КАК УПРАВЛЯТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, КОГДА ЭКОНОМИКА в КРИЗИСЕ
Постоянным читателям нашей газеты известно, что по инициативе
ИЭиОПП СО РАН еще в 1983 г. была создана организация,
объединившая директоров предприятий и научных сотрудников, под
названием Клуб директоров. С тех пор Клуб (его сегодняшнее
название -- Международный клуб директоров, МКД) регулярно, 2 раза
в год заседает в разных городах СНГ, и раз в 2 года проводит
международные конференции. Последняя такая конференция, девятая,
проведена в этом году в Новосибирске. В Клубе принято после
конференций издавать сборники их трудов.
Мы решили представить нашим читателям последний сборник:
"Особенности управления предприятием в кризисных условиях". В нем
выступили и научные сотрудники, и директора промышленных
предприятий, и руководители администраций Новосибирской области и
Новосибирска. Надеемся, интересующиеся соответствующей проблемой
-- а это большинство среди наших читателей -- с пользой для себя
прочтут подборку выдержек из некоторых материалов сборника,
подготовленную его редакторами кандидатами экономических наук
В.Речиным и Л.Сергеевой. Всего сборник содержит 40 материалов.
Авторы некоторых из них выступят у нас с самостоятельными
статьями.
А.Аганбегян, академик, ректор Академии народного хозяйства при
правительстве РФ, президент МКД
Финансовый кризис 17 августа 1998 г.: как мы к нему пришли, его
последствия и выводы для директоров предприятий
Главная особенность нашего последнего финансово-экономического
кризиса -- он произошел на фоне существовавшего и до этого, не
преодоленного кризиса. Если бы мы начали последовательный переход
к рынку в 1989 г., сегодня картина у нас была бы совершенно иной.
Чтобы по-настоящему войти в рыночную экономику, нам надо решить
две большие группы задач. 1-я группа -- перейти к равновесной в
научном понимании, т.е. недефицитной, экономике. На это требуется
примерно 40 шагов. Можно считать, что половину из них мы сделали.
Еще половина -- это рынок земли, рынок недвижимости, настоящий
рынок акций, формирование межбанковского и инвестиционного
рынков.
2-я группа задач (на нее я отвожу 60 шагов) -- это создание
рыночного механизма, который толкал бы экономику вперед. Здесь мы
совсем почти не продвинулись. У нас нет нормальной частной
собственности как мощного стимула развития. Даже среди
негосударственных собственников половина неэффективные, то есть
такие, которые не могут эффективно распорядиться собственностью
-- извлекать из нее устойчивый доход. Собственники у нас
образовались не рыночным путем, а через бумажки типа ваучеров. Я
не считаю ваучерную приватизацию настоящей, это было скорее
разгосударствление. Оно не ставило задачу сформировать реальных
собственников, и поэтому основная масса собственников не могла
быть эффективной. Требуется в перспективе провести приватизацию
неэффективной собственности по рыночным ценам.
Существующая система заработной платы досталась нам в наследство
от советской власти. Зарплата, например, совершенно не
предусматривает того, чтобы за нее можно купить жилье: как бы
считается, что жилье, как и раньше, нам бесплатно дается. Даже
министр при его большой, как нам кажется, зарплате за всю жизнь
не сможет купить в Москве 2-комнатную квартиру. При нашей
зарплате нельзя обеспечить страховку по здоровью, нельзя перейти
к накопительному принципу формирования пенсий и многое другое
нельзя. Государство у нас на 70% дотирует жилье, на 90%
оплачивает здравоохранение, платит всю пенсию. А денег для этого
у него нет и не может быть в принципе. За все в основном должны
платить отдельные граждане. Но для этого у них должна быть другая
зарплата. Сейчас 70--80% ее расходуется на питание и промтовары.
Ни в одной другой стране с рыночной экономикой такого нет. Там
минимум 25% от зарплаты составляет подоходный налог, минимум 25%
тратится на оплату жилья, минимум 5% -- на будущую пенсию, 5% --
на медицинскую страховку; "на жизнь" остается 25--30%. Нужно
провести реформу заработной платы, увеличив ее в 2,5--3 раза, в
несколько этапов.
Хозяйственный механизм нужен России (и другим странам бывшего
СССР) совсем другой, чем тот, который имеют западные страны. У
нас он должен быть более стимулирующим. В мире есть примеры
перехода к такому стимулирующему хозяйственному механизму. Так,
Испания после Франко была отсталой страной. Сейчас там ВВП на
душу населения 16 тыс. дол., у нас -- около 3 тыс. (если считать
не по курсу рубля, а по нормальному паритету цен). Мы по этому
показателю находимся где-то рядом с Тунисом. Нам нужно
разработать такой хозяйственный механизм, который позволил бы
обеспечить темпы прироста в 8--10% в год.
Если у кого еще остаются надежды на помощь правительства, то
призываю отказаться от этой иллюзии. Не будет заметного снижения
налогов, пошлин и других выплат предприятий государству.
Возможности правительства, бюджет страны, необходимость погасить
огромные внешние и внутренние долги, -- все это не дает оснований
ожидать ничего хорошего сверху. В современной ситуации не следует
рассчитывать и на иностранные инвестиции. Как и раньше, только в
еще большей мере, надо рассчитывать лишь на собственные силы. В
России есть тысячи способов в законном порядке зарабатывать
деньги. Надо эти способы использовать.
В.Кулешов, академик, директор ИЭиОПП СО РАН, вице--президент МКД
Экономика Сибири: дрейф в море российского кризиса или
экономический маневр?
Если исходить из того, что Сибирь -- экономическая система
макрорегионального уровня, а её контрагент по внешним связям --
окружающая среда, то можно выделить (пользуясь языком общей
теории систем) два типа сотрудничества. Первый -- пассивная
адаптация (изменение системы под воздействием окружающей среды).
Второй -- активная адаптация (изменение окружающей среды под
воздействием системы). Возможен и третий путь -- нейтральная
ситуация, когда имеет место некий паритет интересов (вопрос: в
течение какого периода времени он сохранится?).
В случае пассивной адаптации восточные регионы РФ рискуют попасть
в жесткую экономическую зависимость, прежде всего от стран
АзиатскоТихоокеанского региона -- АТР (их население превышает
половину населения земли, они производят около 50% мирового ВВП)
и превратиться в их сырьевой придаток (последовательно "проедая"
свои не воспроизводимые ресурсы). Реализация принципов активной
адаптации при нынешнем состоянии экономики РФ, ее международном
статусе и т.п. -- из области фантастики. Остается только третий
путь -- отстаивание своих интересов. Для этого требуется немало:
-- активная государственная политика по отношению к окружающей
среде (прежде всего ее восточного сегмента; что бы не говорилось
-- на Европу приходится около 70% экспорта и 80% импорта РФ);
-- активная позиция Межрегиональной ассоциации "Сибирское
соглашение" (МАСС) и ассоциации "Дальний Восток" в отношении
укрепления межрегиональных связей (при развитии нынешней ситуации
они будут продолжать ослабевать);
-- совместная политика субъектов Федерации, расположенных на
территории Сибири, в деле повышения роли в проведении
реконструкции промышленности региона (включая конверсию
предприятий ВПК) на средства, получаемые от расширения
внешнеэкономической деятельности;
-- сохранение "командных высот" -- науки, высокотехнологичных
производств и системы воспроизводства кадров для них;
-- освоение рынка наукоемкой продукции в страны АТР, прежде всего
в Китай (по имеющимся данным, доля машин, оборудования и
транспортных средств составляют около 40% всего экспорта РФ в
КНР) и т.п.
Точка перелома (или, как сейчас называют, точка бифуркации) по
прогнозам правительства, неправительственных организаций
(аналитических центров) и других переносится за 2005 г. (имеются
в виду темпы прироста ВВП более 5% в год).
Таким образом, выход на уровень конца 80-х гг. (по загрузке
производственных мощностей) может быть достигнут во 2-м
десятилетии XXI века.
В.Федоров, вице-губернатор Новосибирской области
Рынок сегодня ничего не регулирует: нужны мощные рычаги
управления.
Областная администрация должна заниматься прежде всего бюджетом
области. В 1998 г. он был выполнен всего на 60%, т.е. мы
недополучили 40% средств, на которые рассчитывали. Можно сказать,
утеряна экономическая безопасность. Экономика сейчас остро
дефицитна, и дефицитность растет. Хотя некоторые и сегодня
продолжают утверждать, что при рыночных отношениях дефицитности
не должно быть. На самом деле экономика очень сильно
разбалансирована.
При этом совершенно ясно, что ни Москва, ни заграница нам не
помогут -- у них другие цели. У сменяющихся правительств есть
одно общее: они не только не помогают регионам восстановить
промышленный потенциал, но, как бы сговорившись, вводят новые и
новые законы и постановления, тормозящие развитие промышленности
и экономики в целом.
Экономику, в первую очередь промышленность, нужно регулировать,
регулировать государственным органам и регулировать достаточно
сильно. Не отменяя действия у нас товарно-денежных отношений,
частную собственность, не возвращаясь к директивно-плановому
управлению в полном объеме.
У нас можно хоть сегодня объявлять банкротами более 90% всех
промышленных предприятий области. В других областях и краях
похожая картина, если строго следовать букве закона о
банкротствах. Механизм банкротства нужно использовать очень
осторожно -- только после расчетов, что другого пути нет.
Необходимо в развитие закона о банкротствах предусмотреть
процедуру реструктуризации задолженности предприятий--банкротов,
процедуру проведения структурных преобразований на таких
предприятиях.
Иллюзии, что, как только мы полностью перейдем к рынку, последний
все проблемы промышленности автоматически решит, остались позади.
Переболели этой детской болезнью, и сейчас те, кто не зашорен
политически, не позволят себе продолжать придерживаться этого
ошибочного теоретического вывода. Рынок рынком, но отдавать ему
все управление, бросить вожжи нельзя. Так, замечу, во всем мире.
И чем последовательнее мы будем преодолевать недавнюю болезнь,
тем быстрее вылечимся и тем быстрее поднимем на ноги нашу лежащую
промышленность.
Важнейшие элементы нашей программы поддержки промышленности --
это: формирование аналитического центра, благодаря которому мы
можем видеть все основные процессы, происходящие в экономике;
всеобщее кодирование промышленной продукции; создание Совета по
проблемам промышленности при губернаторе области; создание
областного Фонда восстановления промышленности; введение порядка
стимулирования инвестиционной активности; борьба с теневой
экономикой; перераспределение доходов предприятий, в первую
очередь естественных монополий; существенное сокращение числа
посредников между производителями и потребителями товаров;
регулирование процесса банкротства предприятий; формирование
своего корпуса арбитражных управляющих; выделение отраслей,
которым будет уделено особое внимание, которые больше других
будут способствовать подъему промышленности в целом; первые среди
них -- строительство и производство строительных материалов и
фармацевтическая промышленность.
Поддерживать будем и малый бизнес. Он решает многие проблемы,
которые не решает крупная промышленность. К тому же обеспечивает
занятость, что очень важно в условиях растущей безработицы.
Промышленность сократила общее число занятых в ней больше чем на
200 тыс. человек; большинство ушло в малый бизнес. А мы по сей
день продолжаем делать все, чтобы загубить этот бизнес, -- через
множество инспекций, ограничений, запретов.
Для инициирования деловой активности, особенно в инвестиционном
направлении, областная администрация разработала проекты 4
законов: об инвестиционной поддержке промышленности; о поддержке
производства экспортной продукции; о поддержке участников
областного заказа; о создании своей оффшорной зоны.
В.Толоконский, мэр Новосибирска
Нам нужен прирост промышленного производства 30--50% в год,
несколько лет подряд.
Завершая выполнение сложнейшей для местной власти задачи, мы
приняли в муниципальный фонд жилищный фонд и социальную сферу
предприятий Новосибирска. Всего нам передали 8 млн квадратных
метров жилья -- это целый город. Но при этом, опять же с взглядом
на будущее, мы не ставили задачу все забрать. Часть жилья
остается у предприятий -- чтобы была возможность поддерживать
традиции производственного коллектива и чтобы люди "держались за
заводскую трубу".
У нас есть профилактории, есть большие парки культуры, которые
работают рентабельно и не требуют особых дотаций. Их не надо
передавать городу. Но все то, что требовало больших дотаций, то,
что приносило ущерб воспроизводственному процессу, мы приняли на
городской бюджет -- без особых экономических условий, без
компенсаций и без какого-либо участия федерального бюджета. Но, к
сожалению, от производства мы не получили серьезного прироста
доходов в налоговом плане, поэтому на этот год ставим другую
задачу: увеличить вклад производства в городской бюджет через
прямое влияние на производственный процесс.
Мы хотим воспользоваться имеющимися возможностями для
стимулирования производства. На многих наших предприятиях из-за
недостатка оборотных средств сдерживается выпуск продукции --
востребованной, хорошо реализуемой продукции, которая может быть
представлена на внутреннем и внешнем рынках, особенно в условиях,
возникших после августа 1998 года. Реализационные возможности
изменились, они существенно улучшились для многих промышленных
предприятий, и поэтому мы стараемся оборотные средства
предприятий пополнить -- за счет того, чтобы жизненно необходимые
городу ресурсы: топливо, энергия и т.д. (всего таких ресурсов 6
видов), -- мы максимально приобретали не по прямым расчетам с
газовиками, шахтерами, а опосредованно, через промышленные
предприятия Новосибирска. Тогда последние будут иметь возможность
не только увеличить свою налоговую базу, но и получать и
бюджетный заказ, бюджетные "живые деньги", на которые будут
выпускать хорошо реализуемую продукцию.
Без государственной политики, без совершенствования налоговой
системы хозяйствования, без совершенствования
экспортно-импортного регулирования, без еще многих актов
законодательного плана, которые формируют экономическую политику,
серьезно помочь промышленности невозможно.
Мы не имеем права сегодня ставить задачу прирастать
промышленности на 3--5% в год. Нам надо прирастать на 30--50%, и
несколько лет подряд -- только так можно сохранить нашу
промышленность. 3--5% прироста -- это сегодня окончательное и
бесповоротное разрушение промышленного потенциала страны.
ОПЫТ ПРЕДПРИЯТИЙ
В этом разделе 9 статей директоров предприятий. Но есть
материалы, в которых представлены позиции большинства участников
конференции. Это -- результаты анкетного опроса, который
предшествовал конференции, и результаты деловой игры, проведенной
на самой конференции.
В анкетном опросе интересны ответы на следующие вопросы. Когда
начался кризис экономики страны? Только один из 30 респондентов
ведет отсчет с августа 1998 г. Большинство директоров предприятий
-- с 1991--92 гг., т.е. связывают начало кризиса с распадом
Советского Союза. Больше трети полагают, что все началось до 1991
г., остальные ставят разные другие даты.
70% участников опроса ожидают, что закончится экономический
кризис не ранее, чем через 5 лет (треть -- через 10 лет или
позже). При этом никто не считает, что его предприятие в
ближайшие годы прекратит свое существование. Можно утверждать:
практически все (оговоримся: представленные в МКД) приспособились
к нашей ненормальной экономической ситуации. И просят в основном:
не устраивайте только новых кризисов.
Вместе с тем около половины директоров считают, что нынешний
экономический кризис -- системный, поэтому нужно менять
сложившуюся экономическую (некоторые добавляли -- и политическую)
систему.
Непосредственно на работе предприятий сказываются такие
проявления кризиса, как угроза неспровоцированного банкротства и
низкая безопасность бизнеса, а также создание более благоприятных
условий для иностранного товаропроизводителя в ущерб
отечественному, потеря сырьевой базы, шире -- разрыв
установленных ранее хозяйственных связей, и др.
Много претензий и даже негодования по поводу отсутствия у
правительства промышленной политики.
С другой стороны, упреки самим себе -- руководителям промышленных
предприятий и производственным коллективам:
-- "острое нежелание ряда директоров предприятий понять и принять
существующую ситуацию",
-- нет квалифицированных современно мыслящих менеджеров на
предприятиях (и в банках),
-- неподготовленность большой части производственных коллективов
к работе в кризисных условиях.
В том же русле и такие высказывания:
-- потребительское отношение большинства работников к работе --
из-за несвоевременной оплаты труда и высокой инфляции;
-- непонимание основной массой народа социально-экономической
ситуации в стране, прежде всего из-за "совкового" толкования
экономического кризиса большинством СМИ.
На просьбу назвать главные отличия управления предприятием в
кризисных условиях от управления в нормальных условиях предложено
много различных признаков отличия. Чаще других повторялись две
особенности:
-- необходимость (неизбежность) в этих условиях авторитарного
стиля управления, ужесточение требований ко всей управленческой
команде;
-- необходимость (неизбежность) реактивного стиля управления,
т.е. резкое падение значения стратегического управления. Крайняя
точка зрения: каждый день решать проблемы только в интересах
сегодняшнего выживания предприятия, заключать лишь краткосрочные
договоры.
Для публикации о деловой игре, проведенной на конференции,
наибольший интерес представляют коллективные рекомендации,
выработанные всеми участниками деловой игры: директорами
предприятий, научными сотрудниками и др., по проблеме особенности
управления предприятием в кризисных условиях. Рекомендации
собраны в 6 групп -- решения: системные и маркетинговые,
структурные, организационные, финансовые, кадровые, другие
решения и рекомендации. Приведем здесь 8 рекомендаций из 16 в
группе "Системные и маркетинговые решения":
1. Цели предприятия -- это первое, о чем должен думать 1-й
руководитель: кораблю, который не знает, в какую идет гавань, ни
один ветер не будет попутным.
2. Изучить возможность по косвенному участию в импортозамещении и
экспорте, в т.ч. производить продукцию и услуги для экспортеров,
и для производителей импортозамещающей продукции. Например, АО
"Новосибирский оловянный комбинат" воспользовался благоприятной
конъюнктурой и начал поставлять свою продукцию для ВАЗа и ГАЗа,
Магнитогорского металлургического комбината и др. АО "Станкосиб"
освоил производство бензоколонок, хотя до этого специализировался
на выпуске станков.
3. Среди рыночных ниш, возникших после кризиса августа 1998 г.,
-- оказание услуг по ремонту импортного оборудования (включая
производство запасных частей для него) -- его много
эксплуатируется на наших предприятиях. Нужно помочь решить
возникшую проблему.
4. Надо оценить свои собственные вложения: уйти с рынка легко,
вернуться -- очень трудно. Поэтому надо удерживать некоторые
рынки даже себе в убыток. Например, Новосибирский оловянный
комбинат до августа 1998 г. производил припои себе в убыток, но
держал рыночную нишу. Сейчас это окупило себя многократно:
комбинат возместил все прошлые потери, стал получать на этом
продукте хорошую прибыль.
5. По оценкам, до 25% рыночной ниши, которую занимали так
называемые челноки, вполне можно заместить отечественными
товарами. Нужно изучить ассортимент этих товаров и заняться их
производством.
6. Зачастую импортные товары пользуются спросом по причине яркой
упаковки и "раскрученности" торговой марки. Опыт некоторых наших
предприятий показывает, что достаточно расфасовать продукты в
красивую и удобную тару, чтобы можно было увеличить цену на
20--30%. Имеет смысл (как это сделало АО "Фарфор Вербилок")
организовать свое производство упаковки.
7. Обратить внимание на возможность экспорта в Иран и Ирак. С
одной стороны, эти страны ограничены в контактах с западными
странами (санкции), настроены против США -- следовательно, для
нас там более благоприятные возможности. С другой стороны,
уровень нашей продукции (по качеству) вполне соответствует
условиям этих стран (они не предъявляют особых требований к
качеству и дизайну изделий).
8. На внутреннем рынке предлагается сделать упор на дешевые
товары. Так, опыт работы АО "Барнаульский пивзавод" показывает,
что дешевые сорта пива пользуются хорошим спросом, и здесь есть
резервы для увеличения объемов продаж.
стр.
|