Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 5-6 (2141-2142) 13 февраля 1998 г.

СТАТЬЯ БЮДЖЕТА,
КОТОРАЯ НЕ ФИНАНСИРУЕТСЯ,
или Проблемы капитального строительства в СО РАН

Интервью с начальником УКСа СО РАН, зам. председателя Отделения по капстроительству Виктором МОШКИНЫМ.

Подготовила В.Михайлова.

- Виктор Леонидович, известно, что в Академгородоке многим из наших домов более 30 лет, вроде бы и срок жизни их подходит к концу. И все чаще слышно — в Верхней зоне дома — сплошное гнилье...

- Мы специально запрашивали московский научно-исследовательский проектный институт на предмет изучения продолжения эксплуатации крупнопанельных домов той серии, что построены у нас. И получили официальный ответ, что срок эксплуатации таких домов — 100-130 лет.

- Но это в идеальных условиях. Все зависит, видимо, от состояния железных конструкций?

- Самые ответственные места в этих конструкциях — узлы сопряжения панелей, и долговечность домов зависит от качества их исполнения, в первую очередь. Если был допущен брак, возможно разрушение, и тогда срок службы снижается, что потребует более раннего капитального ремонта. Но списывать "хрущевки" оказалось преждевременно. Я уже получил задание от председателя СО РАН, привлекая специалистов ГИПРОНИИ, городских проектных служб, проконсультировавшись с В.Набивичем, который долго занимался строительством и проблемами Академгородка, начинать подготовку долгосрочной программы, рассчитанной на реконструкцию "хрущевок".

- В центральной печати были сообщения, что специалисты, подсчитав во что обходится реконструкция, пришли к выводу, что лучше построить новый дом...

- Реконструкция "хрущевок" в принципе не позволяет изменить их планировку. В этих домах практически все панели, внутренние перегородки — несущие. Во время реконструкции необходимо каждый узел освидетельствовать, провести антикоррозийную обработку, бетонирование, нужно сменить оконные блоки, системы водопровода и отопления, канализацию, электропроводку. Реконструкция трудоемка, дорога, действительно легче построить новый дом. На мой взгляд, нужно построить в том же районе новый дом, переселить жильцов одного из домов, старый дом разобрать, на его месте построить новый, и так постепенно обновлять район. Другого пути я не вижу.

- В Академгородке есть и трех-четырехэтажные кирпичные дома. Их тоже неразумно реконструкировать, надстраивать верхние этажи?

- Кирпичные дома — это другое. У них определенная схема несущих стен, перекрытий и внутренних перегородок, то есть появляется какая-то возможность современной планировки, увеличения площади квартир. Надстраивать их можно, есть такой вариант реконструкции, но для чего это нужно? Я не вижу такой необходимости. Как сказал Н.Хрущев, что у вас в Сибири — земли мало?

Действительно, построили в микрорайоне "Щ" девятиэтажки практически вплотную друг к другу, дворов нет, детям гулять негде. В Сибири надо строить посвободнее, трех-пятиэтажные дома, и достаточно.

- Вы считаете, что реконструкция, новое строительство — это вопрос близкого будущего?

- Нет, я так не считаю. Средств на проведение реконструкции пока нет и не ожидается.

- А что делать с аварийными домами?

- В Верхней зоне таких домов практически нет. В аварийном состоянии брусчатые дома в микрорайоне "Щ": стены насквозь просвечивают, ванны со второго на первый этаж проваливаются, нижние брусья сгнили, сантехника негодная, домам по 40 лет — вот с ними действительно нужно срочно решать вопрос.

- Я знаю, что в прошлом году денег на строительство из федерального бюджета практически не поступало, но что все-таки удалось построить?

- В прошлом году новое строительство в Сибирском отделении не начиналось вообще, продолжали начатое, сдали несколько подъездов жилых домов. В этом году ведется строительство и готовятся к сдаче дома в городе, в Октябрьском районе, в Нижней Ельцовке, на улице Демакова, на Шлюзе (вставку между домами на 44 квартиры) и совместно с СЭО, ИЯФ (ул. Вахтангова) строили дом для малосемейных.

По сравнению с 1989-1990 гг. финансирование строительства упало больше чем в 20 раз и составило менее 5 процентов от прежнего. По лимитам, которые нам выделяет Минэкономики на строительство жилья, средств вообще не поступило. В ответ на те заявки, которые мы делали на основании указа Президента по строительству жилья для молодежи — получали только обещания, денег ни копейки.

Строительство велось, во-первых, на средства будущих владельцев квартир, институтов, которые могли выделить деньги в виде кредита своим сотрудникам, и небольших бюджетных средств, которые нам удавалось все-таки привлечь. Таким образом мы построили за год 150 квартир.

Кроме жилья достроили и сдали в эксплуатацию поликлинику в микрорайоне "Щ" на 600 посещений, продолжаем строительство пристройки для детской поликлиники и женской консультации, строительство Института лазерной физики. Велись работы на лыжной базе им. Алика Тульского и на второй тепловой станции Гидроцветмета.

Со строительством производственных помещений вообще ситуация интересная. Минфин финансирует работы после того как они выполнены: мы показываем задолженность перед строителями, и тогда нам перечисляют деньги. А строители сегодня не могут работать без предоплаты, без аванса, потому что у них система неплатежей "съела" все оборотные средства, им не на что купить материалы для работы. Получается, строители не могут выполнить нам работу, нам не за что отчитываться, Минфину не надо нам платить. Приходится изворачиваться.

- И что вы планируете построить в этом году? Ситуация с финансированием ведь не улучшилась кардинально?

- В этом году мы надеемся построить немножко больше квартир: последние два подъезда в Нижней Ельцовке, четыре подъезда в Октябрьском районе и на Демакова. Получается 360 квартир. Часть из них уйдет сторонним инвесторам — строителям, администрации, некоторое количество квартир продали, когда было очень тяжело с финансированием.

Президиум и председатель Отделения считают, что в первую очередь нужно решать жилищную проблему молодых ученых. Надеемся достроить дом для малосемейных по ул. Вахтангова с привлечением средств институтов и будущих жильцов. Окончательное решение по финансированию и принципам распределения этих квартир будет принято в ближайшее время.

Принято решение о строительстве совместно с НГУ молодежного дома по ул. Пирогова, фундамент которого уже заложен. На выездном заседании президиума в Красноярске этот вопрос также обсуждался. Принято решение и о строительстве жилья для молодежи в научных центрах: Красноярском, Иркутском, и завершении строительства общежития в Улан-Удэ.

- Строить жилье в ННЦ будет по-прежнему "Сибакадемстрой"?

- Окончательное решение еще не принято. САС — партнер испытанный и надежный, и если он изменит свою политику по отношению к Сибирскому отделению — партнерство на равных без диктата, снижение цен, — тогда мы будем продолжать с ним работать, если он будет поднимать цены, придется отказаться от его услуг, нам не потянуть.

- А что вы можете сказать о строительстве жилья сторонними застройщиками, например, двух домов по ул. Академической и Ильича фирмой "Струг"?

- Самой привлекательной для строительства площадкой в Новосибирске считается Верхняя зона Академгородка — экологически чистое, зеленое, спокойное место с готовыми коммуникациями, хотя и старыми. Не надо тратить огромные средства на строительство дорог и инженерных коммуникаций, тепло- и электроснабжение. А для нас это один из путей финансирования строительства жилья для Сибирского отделения. В частности, на таких условиях, как: 25 процентов квартир передается нам бесплатно, еще 15 процентов — по себестоимости, плюс приоритет сотрудникам Отделения на инвестирование строительства квартир.

В Верхней зоне обозначено всего шесть площадок, которые можно использовать для точечного строительства, не прибегая к массовым вырубкам леса. Эти площадки были обозначены еще лет шесть-восемь назад, в том числе и на Академической, и на Ильича.

Фирма "Струг" — единственная пришла к нам с предложением о строительстве и согласилась на наши условия. Других предложений просто не поступало. Позже к нам обратился Сибакадемстрой, но он сразу поставил свои условия — не более 20 процентов жилья для Сибирского отделения. Говорят, были предложения со стороны г-на Кибирева ("ПикСистем"). Я ответственно заявляю, что он мне позвонил однажды в начале прошлого года и спросил, не попадало ли мне письмо, адресованное Валентину Афанасьевичу Коптюгу. Я ответил — нет, не попадало, и предложил написать еще одно — на имя нового председателя, со своими предложениями. Больше ни звонков не было, ни писем. Хотя я предлагал ему встретиться и конкретно все обсудить. Из его выступлений на предвыборных встречах я сделал вывод, что его предложение "2 + 1", означает, что он строит два дома в Верхней зоне на продажу, а на вырученные средства строит один дом в Нижней зоне для малообеспеченных сотрудников Сибирского отделения. Но его предложение менее выгодно, чем предложение "Струга", который из 30-ти квартир на Академической 12 отдает в распоряжение Сибирского отделения. Это уже какое-то пространство для маневра. Эти квартиры образовали бы цепочку, и семей 30-40 сотрудников СО РАН улучшили бы свои жилищные условия.

- Жители домов по ул. Академической, где намечено строительство, пишут в обращении, распространенном в Академгородке, что строительная фирма вырубает деревья в нарушение закона.

- Когда в начале прошлого года вышел Лесной кодекс, к нам поступило письмо из Областного управления лесами и от Бердского лесхоза о запрещении рубки леса и выдаче разрешений на это Опытным леснвм хозяйством (ОЛХ). Начальник ОЛХ Храмов предупредил нас об этом. Теперь порубочные билеты выдаются только с разрешения Областного управления лесами. "Струг" получил такое разрешение. Все документы, кроме заключения экологической комиссии, у него оформлены.

- А кто будет осуществлять контроль за сроками строительства, за соблюдением санитарных норм и техникой безопасности на стройплощадке и рядом?

- Сегодня контролеры есть на все. Что касается качества строительства и норм — Госархстройнадзор, выполнение санитарных норм — Управление административно-технической инспекции, вырубка деревьев — лесничество. Бесконтрольной стройка не будет, за любое нарушение — штраф. И, поверьте, поводов для штрафов на стройке предостаточно. Ну а если исходить из того, что "рядом с моим домом ничего не стройте", — дело другое. Я, например, живу на Полевой, и тоже могу сказать, что мне не нужны рядом рынок, платная автостоянка. Но в таком случае за содержание всего, что находится рядом с домом и в доме, жителям надо будет брать ответственность на себя: содержание коммуникаций, подъездов, территории около дома, уборку, ремонт...

- А какие обязательства по обновлению коммуникаций берет на себя строительная организация?

- Наши службы УВКХ, УМТС выдали "Стругу" технические условия на реконструкцию и частичную замену дворовых коммуникаций. За 30 лет они основательно обветшали. Кроме того, им предложили поменять оборудование трансформаторной подстанции, которая обслуживает этот район и расконсервировать водозаборную скважину в пойме реки Зырянки, чтобы увеличить мощность водозабора. Так что это не просто — пришли, построили и ушли. Еще неизвестно, что они выиграют, согласившись строить на таких условиях. Но они решили попробовать. И мы посмотрим, выгодно ли нам это.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?26+171+1