КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОЙ РЕФОРМЫ
Н.Алексеева, наш корр.
НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ
18 мая 1998 г. (по совпадению -- в годовщину образования СО РАН)
постановлением № 453 Правительство Российской Федерации утвердило
"Концепцию реформирования российской науки на период 1998--2000
годов".
Напомним, что проект концепции, после многочисленных обсуждений
доработанный межведомственной рабочей группой, включавшей
руководителей РАН, отраслевых академий, Минэкономики России,
Минобразования России, других министерств и ведомств, и
представленный на утверждение в Правительство РФ, был опубликован
в газете "Поиск", № 48, в ноябре 1997 г. Что изменилось в нем по
прошествии полугода и после прохождения процедуры утверждения?
Для тех, у кого нет времени с карандашом в руках сверять обе
редакции Концепции, приведем наш краткий обзор.
Практически весь текст сохранился. К прежним десяти разделам
добавился еще один -- "Международное научно-техническое
сотрудничество, сформированный из прежних текстов, ранее
рассредоточенных по другим разделам. Литературное редактирование
было щадящее и по делу. Изменения в текстах очень невелики по
объему, чего нельзя сказать об их значении.
Конкретно о наиболее существенных.
Раздел 1. Наука -- важнейший ресурс экономического и духовного
обновления России.
После повторения правильных хороших слов о науке и упоминания
соответствующих указов добавлена стыдливая фраза: "Одновременно
предстоит реализовать провозглашенную в этих основополагающих
документах поддержку развития науки в качестве приоритетной
задачи государства".
Раздел 2. Активизация государственной научно-технической
политики.
Добавлен абзац, в соответствии с которым "определение
стратегических направлений фундаментальной науки должно
проводиться исходя из возможности получения новых знаний и
наличия в стране ученых, способных решать поставленные проблемы".
Наконец-то признано, что "срочного решения требуют вопросы
строительства и ремонта объектов научной сферы". Выпало прежнее
намерение "создать устойчивую социальную мотивацию практического
использования научных результатов".
Внесен нюанс в понятие свободы научного поиска. В новой редакции
обеспечивать эту свободу рекомендовано "с учетом социальных
мотивов" (вот куда они переехали!) и "ориентируясь на
стратегические цели".
Социальными мотивами продиктованы и введенные в Концепцию задачи,
стоящие перед общественными науками: "Специфика развития
общественных наук в России определяется особенностями перехода на
новые экономические и социальные отношения. Необходимо изучение
общих законов рыночной экономики с учетом специфики России как
страны с высоким интеллектуально-технологическим потенциалом и
богатыми природными ресурсами, изучение проблем федерализма и
укрепления российской государственности, развития демократических
начал, поддержки и защиты прав человека.
Следует сосредоточить усилия на таких вопросах, как способы
формирования менталитета гражданского общества в условиях
российской действительности, научные основы борьбы с
преступностью, в первую очередь с организованной, борьбы с
пороками современного общества -- алкоголизмом, наркоманией и
проституцией, проблемы формирования морали и нравственности,
гражданской позиции и причастности к судьбе отечества".
Раздел 3. Укрепление взаимосвязи науки и общества.
Бросается в глаза фраза: "Постоянно увеличивающийся разрыв в
уровне образования разных слоев общества может стать
дестабилизирующим фактором развития нашей страны". Похоже, ее
забыли убрать -- чересчур очевиден разрыв между этим утверждением
и предлагаемой ныне Концепцией реформы образования.
Раздел 4. Реструктуризация сети научных организаций.
Новинка: "Реструктуризация государственного сектора науки может
осуществляться путем передачи части организаций, находящихся в
федеральной собственности, в собственность субъектов Российской
Федерации. (Напоминает намерение передать Новосибирский оперный
театр в собственность области.)
Раздел 5. Кадровое обеспечение и социальная политика в научной
сфере.
Больше внимания рекомендуется уделить подготовке кадров высшей
квалификации в аспирантурах и докторантурах высшей школы
(академических институтов -- "а также") -- это прямо
перекликается с недавней ликвидацией ВАКа и передачей его функций
Министерству образования ("Известия", 22.05).
Исчезли очень конкретные пункты, касающиеся частичного
восстановления системы целевого распределения выпускников вузов и
распространения надбавок "за степень" и на пенсионное обеспечение
научных работников.
Раздел 6. Улучшение финансовой ситуации и рационализация
использования ресурсов.
Заголовок ("улучшение") выглядит несколько парадоксально,
поскольку из нового текста Концепции исчезла конкретная цифра.
Рекомендуется "руководствоваться уровнем государственного
финансирования, определенным Федеральным законом "О науке и
научно-технической политике", а что это должно составлять не
менее 4% расходной части бюджета уже не упоминается. Для справки:
по данным Счетной палаты ("Поиск" № 16) в 1997 году
финансирование науки составило лишь 2,4%. В 1998 г. намечалось
2,8%, но надежды на это слабы.
Поневоле вспоминаются радио- и телесентенции последних недель о
том, что "жить надо по средствам", и что если некоторые
нормативные акты не соответствуют сегодняшним реалиям, то
"честнее их поменять" (не реалии, а нормативные акты).
Но есть и прогрессивная рекомендация, которая не может не
обрадовать всех руководителей, замученных жесткими рамками
финансирования "по статьям": "В целях повышения эффективности
использования бюджетных средств необходимо отойти от постатейного
финансирования науки". Скорей бы!
Раздел 7. Укрепление научно-технического потенциала регионов.
Мелкие изменения: из положительных примеров выделения из
региональных бюджетов средств на науку и технику в новой редакции
вылетели Новосибирск и Томск (остались Москва, Якутия, Башкирия)
и еще -- в основу развития инновационной инфраструктуры в
регионах добавлены научные и технологические парки.
Изменение вроде бы малозаметное, но опасное: в ходе
реструктуризации сети научных организаций возможна передача части
организаций, находящихся в федеральной собственности, в
собственность (!) субъектов Российской Федерации (в прежней
редакции -- в ведение).
Раздел 8. Повышение инновационной активности.
Появилась добавка: "К числу очередных задач относятся также
развитие системы подготовки специалистов в области инновационного
менеджмента, создание специализированных учебных центров на базе
вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов.
Необходима координация деятельности федеральных органов
исполнительной власти и организаций, в том числе зарубежных
партнеров, осуществляющих в регионах поддержку малого
инновационного предпринимательства".
Раздел 9. Информационное обеспечение и Раздел 10. Международное
научное сотрудничество -- тексты прежние.
Раздел 11. Совершенствование нормативно-правовой базы науки.
Немного изменился перечень вопросов, по которым желательна
разработка и принятие нормативных документов. Из него выпали:
-- процедура формирования и деятельности патентных судов;
-- порядок продажи научно-технических результатов и продукций за
рубеж,
зато добавился порядок введения результатов научно-технической
деятельности в хозяйственный оборот.
Последнее, о чем хотелось бы сказать: и в старом, и в новом
текстах Концепции записано, что на ее основе "должна быть
сформирована государственная программа реформирования науки,
содержащая план действий на каждый год".
Так что продолжение следует.
стр.
|