Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 45-46 (2181-2182) 4 декабря 1998 г.

НУЖНА ЛИ ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ РОССИИ?

До финансового кризиса половина продуктов питания в Россию импортировалась с Запада. Сейчас большая часть поставок прекращена, и склады быстро пустеют.

Европейский Союз и США посчитали естественным и запланировали субсидировать экспорт продуктов в Россию или даже отправлять бесплатно. Это устраивает и производителей-экспортеров, которые потеряли миллиарды долларов с августа, ведь Россия была крупнейшим иностранным рынком для американской мороженой птицепродукции. Даже учитывая стоимость перевозки и торговые надбавки, мясо птицы из Америки было дешевле, чем отечественное.

Нужна ли гуманитарная помощь России? Страна собрала худший за последние 45 лет урожай, и на нее надвигается самая холодная за последние 30 лет зима. По крайней мере уже 11 человек замерзли насмерть в Москве -- самом благополучном городе страны, а 67 были госпитализированы в связи с переохлаждением.

Прерваны поставки продуктов и топлива в северные районы, которые практически недоступны зимой. Рассматривается вопрос об эвакуации жителей.

Правда так же и то, что русские не могут больше позволить себе так много покупать импортных продуктов (девальвация срезала доходы многих на 2/3 в долларовом выражении). От российского правительства тоже особой помощи нет. Государственных доходов едва хватит, чтобы покупать каждому горожанину ежедневную чашку чая; после августа они (доходы) уменьшились до 9$ в месяц на человека.

Но это не говорит о начинающемся голоде. Для начала, урожай зерна собрали 40 млн тонн, правительство утверждает, что еще 20 млн тонн есть в запасах. Россия еще по-прежнему ввозила зерно в октябре. Во-вторых, большинство жителей всегда покупали продукты местного производства, импортные были дороже из-за вкусовых добавок и красивых упаковок. В-третьих, Россия имеет положительный баланс платежей. В-четвертых, должностные лица смутно представляют, где по-настоящему нуждаются. Во время недавнего визита британских дипломатов в Норильск, отдаленный северный промышленный город, к ним обратились с просьбой о продуктовой помощи. Сколько и куда -- спросили они. Прошло три недели, а они все ждут ответа.

Коротко, если русские мерзнут и голодны, это не из-за нехватки топлива и продуктов, а из-за плохого правительства. Государство оказалось несостоятельным, к примеру, заботиться о заключенных, психиатрических больных и сиротах. Большие количества продуктовой помощи могут даже усугубить существующее положение, поддерживая коррупцию и все более ослабляя собственную российскую пищевую промышленность.

Эти вопросы обсуждались в 1991--1992 годах во время последней западной программы оказания гуманитарной помощи. Всякий раз как продукты в Россию были проданы по цене ниже рыночной, огромные количества распылялись по мелким коммерсантам, это несомненно давало широкое распространение продуктов, однако попадало вовсе не тем, кто более всего нуждался.

Ту же самую ошибку легко повторить. О распределении вновь посланной помощи из Америки (зерно + мясо), стоимостью 625 миллионов долларов, объявлено не было. Только 100 000 тонн адресно приходит в организации помощи, государственные руководящие органы получат остальное, и они либо раздадут либо продадут "по местным ценам".

Наблюдатели -- двое американских служащих, -- будут посланы для проверки как распределяется и используется помощь. "Основная ответственность лежит на правительстве России", -- говорит Крис Голдвайт, главный посредник.

Настойчивость присуща американской стороне. Россия на переговорах говорит об оплате российских таможенных пошлин и налоговых сборов на полученную гуманитарную помощь. Жадность, более чем нужда граждан, становится основной в мыслях правительства. В недалеком будущем ожидается следующий договор по замороженой птицепродукции.

Еще до того, как получено любое официальное обращение России, Европейский Союз уже готовит гуманитарную продуктовую помощь на 472 миллиона долларов. Едва замечен, можно сказать совсем упущен, вопрос о нехватке лекарств. "То, что действительно необходимо -- это инсулин и шприцы, а продукты -- только для тех, кто не имеет средств на покупку, -- говорит один скандинавский дипломат, который хорошо знает Россию и критикует действия ЕС. -- Последнее, в чем Россия нуждается -- это огромная продуктовая помощь".

"The Economist", Nov. 14--20th'1998.

Перевод В.Макаровой, специально для "НВС".

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+197+1