Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 33-34 (2169-2170) 11 сентября 1998 г.

УЧИТЬСЯ ЭКОЛОГИИ

Третья Летняя экологическая школа работала в августе в поселке Краснообск Новосибирской области в специализированной экологической гимназии N 13. Собрались 53 ученика -- учителей, преподавателей, студентов так или иначе связанных в своей работе с экологией.

Проведение школы -- это завершение годичного международного проекта "Заочное экологическое образование в Сибири" (соруководители: проф. Э.Беллинджер, Центрально-Европейский университет, Будапешт и проф. А.Титлянова, благотворительная организация "Социальная экология", Новосибирск). Финансовую поддержку проекта осуществляло Российское представительство Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса). Фактически проект был начат с Летней школы-97, которая проводилась в Иркутске.

В заключительный день занятий иркутской Школы было проведено обсуждение пилотного проекта "Заочное экологическое образование в Сибири", и все участники выразили желание пройти заочное обучение. В итоге в проект были приняты 111 человек -- учителя экологии средних школ, молодые преподаватели вузов, студенты старших курсов и аспиранты из Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Красноярского края. В течение учебного года участники получали пакеты учебных материалов и заданий, их работы проверяли высококвалифицированные специалисты. Каждый "ученик" получил по четыре пакета объемом около 100 листов. В дополнение к текстовому материалу были разосланы слайды, видеофильмы, компьютерные программы и компакт-диски, иллюстрирующие основной текстовый материал. Пакеты преследовали как образовательную, так и практическую цели: помочь учителям учить, обеспечив их современным материалом по социальной экологии, от базовых принципов до экологического менеджмента.

Все, кто справился с заданиями и своевременно прислал ответы, получили приглашение на заключительную Летнюю школу. Фактически это была очная сессия заочного обучения.

В содержательном плане в учебных пакетах и лекциях на Летней школе были представлены биологические основы экологии, проблемы техногенных загрязнений, глобальные аспекты, проблемы устойчивого развития, экологическая экспертиза и экологический аудит.

В этом году методика экологического аудита была использована для исследования проблемы частного автотранспорта в пос. Краснообск. Машины, оставляемые во дворах на ночь, автостоянки, расположенные в непосредственной близости от домов, нарушение правил парковки вызывают серьезное недовольство у жителей Краснообска. Проводилось исследование природных компонентов территории, был сделан экологический анализ. Для социологического опроса были разработаны три варианта анкет: для жителей, водителей частного автотранспорта, владельцев и работников автостоянок. Это позволило более детально и объективно представить и оценить данную проблему. Анализ собранного материала показал насколько тесно связаны экологические, социальные и экономические компоненты.

Одним из центральных событий Летней школы в Краснообске стала защита проектов, подготовленных участниками с использованием материалов и заданий третьего учебного пакета. Всего был представлен 51 доклад, из которых большая часть (около 20) была посвящена анализу состояния рек и водохранилищ (Обь, Томь, Енисей) в черте города либо поселка. 15 докладов были связан с анализом деятельности ТЭЦ и металлургических комбинатов. Большой интерес вызвали сообщения о локальных экологических катастрофах: прорыве нефтепровода в Иркутской области, деятельности Саянского АО "Химпром" и т.д. Хочется отметить еще необычно выбранную тему домашнего задания -- "О загрязнении пещер в Иркутской области".

Члены экзаменационной комиссии проф. Р.Хлебопрос и проф. Э.Дж.Беллинджер отметили высокий уровень докладов: "Многие из представленных проектов могли бы звучать на конференциях по соответствующей тематике".

Свое мнение по проекту заочного обучения высказала президент организации "Социальная экология" Н.Баранова: "Основную целью проекта можно считать достигнутой. Наши ученики получили обширный материал по разнообразной экологической тематике. Участники проекта не только значительно повысили свою квалификацию. Они, живущие и работающие в российской провинции, теперь стали реальными "центрами кристаллизации" нового экологического мышления".

Во время общего итогового обсуждения многими участниками высказывались пожелания о дальнейшем сотрудничестве, несмотря на формальное окончание данного проекта.

Преподаватель экологии и биологии И.Морозова, Красноярская школа N 20: "По сей день нет учебников экологии. Заочное обучение дало и справочный материал, и оригинальные задания. Я провела опрос в школе и узнала, что 20 учеников хотят стать экологами. Кстати, им очень интересно как и чему учатся учителя. Даже предлагали помощь в выполнении работ. А Летняя школа -- это очень важно. Она дает общение, взаимное обогащение".

Л.Корепова, учитель биологии школы N 6 г.Саянска Иркутской области: "Экологическое направление выбирают многие наши выпускники. На уроках нужно говорить не о том, что случилось, а о том, что сделать для предотвращения экологических бед. Многие задания из учебных пакетов я предложу ребятам".

"Школа у нас небольшая -- 230 учеников, -- говорит Светлана Брунгард, пос. Высокий Яр Томской области, -- но многие ребята интересуются экологией. Мы занимаемся фенологическими наблюдениями. В этом году наша работа отмечена грамотой Географического общества. Мне интересно было выполнять задания курса. И, несомненно, все пригодится. Я так рада, что меня пригласили на Летнюю школу. Здесь я встретила своих союзников".

В Идеальской сельской школе Иркутской области работает клуб юных друзей природы. Вместе с ребятами и их учитель О.Панзырева: "Дела подсказывают сами ученики. А моя роль -- помочь правильно проанализировать, оценить, определить. Много нужного справочного и методического материала взяла я из учебных пакетов".

Участники проекта, выполнявшие задания в течение учебного года и представившие свой проект, получили сертификат, подтверждающий успешное завершение курсов в области социальной экологии. Кроме того, решено направить пять учителей с недельным ознакомительным визитом на факультет экологии и экологической политики Центрально-Европейского университета в Будапеште.

Подготовила В.Макарова.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+191+1