УЧИТЬСЯ ЭКОЛОГИИ
Третья Летняя экологическая школа работала в августе в поселке
Краснообск Новосибирской области в специализированной
экологической гимназии N 13. Собрались 53 ученика --
учителей, преподавателей, студентов так или иначе связанных в
своей работе с экологией.
Проведение школы -- это завершение годичного международного
проекта "Заочное экологическое образование в Сибири"
(соруководители: проф. Э.Беллинджер, Центрально-Европейский
университет, Будапешт и проф. А.Титлянова, благотворительная
организация "Социальная экология", Новосибирск). Финансовую
поддержку проекта осуществляло Российское представительство
Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса). Фактически проект
был начат с Летней школы-97, которая проводилась в Иркутске.
В заключительный день занятий иркутской Школы было проведено обсуждение
пилотного проекта "Заочное экологическое образование в Сибири", и
все участники выразили желание пройти заочное обучение. В итоге в
проект были приняты 111 человек -- учителя экологии средних школ,
молодые преподаватели вузов, студенты старших курсов и аспиранты
из Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и
Красноярского края. В течение учебного года участники получали
пакеты учебных материалов и заданий, их работы проверяли
высококвалифицированные специалисты. Каждый "ученик" получил по
четыре пакета объемом около 100 листов. В дополнение к текстовому
материалу были разосланы слайды, видеофильмы, компьютерные
программы и компакт-диски, иллюстрирующие основной текстовый
материал. Пакеты преследовали как образовательную, так и
практическую цели: помочь учителям учить, обеспечив их
современным материалом по социальной экологии, от базовых
принципов до экологического менеджмента.
Все, кто справился с заданиями и своевременно прислал ответы,
получили приглашение на заключительную Летнюю школу. Фактически
это была очная сессия заочного обучения.
В содержательном плане в учебных пакетах и лекциях на Летней
школе были представлены биологические основы экологии, проблемы
техногенных загрязнений, глобальные аспекты, проблемы устойчивого
развития, экологическая экспертиза и экологический аудит.
В этом году методика экологического аудита была использована для
исследования проблемы частного автотранспорта в пос. Краснообск.
Машины, оставляемые во дворах на ночь, автостоянки, расположенные
в непосредственной близости от домов, нарушение правил парковки
вызывают серьезное недовольство у жителей Краснообска.
Проводилось исследование природных компонентов территории, был
сделан экологический анализ. Для социологического опроса были
разработаны три варианта анкет: для жителей, водителей частного
автотранспорта, владельцев и работников автостоянок. Это
позволило более детально и объективно представить и оценить
данную проблему. Анализ собранного материала показал насколько
тесно связаны экологические, социальные и экономические
компоненты.
Одним из центральных событий Летней школы в Краснообске стала
защита проектов, подготовленных участниками с использованием
материалов и заданий третьего учебного пакета. Всего был
представлен 51 доклад, из которых большая часть (около 20) была
посвящена анализу состояния рек и водохранилищ (Обь, Томь,
Енисей) в черте города либо поселка. 15 докладов были связан с
анализом деятельности ТЭЦ и металлургических комбинатов. Большой
интерес вызвали сообщения о локальных экологических катастрофах:
прорыве нефтепровода в Иркутской области, деятельности Саянского
АО "Химпром" и т.д. Хочется отметить еще необычно выбранную тему
домашнего задания -- "О загрязнении пещер в Иркутской области".
Члены экзаменационной комиссии проф. Р.Хлебопрос и проф.
Э.Дж.Беллинджер отметили высокий уровень докладов: "Многие из
представленных проектов могли бы звучать на конференциях по
соответствующей тематике".
Свое мнение по проекту заочного обучения высказала президент
организации "Социальная экология" Н.Баранова: "Основную целью
проекта можно считать достигнутой. Наши ученики получили обширный
материал по разнообразной экологической тематике. Участники
проекта не только значительно повысили свою квалификацию. Они,
живущие и работающие в российской провинции, теперь стали
реальными "центрами кристаллизации" нового экологического
мышления".
Во время общего итогового обсуждения многими участниками
высказывались пожелания о дальнейшем сотрудничестве, несмотря на
формальное окончание данного проекта.
Преподаватель экологии и биологии И.Морозова, Красноярская школа
N 20: "По сей день нет учебников экологии. Заочное обучение дало
и справочный материал, и оригинальные задания. Я провела опрос в
школе и узнала, что 20 учеников хотят стать экологами. Кстати, им
очень интересно как и чему учатся учителя. Даже предлагали помощь
в выполнении работ. А Летняя школа -- это очень важно. Она дает
общение, взаимное обогащение".
Л.Корепова, учитель биологии школы N 6 г.Саянска Иркутской
области: "Экологическое направление выбирают многие наши
выпускники. На уроках нужно говорить не о том, что случилось, а
о том, что сделать для предотвращения экологических бед. Многие
задания из учебных пакетов я предложу ребятам".
"Школа у нас небольшая -- 230 учеников, -- говорит Светлана
Брунгард, пос. Высокий Яр Томской области, -- но многие ребята
интересуются экологией. Мы занимаемся фенологическими
наблюдениями. В этом году наша работа отмечена грамотой
Географического общества. Мне интересно было выполнять задания
курса. И, несомненно, все пригодится. Я так рада, что меня
пригласили на Летнюю школу. Здесь я встретила своих союзников".
В Идеальской сельской школе Иркутской области работает клуб юных
друзей природы. Вместе с ребятами и их учитель О.Панзырева: "Дела
подсказывают сами ученики. А моя роль -- помочь правильно
проанализировать, оценить, определить. Много нужного справочного и
методического материала взяла я из учебных пакетов".
Участники проекта, выполнявшие задания в течение учебного года и
представившие свой проект, получили сертификат, подтверждающий
успешное завершение курсов в области социальной экологии. Кроме
того, решено направить пять учителей с недельным ознакомительным
визитом на факультет экологии и экологической политики
Центрально-Европейского университета в Будапеште.
Подготовила В.Макарова.
стр.
|