоритетное место в
повестке дня необходимо отвести тем областям, которые позволяют
решать проблемы общественной значимости. При рассмотрении тех
выгод, которые дает наука обществу, в научном планировании
необходимо долгосрочное видение проблем с определением
промежуточных целей, позволяющих проводить соответствующую
оценку. У разных людей, слоев или групп населения могут быть
крайне разнообразные потребности и запросы в зависимости от таких
параметров, как возраст, образование, здоровье, профессиональная
подготовка, место работы и проживания, экономический статус, пол
и культурные истоки. Определение этих различных потребностей и
установление возможных путей их учета и удовлетворения требуют
согласованных усилий ученых, представляющих различные дисциплины.
Это новое взаимное обязательство между наукой и обществом
потребует не только того, чтобы научные круги учитывали эти
проблемы, но также и того, чтобы деятельность механизмов
сотрудничества с целью содействия осуществлению стратегии,
направленной на их решение, носила энергичный характер.
30. Научному сообществу, правительствам и всем соответствующим
учреждениям настоятельно предлагается взять на себя обязательство
во всех случаях уважать общественное и человеческое достоинство.
Следуя своему основному общественному и моральному долгу, ученые
в своей работе всегда должны соблюдать демократические принципы
достоинства, равенства и уважения людей и выступать против
невежества, предрассудков и эксплуатации человека.
3.2. Этические проблемы
31. Новые открытия и области применения научных знаний, порождая
огромные надежды и устремления, могут в то же время создавать
самые разнообразные этические проблемы; поэтому ученые больше не
могут игнорировать этические последствия научной деятельности;
этика является предметом постоянных дискуссий, вариантов выбора и
обязательств как на индивидуальном, так и на общественном уровне,
эти вопросы выходят за рамки юридических предписаний и
приобретают новое звучание в зависимости от разнообразных
меняющихся ситуаций.
32. Не следует считать, что всестороннее и свободное
осуществление научной деятельности, имеющей свои собственные
ценности, вступает в противоречие с признанием духовных,
культурных, философских и религиозных ценностей; в целях
содействия взаимопониманию необходимо поддерживать открытый
диалог с этими системами ценностей. Для развертывания
всеобъемлющей дискуссии по вопросам этики в науке с возможной
последующей разработкой кодекса всеобщих ценностей необходимо
признать наличие многих этических рамок в цивилизациях всего
мира.
3.3. Расширение участия в научной деятельности
33. Все люди имеют право на участие в научной деятельности.
Равенство доступа к научной деятельности и ее проведению является
одним из социальных и этических требований человеческого
развития; в науке не должно быть дискриминации в отношении
каких-либо слоев общества или отдельных лиц. Расширение участия
всех слоев общества в процессе научной деятельности или их
вовлеченности в этот процесс обусловливает необходимость
систематического пересмотра науки; совершенно ясно, что при этом
неизбежно затрагиваются механизмы принятия решений, а также
нормативные механизмы института науки. В частности, при
осуществлении любого контроля на центральном уровне, независимо
от того, является ли он политическим, этическим или
экономическим, необходимо учитывать все более разнообразный круг
участников, составляющих социальную структуру науки.
34. Необходимо в неотложном порядке расширить участие женщин в
планировании, определении направлений и оценке
научно-исследовательской и образовательной деятельности, с тем
чтобы в перспективе получить выгоду от научной работы и их вклада
в нее; только таким образом можно максимально использовать
интеллектуальный потенциал человечества в целом и обеспечить
оптимальный вклад в благосостояние человека и общества.
3.4. Современная наука и другие системы знаний
35. Современная наука не является единственной формой знаний, и
поэтому необходимо установить более тесную связь между этой и
другими формами и системами знаний, а также подходами к знаниям в
целях их взаимного обогащения и получения взаимной выгоды.
Необходимо установить конструктивный межкультурный диалог, с тем
чтобы содействовать поиску путей, позволяющих улучшить связь
современной науки с более обширным наследием человечества в
области знаний.
36. Традиционные общества, многие из которых имеют глубокие
культурные корни, создали и усовершенствовали свои собственные
системы знаний, относящихся к таким различным областям, как
астрономия, метеорология, геология, экология, ботаника, сельское
хозяйство, физиология, психология и здравоохранение. Такие
системы знаний представляют собой огромное богатство. Они не
только таят в себе информацию, которая пока не известна
современной науке, но и выражают другие образы жизни в мире,
другие взаимоотношения между обществом и природой, другие подходы
к приобретению и формированию знаний. Необходимо принять особые
меры с целью сохранения и развития этого хрупкого и
разнообразного всемирного наследия в условиях глобализации и
преобладания единого представления об окружающем мире, которое
основывается на научных знаниях. Установление более тесной связи
между наукой и другими системами знаний, как ожидается, даст
важные преимущества обеим сторонам.
* * *
Общие принципы "Декларации о науке и использовании научных
знаний" воплощены в практические действия в "Повестке дня в
области науки -- Рамках действий" в соответствии с основными
направлениями, изложенными в настоящем документе. Следует
отметить, что изложенные в проекте "Повестки" руководящие
принципы деятельности являются итогом консультаций, проведенных
до настоящего времени со всеми партнерами, имеющими отношение к
Всемирной конференции по науке. Эти руководящие принципы
представляют собой вполне конкретное воплощение основных
направлений деятельности. При этом предполагается, что в ходе
Конференции ее участники будут иметь возможность дополнить их, с
тем чтобы "Повестка" в ее окончательном виде стала документом,
воплощающим в жизнь новые обязательства, взятые всеми
заинтересованными сторонами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
37. В Декларации о науке и использовании научных знаний, а также
в Повестке дня в области науки -- Рамках действий учтены решения,
рекомендации и доклады ряда состоявшихся недавно крупных
межправительственных или неправительственных конференций, которые
перечислены ниже, а также доклады совещаний, организованных в
связи с Всемирной конференцией по науке, а именно:
-
Рекомендация о статусе научно-технических работников, принятая
Генеральной конференцией ЮНЕСКО, Париж, 1974 г.;
- Венская программа действий по науке и технике в целях развития
(ЮНКСТД), Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1979 г.;
- Международная конференция МСНС--ИКАСЕ--ЮНЕСКО по научному
образованию, Бангалор, 1985 г.;
- Заявление МСНС о свободе научной деятельности, Париж, 1989 г.;
- Всемирная конференция по образованию для всех: удовлетворение
базовых образовательных потребностей (Заключительный доклад),
Джомтьен, 1990 г.;
- Вторая Всемирная конференция ВМО--ЮНЕП--ЮНЕСКО--МСНС по
климату, Женева, 1990 г.;
- Заявление Международной конференции по программе научной
деятельности в интересах окружающей среды и развития в XXI веке
(АСКЕНД 21), Вена, 1991 г.;
- Повестка дня на XXI век Конференции Организации Объединенных
Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.;
- Конференция по академической свободе и автономии
университетов, Синая, 1992 г.;
- Заявление МСНС о патентовании генов, Париж, 1992 г.;
- Всемирная конференция по правам человека, Вена, 1993 г.;
- Доклад Глобальной конференции по устойчивому развитию малых
островных развивающихся государств, Бриджтаун, Барбадос, 1994 г.;
- Повестка дня для развития, принятая Группой 77 в Нью-Йорке, 18
апреля 1995 г.;
- Международная конференция по донорской поддержке научных
исследований в области фундаментальных наук, которые
ориентированы на развитие, Упсала, 1995 г.:
- Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального
развития, Копенгаген, Дания, 1995 г.;
- Доклад Рабочей группы по воздействию науки и техники на
положение женщин в развивающихся странах, Комиссия Организации
Объединенных Наций по науке и технике в целях развития, 1995 г.;
- Четвертая Всемирная конференция по положению женщин, Пекин,
1995 г.;
- Международный конгресс по образованию и информатике, Москва,
1996 г.;
- Заявление МСНС относительно проведения исследований с
использованием животных, Париж, 1996 г.;
- Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам
продовольствия, Рим, 1996 г.;
- Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня
на XXI век, Генеральная Ассамблея ООН, Нью-Йорк, 1997 г.;
- Всемирный конгресс по высшему образованию и развитию людских
ресурсов для XXI века, Манила, 1997 г.;
- Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека,
принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО, Париж, 1997 г.;
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века:
подходы и практические меры, ЮНЕСКО, Париж, 1998 г.;
- Рамки приоритетной деятельности в интересах реформы и развития
высшего образования, ЮНЕСКО, Париж, 1998 г.
стр.
|