Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 37-38 (2173-2174) 9 октября 1998 г.

В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

В Иркутске сейчас широко обсуждается проект программы социально-экономического развития области, разработанной руководителями администрации области совместно с учеными. Это солидный труд -- четыре тома аналитического и проектного материала, в подготовке которого участвовало, включая экспертов, около 300 человек. Программа получила высокую оценку крупнейших экономистов страны. По их мнению, эта первая в России подобная программа, где сделаны научно обоснованные выводы и даны рекомендации по преодолению кризисного состояния экономики региона.

Об основных направлениях программы рассказывает один из ее главных редакторов, проректор Иркутской государственной экономической академии, доктор экономических наук В.САМАРУХА.

-- Виктор Иванович, как возникла идея создания такой программы?

-- В соответствии с законодательством нашей области новый губернатор, вступая в должность, обязан предоставить концепцию социально-экономического развития региона, соответствующую своей предвыборной программе. Такая концепция была разработана и представлена на утверждение в законодательное собрание. Вторым шагом является разработка на ее основе большой рабочей программы социально-экономического развития области. Возглавили работу заместители главы администрации В.Межевич, Ю.Березуцкий, Г.Жеребцов, ваш покорный слуга и академик РАМН С.Колесников. Потребовался почти год упорного труда многих ученых, чтобы предложить ответы на ряд злободневных вопросов. Может не все "рецепты" совершенны, потребуется их уточнение, но есть стройная система предложений, которые могут стать основой экономической политики области.

-- В чем новации вашей программы?

-- При ее разработке использованы совершенно новые методологические подходы. Мы изучили все материалы, все методологии экономических расчетов, которые применялись раньше -- не все было плохо. В частности, поняли -- нельзя отказываться от плановых подходов. Создали единую идеологию разработки и строго придерживались ее. Как считают эксперты, наши новые методики могут быть использованы при разработке программ для других регионов России. Большое место в программе занимает подробный анализ пореформенной экономики области.

-- Какой увидели экономику области ученые, разработчики программы?

-- Состояние ее, как и в целом по стране, крайне сложное, а по ряду направлений даже более критическое. Поскольку регион промышленный, а именно промышленность оказалась несостоятельной в рынке, для него реформы оказались непосильными. Произошло падение уровня жизни людей в целом -- мы отброшены в 70-е годы. Не работают предприятия, люди. А нет налогов -- не наполняется бюджет.

-- А нужны ли были такие реформы, которые поставили страну на грань краха?

-- Многие сегодня думают -- не начни М.Горбачев перестройку, все было бы нормально. Совсем не так! Это объективный ход событий, стремление найти выход из ситуации, в которую попала страна, не вписывающаяся в мировую экономику. В 80-е годы мы получили около 500 млрд долларов за нефть и все проели. Сегодня цена на нефть упала на 50 процентов, фонтаны ее иссякли -- нужны новые технологии добычи, а оборудование устарело. Мы, как сырьевая страна, не использовали свой потенциал. А миру теперь не нужно столько нефти, не нужна наша устаревшая продукция.

Другой вопрос -- как осуществлялось реформирование. Либерализация внешнеэкономической деятельности показала, что даже наши прославленные коллективы оказались не способными выдержать жесткую конкуренцию на мировом рынке. Где сегодня знаменитая продукция Братского завода отопительных систем, Куйбышевского завода? Бездарнейшим образом была проведена либерализация цен. Монополисты вздули цены, что привело к обвальной инфляции, обвальной потере рынка, а сегодня сами пребывают в тяжелейшем состоянии. Приватизация -- к этому вопросу придется еще не раз возвращаться, ибо столько серьезных ошибок допущено.

-- Какой же выход вы видите, по крайней мере, для области?

-- Важный элемент нашей программы -- подпрограмма финансовой стабилизации Иркутской области, разработанная по инициативе губернатора области Академией бюджета и Минфина РФ и ИГЭА. В ней предложен план первоочередных мер по стабилизации, намечены конкретные исполнители и сроки реализации. Чтобы в этом году бюджет области был бездефицитным, нужно увеличить региональный продукт на 14,1 процента. Это нереально. Поэтому мы сделали обоснование для Минфина РФ о необходимости предоставления области трансферта. И с нами согласились. Мы провели некую "инвентаризацию" всех проектов развития производств и выделили приоритетные, те, которые уже в ближайшее время могут принести доход. Наметили целый ряд различных мероприятий, которые нужно выполнить в ближайший период, чтобы переломить ситуацию. Среди них есть очень жесткие. Например, собственники производств, не сумевшие организовать дело, наделавшие долгов, должны будут держать ответ перед государством. Принято решение, по нашим рекомендациям, о приостановлении действия закона, позволяющего любому члену товарищества с ограниченной ответственностью (а именно по этому принципу устроено большинство малых предприятий) выходить из состава и забирать свою долю. Большое внимание в программе уделено восстановлению региональных связей. Уже сегодня заключены договоры с Бурятией, Республикой Саха, Читинской областью.

Но не только проблемам производства уделяли мы внимание. Программа, прежде всего, направлена на решение социальных вопросов -- что делать, чтобы не развалилась социальная сфера, образование, чтобы сохранить здоровье населения, его нравственный потенциал. Специальный блок посвящен вопросам культуры и искусства, физкультуре и спорту, борьбе с преступностью. Завершает социальный блок анализ уровня жизни населения, "экономики семьи".

Провели анализ обеспечения социальной сферы в местном самоуправлении. Ввели термин "муниципальная экономика". Рассчитали, сколько нужно средств, как их зарабатывать. Как показал анализ, далеко не все умеют это делать -- многие предпочитают "нахлебничать". С такой позицией надо кончать.

Рассмотрели вопросы развития коммунального хозяйства. По решению правительства в 2003 году все дотации на жилье будут сняты. Но бремя содержания жилья ляжет не только на население, будут приняты меры по сокращению энерго-, теплопотерь, применены новые технологии. Особенно важное значение приобретет строительство современного, экономичного и комфортного жилья.

Болевая проблема -- занятость населения. Мы должны многое сделать, чтобы рынок труда заработал эффективно. Чем больше работающих и чем выше их заработная плата, тем весомей наполнение бюджета.

-- Просматривая программу, нельзя не отметить довольно жесткий подход, нацеленный на всякого рода экономию средств, выжимание их из налогоплательщика.

-- Все должны понять, в какое время мы живем. Во всем мире неуплата налогов считается серьезным преступлением. В нашей стране налоги не выше мировых -- везде они 40--45 процентов от выручки предприятия за созданную продукцию (услуги). Для предприятия непосильны налоги, когда оно неэффективно и неконкурентоспособно. Внимательно изучая экономику предприятий, мы пришли к выводу, что далеко не все рационально используют свои возможности.

В программе есть блок, который вносит уточнения и дополнения в областную программу правопорядка.

-- Когда же все-таки начнем жить хорошо?

-- Если будем развиваться в правильном направлении, лет через 9--10. Во всяком случае, таков по нашим расчетам срок окупаемости всех инвестиционных проектов программы.

Г. Киселева, "НВС".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+193+1