ЭТОТ СЛОЖНЫЙ НДС
НДС можно признать одним из самых сложных налогов, действующих в
настоящее время на территории РФ, как для налогоплательщиков, так
и для налоговых инспекторов. Связано это прежде всего с тем, что
нормативная база по НДС очень обширна, часто меняется и весьма
запутана, а также с тем обстоятельством, что ГНС РФ и МФ РФ
своими разъяснениями положений закона РФ от 06.12.91г. №1992-1
"О НДС" (с изменениями и дополнениями) зачастую не дают полного
ответа на многочисленные вопросы, связанные с исчислением НДС.
Некоторые вопросы остаются неразрешенными долгое время и,
как правило, именно по ним возникают конфликтные ситуации, споры
между налоговыми органами и налогоплательщиками, которые
разрешаются либо вышестоящим налоговым органом, либо
арбитражным судом.
Наряду с тем, что уровень знаний налогового законодательства
налогоплательщиков Академгородка достаточно высок, необходимо еще раз
напомнить и указать на те положения законодательных актов,
соблюдение которых должно помочь предприятиям и организациям не
допускать разногласий с налоговыми органами, а также избежать
больших доначислений, штрафных санкций и пени по НДС по
результатам документальных проверок.
Т. Носкова, начальник отдела косвенных налогов, советник налоговой
службы III ранга Госинспекции по Советскому району г.Новосибирска.
1. Указ Президента РФ от 08.05.96г. №685 "Об основных
направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по
укреплению налоговой и платежной дисциплины", в соответствии с
которым "технические ошибки", допущенные при исчислении налоговых
платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и
своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не
являются налоговыми нарушениями.
2. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95г. №39 "О порядке исчисления и
уплаты НДС" (с изменениями и дополнениями) раздел XVII
"Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов",
п.63, согласно которому налогоплательщик имеет право
самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в
ранее представленные налоговые расчеты (декларации).
В разъяснениях ГНИ по НСО по данному вопросу от 05.06.97г.
№ТЩ-24-12-/1-4001 говорится, что в случаях, когда налогоплательщик
в первый день начала проверки подает проверяющему заполненный в
установленном порядке вопросный лист с указанием в нем
самостоятельно выявленных ошибок в исчислении НДС и СН, но не
отраженных в налоговых расчетах, то в соответствии с п.13
вышеназванного Указа Президента РФ №685 плательщик обязан
одновременно представить уточненную налоговую декларацию на сумму
налога, заявленного в вопросном листе.
В этих случаях допущенные ошибки не будут рассматриваться
нарушениями налогового законодательства и следовательно штрафная
санкция, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона
РФ "Об основах налоговой системы в РФ", применению не подлежит.
3. Закон РФ от 06.12.91 №1992-1 (с изменениями и дополнениями),
статья 5 "Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от
налога", согласно которому предприятия, реализующие товары
(работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые
указанным налогом, имеют право на получение льгот только при
наличии раздельного учета затрат по производству и реализации
таких товаров (работ, услуг).
В действующем законодательстве нет строгих указаний на то, как
предприятия должны вести раздельный учет.
4. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95г. №39 "О порядке исчисления и
уплаты НДС" (с изменениями и дополнениями), согласно которой для
обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы
государств-участников СНГ товаров, в том числе через
посреднические организации, по договору комиссии или поручения, в
налоговые органы представляются в обязательном порядке документы,
предусмотренные п.22 раздела IX "Порядок исчисления налога".
5. Указ Президента РФ от 08.05.96 №685 "Об основных направлениях
налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной дисциплины", во исполнение которого
постановлением Правительства РФ от 29.07.96г. №914 утвержден
"Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по
налогу на добавленную стоимость".
Согласно указанным документам, начиная с 01.01.97г. плательщики
налога на добавленную стоимость при совершении операций по
реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на
добавленную стоимость, так и необлагаемых налогом, составляют
счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и
книгу покупок по установленным формам. Каждая отгрузка товара
(выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением
счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и книге покупок.
Принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную
стоимость по приобретенным товарам, предназначенным для продаж, и
материальным ресурсам (работам, услугам), стоимость которых
относится на издержки производства и обращения, осуществляется в
ранее действующем порядке по мере их оплаты и оприходования, при
обязательном наличии счетов-фактур по указанным товарам (работам,
услугам) и материальным ресурсам, зарегистрированным в книге
покупок у покупателя. Кроме этого счета-фактуры, не
соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут
являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на
добавленную стоимость в порядке, установленном Федеральным
законом.
6. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95г. №39 "О порядке исчисления и
уплаты НДС" (с изменениями и дополнениями) раздел X "Сроки уплаты
налога и представления расчетов", п. 30а, согласно которому
организации (предприятия) со среднемесячными платежами более
10.000 рублей (в масштабе новых цен) уплачивают по срокам 15-го,
25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере
одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по
последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по
сроку 20-го числа (для предприятий железнодорожного транспорта
25-го числа) месяца, следующего за отчетным, исходя из
фактических оборотов по реализации.
Кроме того, необходимо обратить внимание руководителей
предприятий (организаций), гл.бухгалтеров на несоответствия
данных бухгалтерского учета и данных отчетности, представляемой в
ГНИ, по налогу на добавленную стоимость, часто встречающиеся при
проведении документальных проверок, что также приводит к крупным
доначислениям в бюджет налогов, штрафных санкций, пени.
Объяснить расхождения, указанные выше, гл.бухгалтер предприятия в
большинстве случае не может или дает такие объяснения, которые не
дают проверяющим оснований решить вопрос в пользу плательщика.
Поэтому перед началом проверки плательщикам следует еще раз
проверить свои отчетные данные, сравнить их с данными
бухгалтерского учета и в случае необходимости устранить имеющиеся
расхождения.
В заключение хотелось бы пожелать налогоплательщикам строго
соблюдать налоговое законодательство, правила налогового и
бухгалтерского учета, своевременного перечисления налоговых
платежей в бюджет.
стр.
|