Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 26 (2162) 10 июля 1998 г.

ЭТОТ СЛОЖНЫЙ НДС

НДС можно признать одним из самых сложных налогов, действующих в настоящее время на территории РФ, как для налогоплательщиков, так и для налоговых инспекторов. Связано это прежде всего с тем, что нормативная база по НДС очень обширна, часто меняется и весьма запутана, а также с тем обстоятельством, что ГНС РФ и МФ РФ своими разъяснениями положений закона РФ от 06.12.91г. №1992-1 "О НДС" (с изменениями и дополнениями) зачастую не дают полного ответа на многочисленные вопросы, связанные с исчислением НДС.

Некоторые вопросы остаются неразрешенными долгое время и, как правило, именно по ним возникают конфликтные ситуации, споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, которые разрешаются либо вышестоящим налоговым органом, либо арбитражным судом.

Наряду с тем, что уровень знаний налогового законодательства налогоплательщиков Академгородка достаточно высок, необходимо еще раз напомнить и указать на те положения законодательных актов, соблюдение которых должно помочь предприятиям и организациям не допускать разногласий с налоговыми органами, а также избежать больших доначислений, штрафных санкций и пени по НДС по результатам документальных проверок.

Т. Носкова,
начальник отдела косвенных налогов,
советник налоговой службы III ранга
Госинспекции по Советскому району г.Новосибирска.

1. Указ Президента РФ от 08.05.96г. №685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", в соответствии с которым "технические ошибки", допущенные при исчислении налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.

2. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95г. №39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" (с изменениями и дополнениями) раздел XVII "Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов", п.63, согласно которому налогоплательщик имеет право самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в ранее представленные налоговые расчеты (декларации).

В разъяснениях ГНИ по НСО по данному вопросу от 05.06.97г. №ТЩ-24-12-/1-4001 говорится, что в случаях, когда налогоплательщик в первый день начала проверки подает проверяющему заполненный в установленном порядке вопросный лист с указанием в нем самостоятельно выявленных ошибок в исчислении НДС и СН, но не отраженных в налоговых расчетах, то в соответствии с п.13 вышеназванного Указа Президента РФ №685 плательщик обязан одновременно представить уточненную налоговую декларацию на сумму налога, заявленного в вопросном листе.

В этих случаях допущенные ошибки не будут рассматриваться нарушениями налогового законодательства и следовательно штрафная санкция, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", применению не подлежит.

3. Закон РФ от 06.12.91 №1992-1 (с изменениями и дополнениями), статья 5 "Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога", согласно которому предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые указанным налогом, имеют право на получение льгот только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

В действующем законодательстве нет строгих указаний на то, как предприятия должны вести раздельный учет.

4. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95г. №39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" (с изменениями и дополнениями), согласно которой для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения, в налоговые органы представляются в обязательном порядке документы, предусмотренные п.22 раздела IX "Порядок исчисления налога".

5. Указ Президента РФ от 08.05.96 №685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", во исполнение которого постановлением Правительства РФ от 29.07.96г. №914 утвержден "Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Согласно указанным документам, начиная с 01.01.97г. плательщики налога на добавленную стоимость при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и необлагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок по установленным формам. Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и книге покупок.

Принятие к зачету (возмещению) сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, предназначенным для продаж, и материальным ресурсам (работам, услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения, осуществляется в ранее действующем порядке по мере их оплаты и оприходования, при обязательном наличии счетов-фактур по указанным товарам (работам, услугам) и материальным ресурсам, зарегистрированным в книге покупок у покупателя. Кроме этого счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Федеральным законом.

6. Инструкция ГНС РФ от 11.10.95г. №39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" (с изменениями и дополнениями) раздел X "Сроки уплаты налога и представления расчетов", п. 30а, согласно которому организации (предприятия) со среднемесячными платежами более 10.000 рублей (в масштабе новых цен) уплачивают по срокам 15-го, 25-го и 5-го числа следующего месяца декадные платежи в размере одной трети суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами по сроку 20-го числа (для предприятий железнодорожного транспорта 25-го числа) месяца, следующего за отчетным, исходя из фактических оборотов по реализации.

Кроме того, необходимо обратить внимание руководителей предприятий (организаций), гл.бухгалтеров на несоответствия данных бухгалтерского учета и данных отчетности, представляемой в ГНИ, по налогу на добавленную стоимость, часто встречающиеся при проведении документальных проверок, что также приводит к крупным доначислениям в бюджет налогов, штрафных санкций, пени.

Объяснить расхождения, указанные выше, гл.бухгалтер предприятия в большинстве случае не может или дает такие объяснения, которые не дают проверяющим оснований решить вопрос в пользу плательщика.

Поэтому перед началом проверки плательщикам следует еще раз проверить свои отчетные данные, сравнить их с данными бухгалтерского учета и в случае необходимости устранить имеющиеся расхождения.

В заключение хотелось бы пожелать налогоплательщикам строго соблюдать налоговое законодательство, правила налогового и бухгалтерского учета, своевременного перечисления налоговых платежей в бюджет.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+186+1